"Сергианство без диктатуры разлагает на атомы"
Жар благочестивый: русское православие между псевдокатехоном и квазидогматом. Татьяна Деркач о "трещине" раскола в РПЦ МП https://www.youtube.com/watch?v=vr0P7cUU1vI
По традиции, зима у нас всегда наступает без предупреждения. И в церковной жизни иногда совершенно внезапно случаются совершенно предсказуемые вещи. Гаванская встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском на Кубе прогнозируемо обострила все центробежные процессы в РПЦ, до того тщательно камуфлируемые и дезавуируемые. То тут, то там начали всплывать комментарии, статьи, коллективные письма тех, кого называют «ревнителями чистоты православия», с возмущениями в адрес Патриарха, который единолично, без согласования с Архиерейским собором, пошел на такой рискованный шаг. Тревожным звоночком стало появление «непоминающих» в Молдове. А в Украине ситуацию взорвала самая, казалось бы, преданная Патриарху Кириллу епархия – Черновицкая. В сети появился ролик с выступлениями клириков Банченского монастыря во главе с его настоятелем – викарным епископом Банченским Лонгином (Жаром). Краткое содержание выступлений таково: Патриарх Кирилл впал в ересь экуменизма, что дает право прекратить его поминание в качестве Господина и Отца.
В общем, пришла беда, откуда не ждали. Ведь угроза непоминания Предстоятеля Церкви в РПЦ считается сильнодействующим средством на грани фола, который симметрично вызывает равную себе силу противодействия. Схема управления РПЦ выстроена таким образом, что бюрократия – это все, а идеология – лишь вишенка на торте, и то далеко не одна. Но если уж говорить об идеологии, то непонятно, какие у «непоминающих» вообще претензии к Патриарху Кириллу. Ведь и он, и его нынешние идеологические оппоненты изначально поставили интересы государства Российского превыше всего. Прямое или косвенное продвижение идеологии «русского мира» главным образом предполагало вмуровывание именно геополитического камня во главу вероисповедного угла. Вряд ли у кого есть сомнения, что Патриарх поехал на Кубу по своей личной воле. И фигура пославшего не есть тайна за семью печатями. И цели этого одиозного визита понятны. Чистая политика, духовностью там с российской стороны и не пахло. Вы же сами этого хотели, ревнители православия. Жила бы Русь Святая, а остальное гори синим пламенем. Ну, вот, начало подгорать. Причем, судя по всему, с разных сторон.
Если бы букмекерские конторы принимали пари на дела церковные, то ставки бы разделились примерно следующим образом. Наиболее логичный для ревнителей православия выход при отсутствии поддержки со стороны Киева – создание парасинагоги со своими органами управления (обычно это так называемый «параллельный Синод»). Но это маловероятно. Во-первых, митрополит Онуфрий явно на стороне банченцев. По всем правилам гибридной войны, приемчикам которой московские кураторы неосмотрительно обучили Киевскую митрополию, она будет до упора делать вид, что ничего не случилось. При этом прещения с ее стороны в адрес «непоминающих» маловероятны, почти исключены. Во-вторых, УПЦ не привыкать к амбивалентности. В этой Церкви еще со времен предыдущего Предстоятеля в непересекающихся вселенных существуют люди, которые по своей доброй воле никогда б не сели за один стол выпить чаю. И эти параллельные миры научились как-то абстрагироваться от ситуации, не требуя только для себя эксклюзивного права на бренд «УПЦ». Поскольку ничего другого никто предложить не может, новоявленные «диомидовцы» будут пытаться усидеть на двух стульях: и в раскол не уйти (слишком много терять придется), и против своей совести не поступить.
Трещина в фундаменталистском крыле УПЦ может осложнить понимание извне, что происходит в Украине. Буквально до недавнего времени считалось, что в УПЦ есть две идеологические фракции – русофилы-патриархисты и украинофилы-автокефалисты. Теперь этот черно-белый мир заиграл неожиданными оттенками. Непоминание Патриарха Кирилла хоть и произошло по разным мотивам, но стало общей реакцией для части украинофилов и русофилов. Только одни это сделали в знак протеста против гибридного участия РПЦ в агрессии России против Украины (фундаменталисты как раз не против), а другие – против либерального богословия Патриарха (тут украинофилы не против). Ясно, что эти две группы «непоминающих» не найдут общего языка, но могут неосознанно инспирировать друг друга по принципу: «если им можно не поминать, то и мы имеем право». С другой стороны, совершенно не против Гаванской встречи еще две несовместимые друг с другом группы внутри УПЦ – украинофилы и «политправославные», и тоже мотивы непротивления тут прямо противоположные.
