О кумире Т. Шевченко
Вопрос: Очень часто на экранах телевизоров можно видеть священников, благословляющих украинских революционеров. Причём рядом с ними находятся портреты Тараса Шевченко.
А разве памятники Т. Шевченке не являются такими же идолами, как и монументы В.И. Ленину?
Сергей С.
Ответ: Дорогой Сергей, Господь говорит: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20:4). Увы, именно эту заповедь в наше время особенно часто нарушают. Уже давно Тарас Шевченко превратился в настоящего идола украинского национализма. В Советском Союзе был настоящий культ этого человека и со школьной скамьи детям вдалбливали в головы мысль о том, что Шевченко — величайший поэт Украины и борец за народное счастье.
К сожалению Московская Патриархия по понятным причинам не только не боролась с этим культом, но и всячески поддерживала его. В последние годы «Блаженнейший» митрополит Киевский Владимир (Сабодан) систематически демонстрировал свою приверженность культу личности Шевченко, и это несмотря на то, что «неистовый Кобзарь» был богоборцем, проповедником убийств и насилия, русофобом и ненавистником исторической России.
Например, в стихотворении "Юродивый" Шевченко обращается к «Всевидящему Оку» (т. е. к Богу) и пишет:
А ти, Всевидящеє око!
Чи ти дивилося звисока,
Як сотнями в кайдани гнали
В Сибір невольників святих;
Як мордували, розпинали
І вішали. А Ти не знало?!
І Ти дивилося на них
І не осліпло. Око, Око!
Не дуже бачиш Ти глибоко!
Ти спиш в кіоті, а царі...
Нижний Новгород, 1857
А вот другой «шедевр». В стихотворении «Сон» («Гори мої високії») читаем:
Я так її, я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душу погублю!
1847
И таких сатанинских строчек в поэзии Шевченко множество. Особенно кощунственно он пишет о Пресвятой Деве Марии, но мы по понятным причинам не будем цитировать эти мерзости, дабы не оскорблять христианский слух.
Вспомним, что в знаменитом своём «Завещании» Шевченко опять богохульствует и призывает к кровопролитию:
Як умру, то поховайте
Мене на могилі,
Серед степу широкого,
На Вкраїні милій,
Щоб лани широкополі,
І Дніпро, і кручі
Було видно, було чути,
Як реве ревучий.
Як понесе з України
У синєє море
Кров ворожу... отоді я
І лани і гори —
Все покину і полину
До самого Бога
Молитися... А до того —
Я не знаю Бога.
Поховайте та вставайте.
Кайдани порвіте
І вражою злою кров'ю
Волю окропіте.
І мене в сім'ї великій,
В сім'ї вольній, новій
Не забудьте пом'янути
Незлим тихим словом.
1845 г.
Кого же Шевченко считал своими врагами, чьей «злою кровью» нужно «окропить волю»? Ответ мы найдём в безчисленных стихах поэта, пропитанных ненавистью к русскому народу и другим народам.
Поражаешься нравственной нечистоплотности этого человека! Мало кто знает, что Шевченко смог стать свободным человеком и получить прекрасное образование благодаря деятельному участию Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Государя Императора Николая I. Царица тяжело болела, была физически слабой, что не мешало ей творить добрые дела. И какова же была благодарность Шевченко? Он пишет в поэме «Сон» (1844):
"...Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!"
А на следующий день после кончины императрицы (19 октября 1860 г.) Шевченко написал следующие строки, адресованные к в Бозе почившей Государыне:
Хоча лежачого й не б'ють,
То і полежать не дають
Ледачому. Тебе ж, о суко!
І ми самі, і наші внуки,
І миром люди прокленуть!
Не прокленуть, а тілько плюнуть
На тих оддоєних щенят,
Що ти щенила. Муко! Муко!
О скорбь моя, моя печаль!
Тебе, о люту, зацькують!
В ходе следствия по делу о «Кирилло-Мефодиевском обществе» Император Николай I прочитал поэму в оригинале. Вот как рассказал об этом В.Г. Белинский в письме к П.В. Анненкову:
«Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля - один на государя императора, другой - на государыню императрицу.
Читая пасквиль на себя, государь хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы за то только, что он глуп. Но когда государь прочёл пасквиль на императрицу, то пришёл в великий гнев, и вот его собственные слова: "Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?"
...Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на императрицу должен быть возмутительно гадок».
Да, именно гадок! Но не только. Шевченко призывает уничтожать Святую Русь и всё, что с ней связано. В своём стихотворении «Кавказ» (1845) он призывает к убийству Царской Семьи:
А сльоз, а кровi? Напоїть
Всiх iмператорiв би стало
З дiтьми i внуками, втопить
В сльозах удов'їх.
В ХХ столетии мечта Шевченко исполнилась: святая Царская Семья была зверски убита.
Шевченко учит ненавидеть русских и всё русское, но на этом он не останавливается. В его стихах мы находим поэзию убийства и поляков, и евреев. Невольно вспоминаются страшные годы Второй Мировой войны, когда почитатели Шевченко убивали женщин, стариков, детей точно так, как об этом писал «поэт»:
...Гнилий Тiкич
Кровью червонiє
Шляхетьскою, жидiвською...
...не вважають
На лiта, на вроду
Шляхтяночки й жидiвочки.
Тече кров у воду...
Всi полягли, всi покотом;
Нi душi живої
Шляхетської й жидiвської...
А Галайда, знай, гукає..:
"Дайте ляха, дайте жида!
Мало менi, мало!"...
Розiйшлися гайдамаки...
З ножем у халявi
Жидiв кiнчать...
"Гайдамаки" (1839-1841).
Но довольно нам вспоминать все эти поэтические мерзости бесноватого Тараса. Скажем лишь, что попытки сравнивать Т. Шевченко с А.С. Пушкиным не выдерживают ни малейшей критики. Пушкин, отдавший в молодые годы дань многим заблуждениям и порокам своего времени, несмотря на это покаялся и стал на путь христианской жизни. Зрелый Пушкин — патриот и убеждённый монархист.
Да, перед смертью он вновь упал, приняв участие в дуэли, но смог покаяться и кончина его была праведной. Шевченко же умер без намёка на покаяние в результате многолетнего злоупотребления алкоголем.
Вспомним, как высоко оценивали творчество Пушкина Блаженнейший митр. Антоний (Храповицкий) и другие выдающиеся деятели Русской Зарубежной Церкви.
Ничего подобного мы не можем сказать о несчастном Тарасе. В молодости он писал неплохие стихи. В некоторых из них он говорит о Боге. Но адская злоба заполнила душу Тараса. Не случайно величайший русский писатель Малороссии Николай Васильевич Гоголь заметил о его творчестве: «Дёгтю много. И даже дёгтю больше, чем поэзии».
Не случайно, что украинские националисты, опьянённые идеями Шевченко предательски убили генерала Фёдора Артуровича Келлера. Они же гнали будущего Первоиерарха РПЦЗ митр. Киевского Антония (Храповицкого) и творили множество других беззаконий, главными из которых были массовые убийства в годы Гражданской войны и Второй Мировой.
Вот почему в Русской Зарубежной Церкви никогда не было почитателей Т. Шевченко.
Конечно, сегодня, чтобы говорить на Украине о Шевченко в русском духе, руководствуясь правдой и только правдой, требуется немалое мужество. И всё же мы должны избегать сергианства не только по отношению к советской идеологии, но и другим чуждым Православию учениям, в том числе и по отношению к идеологии украинского национализма.