В Вестминстере разоблачают масонов
От парламентских лож Великобритании требуют выйти из тени
Объединенная великая ложа Англии (UGLE) – старейшая масонская ложа в мире – опубликовала открытое письмо под красноречивым заголовком «Хватит – значит хватит!» («Enough is enough»). «UGLE считает, что продолжающийся грубый оговор 200 тысяч ее членов в прессе – это самая обыкновенная дискриминация. Заявить об этом – наш долг перед своими членами, которые не заслуживают такой стигматизации. Ни одна организация в мире не станет терпеть такого обращения – не станем и мы. С этим же заявлением я обратился в Комиссию по равенству и правам человека», – написал в послании исполнительный директор UGLE Дэвид Стэплс. Так вольные каменщики отреагировали на заявления, почти одновременно прозвучавшие в их отношении в парламенте и Церкви Англии.
В 2017 году UGLE отметила свое 300-летие. Праздничные мероприятия прошли в 11 кафедральных соборах Англиканской церкви: Кентерберийском, Солсберийском, Винчестерском, Манчестерском, Линкольнском, Уэльском и Эксетерском, а также в соборах Лестера, Труро, Питерборо и Челси. На февральских заседаниях с.г. Генерального синода Церкви Англии был поднят вопрос о соответствии христианской доктрине проведения такого праздника в храмах. Епископ Ковентри Кристофер Коксуорт напомнил священнослужителям о принятом Синодом в 1987 году докладе комитета под руководством социолога Маргарет Хьюэтт «Масонство и христианство: совместимы ли они». В нем утверждалось, что «совместимость масонства и христианства невозможна по ряду фундаментальных причин», христиане «находят влияние масонских ритуалов нежелательным, а некоторые воспринимают их как безусловно греховные» и покидают масонские ложи «именно потому, что воспринимают свое членство в них как противоречащее христианской вере». Тем не менее согласие в том, совместимы ли масонские практики с христианской верой, Церковью Англии тогда не было достигнуто. В отличие от Святого престола подготовленная комиссией будущего понтифика, а тогда префекта Конгрегации доктрин веры Йозефа Ратцингера «Декларация о масонских ассоциациях», объявляющая участие в масонском движении смертным грехом для католика, была одобрена в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Кроме того, масонов Великобритании связывают с Англиканской церковью еще и значительные суммы, пожертвованные последней на содержание кафедральных соборов, в которых проводились праздничные мероприятия. Так, сайт масонов Восточного Кента сообщает о 302 тыс. фунтов стерлингов, собранных на реставрацию Кентерберийского собора в рамках подготовки к празднованию трехсотлетия Объединенной ложи.
Однако «масонский вопрос» поднял не только Генеральный синод. 4 февраля с.г. газета Guardian опубликовала сообщение о двух тайных ложах, продолжающих действовать в стенах британского парламента: New Welcome Lodge, освященной в 1929 году и включающей исключительно парламентариев, и Gallery Lodge, состоящей из журналистов. Первую из них, первоначально состоявшую только из членов партии лейбористов, обвиняли в воздействии на итоги парламентских выборов еще в 1935 году, а в 1989 году она стала предметом расследования в Палате общин Великобритании. Кроме того, журналисты опубликовали название Alfred Robbins Lodge – второй «журналистской» ложи в парламенте.
5 февраля Национальный союз журналистов (NUJ) и представители парламентских консерваторов призвали своих коллег, состоящих в масонских ложах, обнародовать информацию о своем членстве. «Доверие к журналистике абсолютно необходимо, и прозрачность масонства давно назрела. NUJ поддерживает призыв к журналистам и депутатам заявлять о своем членстве в ложах в их «Регистре интересов» (специальный документ, декларация финансовых интересов. – «НГР») при работе в парламенте», – цитирует Guardian генерального секретаря NUJ Мишель Станистрит. А парламентарий из города Тотнес Сара Уолластон написала в микроблоге в Twitter: «Интересно, зачем вообще кому-то с этим связываться, если не ради шанса на несправедливое преимущество? Разумеется, необходимо объявлять о своем членстве в масонах, если вашу работу оплачивают налогоплательщики». Дэвид Стэплс ответил на это, что куда больше масонов заявили бы о своем членстве, если бы не опасались предрассудков и дискриминации, которую бы они неизбежно вызвали.