Несколько ниже ставки на то, что ситуация вырулит туда, куда ее поведет главный спонсор УПЦ депутат Вадим Новинский. Вот ему-то не позавидуешь. Долгое время считалось, что в роли Буриданова осла ему точно не бывать: умные и красивые все были аккуратно собраны в одном нерушимом лагере и за буйки старались не заплывать. Но вот оказалось, что российская геополитика довела Предстоятеля РПЦ аж до Гаваны, где основы православия в угоду этой геополитике были сотрясены и низвержены. И УПЦ оказалась на грани реального, а не искусственного раскола. Как же так? Россия же Катехон! И все сотрясания воздусей в Крыму, на Донбассе, в Сирии и далее везде направлены исключительно на то, чтобы Катехон стоял намертво, не допуская приход Антихриста в этот мир. А на Катехон ни за что ни про что наложили санкции, Катехону надо как-то жить. И Папа Римский – не последний человек в этом мире, кто мог бы замолвить словечко за страдальца, который как атлант удерживает на своих освященных боеголовках небо. Нет, господа, что ни говорите, но пирамида Маслоу всесильна, потому что она верна. А поскольку украинский епископат РПЦ санкции не коснулись, с чистой совестью можно начать борьбу за чистоту православия. Первичные же потребности удовлетворены, переходим на уровень выше. Думается, что господин Смотрящий не станет ломать все выстроенные здесь схемы и уничтожать собственное жизненное пространство. При этом не стоит забывать об уже упомянутой группе «политправославных», которых условно назовем «упоротые катехонщики». Они ранее ориентировались на Новинского, и в случае его демарша будут чувствовать себя преданными. Не исключено, что в свою поддержку они призовут из небезызвестных далей одного из идеологов «завещания батюшки Зосимы Сокура» Виктора Нусенкиса. Скорее всего, именно на «катехонщиков», то есть «политправославных», и будет ставить Моспатриархия в попытке сохранить свое влияние в Украине.
Еще один вариант в нашем воображаемом пари – «слив» самого Патриарха Кирилла. Мавр-то сделал свое дело. А то, что у него самого возникли проблемы – кого это теперь волнует? Москва, как известно, слезам не верит. Да, это может помочь удержать РПЦ еще какое-то время от распада. Креатуры Патриарха Кирилла переметнутся к победителю или новому главе, и антиэкуменический ажиотаж уляжется. Но не для того Патриарх Кирилл долго и упорно шел к власти, чтобы так бездарно и одномоментно ее потерять. Поэтому не исключено, что этот дипломат начнет собственную игру в «антимайдан». И для этого ему волей-неволей придется искать поддержки у… Вселенского Патриарха, известного «экумениста». А для этого нужно выполнить условие Вселенского Патриарха о безконфликтном проведении Всеправославного Собора на Крите. Что означает полный разрыв с собственными фундаменталистами, уже назвавшими этот Собор разбойничьим. Кроме того, в переговорах снова может всплыть Украина как предмет торга, но уже совсем в другом ключе. Украинцам будет обидно, конечно, но тут уж хоть тушкой, хоть чучелком – лишь бы «геть від Москви». Но в этом случае Патриарх рискует утратить поддержку своих «политправославных», которые за Украину как неотъемлемую часть Триединой Руси не одну косоворотку порвали на британский флаг.
Некоторое время интрига сохранялась в отношении того, к кому примкнет самая главная скрепа Патриарха Кирилла в Украине – группа архиереев, которых условно называют «лобби». Но долго держать паузу им не удалось. Первым «нож в спину» всадил митрополит Одесский Агафангел. Ни на кого прямо не указывая, он намекнул, что отпадение католиков от православия – причина самой страшной ереси, которая была в истории Церкви, и призвал свою паству «усердно стоять за чистоту нашей веры, за сохрание апостольского и святоотеческого учения, защищая его от «волков в овечьей шкуре», пытающихся проникнуть в стадо Христово, чтобы похитить наши души, занеся туда яд ересей и соблазнов экуменизма». Вот тебе, бабушка, и столп русского православия! Ах, как, вероятно, пожалел бывший митрополит Смоленский и Калининградский, что в свое время вывел этот одиозный персонаж из состояния «stand-by», куда его отправил тогдашний Митрополит Киевский Филарет!
