«Уходили мы из Крыма…»
11 ноября 1920 года началась одна из крупнейших, отлично организованных и бескровных операций по эвакуации морем. Данная операция, которую некоторые отечественные историки называют не иначе, как «великий исход», была заранее тщательно проработана и спланирована штабом генерала Петра Николаевича Врангеля. За 5 дней (с 11-16 ноября) из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, вместивших в себя около 150 тысяч человек...
Среди эвакуированных было до 15 000 казаков, 12 000 офицеров, 4000-5000 солдат и офицеров регулярных частей, свыше 30 000 офицеров и чиновников тыловых частей Русской Армии П.Н. Врангеля, 10 000 юнкеров и до 60 000 гражданских лиц, в большинстве своем — семей офицеров и чиновников. План операции был разработан еще в мае. Все корабли, и другие плавсредства были распределены по портам. В тех же портах "приписки" был образован неприкосновенный запас угля, машинного масла и продовольствия на случай объявления эвакуации. Также были предусмотрены все меры для недопущения паники в городах, давки при погрузке, и даже возможных конфликтов на кораблях. Ведь ранее при эвакуации в Одессе и Новороссийске были зафиксированы частые случаи, когда из-за недостатка мест на кораблях, люди в агонии выкидывали друг друга за борт. Успех операции через двадцать лет оценили бывшие противники Врангеля. Его план был использован советскими военно-начальниками при эвакуации советских войск с полуострова зимой 1941-1942гг..
Но это было потом. А пока, утром 11 ноября 1920 года черный барон белого Крыма (как часто называли генерала Врангеля), последний правитель Белого Юга России, отдал приказ об эвакуации . В нем в частности говорилось: "всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага".
Интересно, что на момент начала эвакуации не одна из стран не подтвердила свое согласие на принятие судов. Судьба отъезжающих была неизвестна. К тому же у крымских властей был недостаток топлива, что могло привести приведет к большой скученности на пароходах. Не было средств для помощи в пути, не хватало провианта и лекарств.
Как только было принято решение об эвакуации из Крыма, сразу же был отдан приказ о сосредоточении судов в портах, согласно выработанному плану. Войска, получив приказ оторваться от противника, быстрыми переходами, в течение двух-трех дней, достигли указанных им портов.
С раннего утра по улицам Севастополя начали передвигаться повозки и группы людей направлявшихся в сторону порта. Желающие выехать записывались в штабе генерала Скалона, и их количество оказалось столь велико, что уже тогда стало ясно, что расчеты Южнорусского правительства и штаба Врангеля будут значительно превзойдены, а тоннажа судов может оказаться недостаточно. Днем 12 ноября в Севастополь прибыли перегруженные людьми последние поезда, в том числе поезд командующего 1-й армией генерала Кутепова. Погрузка лазаретов, многочисленных управлений и служб, а также населения шла довольно организованно и в полном порядке.
Утром 14 ноября генерал Врангель и командующий флотом адмирал Кедров объехали на катере грузящиеся суда Севастополя, погрузка которых почти закончилась. В тот же день суда из Севастополя стали выходить в море, а утром 15 ноября прибыли в Ялту. Затем многочисленные плавсредства пошли на Феодосию. В Феодосии погрузка проходила менее удачно. В Керчи эвакуация началась позже всех.
14 и 15 ноября здесь в спокойной обстановке шла посадка на "Мечту", "Екатеринодар", "Хоракс", "Поти", "Самару". Еще за городом офицеры и квартирьеры Керченского гарнизона, собранные в отдельный батальон, специально предназначенный для поддержания порядка при погрузке, встречали подходившие части, указывали им дорогу к пристани, сообщали правила погрузки. Грузились конные части донских и кубанских казаков, местный гарнизон и тыловые учреждения. Ярким солнечным днем 16 ноября погрузились последние патрули юнкеров.
Пароходы вышли в море перегруженными до крайности, все палубы и мостики, трюмы и проходы были буквально забиты людьми.
Так ушел в свой последний поход русский Черноморский флот. В последний поход ушла и Русская, (бывшая Добровольческая) армия. Так печально закончилась история некогда великой империи...
Над Черным морем, над белым Крымом
Летела слава России дымом.
Над голубыми полями клевера
Летели горе и гибель с Севера.
Летели русские пули градом,
Убили друга со мною рядом,
И Ангел плакал над мертвым ангелом…
Мы уходили за море с Врангелем.
Владимир Смоленский (1901 -1961)
Комментарии
Преклонимся перед подвигом наших Отцов Белых воинов.
Понятно почему для нас Крым -- священная земля.
Протод. Герман
RSS лента комментариев этой записи