Наконец, 31 декабря прошлого года Стив Уайт, возглавлявший тогда Полицейскую федерацию Англии и Уэльса (согласно английскому законодательству, сотрудники полиции не имеют права организовывать профсоюзы – права сотрудников представляет федерация), заявил, что масоны препятствуют реформам правоохранительных органов, блокируя продвижение по службе женщин и меньшинств. «То, что делают люди в их личной жизни – их дело, но когда это начинает влиять на работу – это становится проблемой. В ряде случаев мои коллеги подозревали, что масоны препятствовали реформам. Мы должны быть уверены в том, что люди принимают решения по правильным причинам, и необходимо продолжать культурные преобразования в федерации, которая должны отражать состав полиции», – сказал он.
Кандидат исторических наук, член совета Международной ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма Евгений Кузьмишин уверен, что громкие заявления в прессе – это рецидив давно укоренившейся в обществе «тлеющей» фобии, а самих британских масонов не стоит представлять как исключительно элитарное сообщество. «Масонство в Великобритании является старинным общественным институтом, целиком интегрированным в британское общество на всех уровнях, от правящего дома до младшего офисного клерка. Подозревать их в каких бы то ни было революционных планах, неординарных верованиях, черной магии – абсурдно. Масонство в разных странах в разные времена было очень разным. Во Франции, Италии и Германии, например, в XVIII–XIX веках в нем состояло множество революционеров и оккультистов. На этом материале и написаны все основные конспирологические труды, обвиняющие масонов в пресловутом всемирном заговоре. Но тем смешнее, когда эти обвинения переносятся на инородную почву английского масонства, которое никогда в истории в этом не обвинялось и никогда таковым не было», – сказал он «НГР».
Последний громкий скандал разгорелся в 2003 году в связи с антимасонскими высказываниями тогдашнего епископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, отношение которого к масонам успело измениться за время его пребывания на кафедре: в 2011 году он рукоположил епископом Эббсфлита масона Джонатана Бейкера. При этом с 1980-х годов антимасонская повестка традиционна для левого крыла парламента: так, по мнению эксперта, именно социалисты в 1980-х годах подталкивали Церковь Англии к конфликту с UGLE, надеясь использовать масонскую тему для того, чтобы помешать переизбранию Маргарет Тэтчер. «Левые парламентарии принялись усиленно писать запросы, и Синод нехотя начал расследование и слушания. Тэтчер переизбрали. Масоны с удивлением отчитались перед комиссией Синода через своих представителей – масонов-епископов и масонов-викариев. Потом они решили перестраховаться, представили комиссии Синода свои ритуалы и внесли в них правки по рекомендациям комиссии. Герцог и принц Кентские, руководители английского масонства, сделали заявления для прессы, и все подумали, что на этом все закончится», – рассказал Кузьмишин. Однако, считает эксперт, «левые газеты не успокоились и не успокоятся никогда». «В конце октября 2017 года прошло масштабное празднование 300-летия масонского братства в Альберт-холле. Лично я делал ставку на начало декабря, но рождественские каникулы – не время для скандалов в прессе, и английским газетам пришлось подождать с началом до начала февраля. Тема залежалась, и вот настало самое время сдуть с нее пыль и снова пустить в люди», – предполагает Кузьмишин.
Масонские ложи вызывают беспокойство не только у британских парламентариев. Напомним, в марте 2017 года депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверки деятельности масонских лож, активно вмешивающихся, по его мнению, во внутреннюю политику России.
Метки: масоны, великобритания