Из всего вышесказанного можно сделать промежуточный вывод. С большой долей вероятности, епископат УПЦ будет постепенно группироваться вокруг своего Предстоятеля, Митрополита Онуфрия. Но ему теперь будет очень проблематично говорить за всю УПЦ, что та находится в молитвенной связи с РПЦ. Разве с Патриархом-еретиком можно находиться в молитвенной связи? Да ведь РПЦ в свое время ушла из-под Константинополя именно по этому же поводу! Но проблема в том, что УПЦ сама по себе не объект в мировом православии. Значит, чтобы противостоять давлению своего административного центра, ей тоже придется искать пути сближения с ранее критикуемым за «экуменизм» Константинополем. Но уже со своей программой действий на тот случай, если Патриарх Кирилл пойдет на крайние меры и бунтовщиков оставит без каноничности. Кого признает Фанар – тот в доме и хозяин. Страшно уходить в раскол в одиночку. А всей церковной полнотой – это разве раскол?
Нота бене. Владыка Лонгин (Жар) прекрасно понимает, по какому праву он говорит такие резкие слова в адрес того-кого-нельзя-критиковать. У него устойчивая репутация «отца трехсот сирот», и с этим аргументом трудно спорить. Тем более гедонисту Патриарху Кириллу, всю жизнь ведущему виртуальную борьбу с обществом потребления только в своих малоубедительных проповедях. Но проблема в том, что вероучительные убеждения владыки Лонгина весьма приближены к тому краю спектра, за которым начинается классическое мракобесие. И в этом богословская слабость его позиции. Он ревнитель чистоты того школьного православия, которое было искусственно скомпилировано из исторических фактов и небылиц, вырванных из контекста изречений церковных авторитетов и псевдорелигиозных идеологических штампов, целью которых было воспитание вполне определенной категории священников – апологетов самодостаточности и непреходящей безошибочности духовного пути Православной Церкви после Великой Схизмы. Поэтому «непоминающие» автокефалисты за Жаром не пойдут в силу своей отягощенности интеллектом и здоровым богословским образованием.
Тем не менее, при всех своих минусах владыка Лонгин канонически почти ничем не рискует. В свое время епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) был легко выброшен на обочину жизни только потому, что был по сути один. Удмуртские «непоминающие» из Ижевской епархии РПЦ нашли в конечном итоге приют в РПЦЗ(А), и их история еще может не один раз повториться. А у Лонгина Жара хорошие связи с теми представителями Румынской Церкви, которые совершенно искренне разделяют его позицию. Так что в канонической изоляции он явно не окажется, случись вдруг что.
Что же касается РПЦ, то ее безоблачное будущее с такими данными под большим вопросом. Патриарх Кирилл так ювелирно воткнул церковный корабль аккурат в самое узкое место между Сциллой и Харибдой, что грех теперь обижаться на многочисленных «врагов Церкви», которые не откажут себе в удовольствии насладиться созерцанием этого чудного цуг-цванга. Его отказываются считать Господином и Отцом два несовместимых между собой фланга в УПЦ – и украинофилы, и русофилы. Оба этих фланга идейные, а не конъюнктурные. Можно только гадать, как бы поступил Глава РПЦ, если б ему дали возможность быть самим собой и принимать решения самому. Но коридор для его маневра очень узок. Закрой Глава РПЦ глаза на весь сонм «непоминающих» – полетит в тартарары вся церковная вертикаль и дисциплина. Запусти он процедуру канонических запретов – получит россыпь парасинагог. Это если ему удастся под чистку рядов собрать Архиерейский собор, члены которого весьма обижены за игнор при подготовке Гаванской декларации. Отзови он подпись под Гаванской декларацией – его сильно не поймут в Кремле. Да, можно еще попробовать поменять спонсора УПЦ. В общем, дверцей похлопать и в выхлопную трубу подуть. А можно просто всех перессорить – вообще самый универсальный способ решить много проблем за один раз.
В этом месте повествования должна появиться мораль. Помнится, король Англии Генрих Восьмой очень хотел наследника. Ради него он отправил одну жену в затвор, другим отрубил голову. Его демонические усилия увенчались успехом - третья жена Джейн Сеймур родила ему сына. Но роды протекали так, что из двух жизней врачи предложили выбрать только одну. И король подписал смертный приговор той, кто реализовал его мечту – своей жене.
Русской Церкви рано или поздно придется делать исторический выбор, кому из двух господ служить. Или подписать приговор своей беззаветной службе в интересах государства, или принять приговор самой себе. А по финальной перегруппировке сил в УПЦ можно будет понять, чем эта церковная структура является в действительности - ручным «чего изволите» Патриарха Московского, либо искусным имитатором предписанной ей линии поведения. Делаем ставки, господа?
Татьяна Деркач,
"RISU", 4 апреля 2016 г.
http://rpczmoskva.org.ru/stati/tatyana-derkachsergianstvo-bez-diktatury-razlagaet-na-atomy.html
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи