Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.) Слово въ недѣлю Торжества Православія.
Нынѣ первая недѣля Великаго поста, праздникъ, именуемый «Торжество Православія». Установленъ этотъ праздникъ въ IX-мъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ въ память освобожденія Св. Церкви отъ гоненій со стороны еретиковъ-иконоборцевъ.
Иконоборческая ересь долго и жестоко терзала Св. Церковь. Храмы въ то время лишены были своего благолѣпнаго украшенія святыми иконами. Многіе архіереи, клирики, иноки и міряне, защищавшіе иконопочитаніе, подвергались мученіямъ и ссылкѣ. Седьмой Вселенскій Соборъ осудилъ иконоборческую ересь, но и послѣ Собора были въ числѣ греческихъ императоровъ еретики-иконоборцы, продолжавшіе гоненіе на православныхъ за иконопочитаніе. И вотъ, когда казалось, что ересь побѣждаетъ силу Вселенскаго Собора, тогда Самъ Богъ чудеснымъ образомъ прекратилъ ея господство. Послѣдній, самый жестокій, императоръ-иконоборецъ Ѳеофилъ впалъ въ тяжкую болѣзнь. Жена его, православная императрица Ѳеодора, сидя у постели больного мужа, видѣла въ видѣніи строгій Судъ Божій надъ нимъ и, очнувшись, услышала, что и самъ Ѳеофилъ исповѣдуетъ свой грѣхъ, признавая справедливый судъ Божій надъ собой за иконоборчество. Ѳеофилъ умеръ и немедленно же послѣ его смерти съ большимъ торжествомъ возстановлено было иконопочитаніе, а православные архіереи и прочіе страдальцы за истину возвращены были изъ ссылки. Тогда провозглашена была анаѳема всѣмъ еретикамъ.
Слово «анаѳема» употребляется въ посланіяхъ св. апостола Павла. Кто не любитъ Господа Іисуса Христа, говоритъ апостолъ, анаѳема —маранаѳа (1 Кор. 16, 22), т. е. да будетъ отлученъ до пришествія Господа.
Анаѳемѣ предаются явные враги Божіи, противящіеся истинѣ и повреждающіе Богооткровенное ученіе Св. Церкви, — предаются по суду законныхъ епископскихъ соборовъ. На каждомъ изъ семи Вселенскихъ Соборовъ была произнесена анаѳема на еретиковъ, являвшихся въ тѣ времена. Сила произнесенной Вселенскими Соборами анаѳемы простирается на всѣ времена, т. е. если и въ настоящее время кто будетъ возобновлять какую-либо изъ осужденныхъ соборами ересей, то онъ уже подлежитъ анаѳемѣ безъ особаго суда надъ нимъ.
И анаѳема, произнесенная святѣйшимъ Патріархомъ Тихономъ въ 1918 году на большевиковъ, имѣетъ такую же силу, т. е. всякій сообщникъ гонителей Св. Церкви, открыто объявившихъ себя врагами Божіими, безъ всякаго сомнѣнія долженъ быть отвергаемъ нами отъ общенія. Не преклоняйтесь, говоритъ апостолъ, подъ чужое ярмо съ невѣрными, ибо какое общеніе праведности съ беззаконіемъ. Что общаго у свѣта со тьмою. Какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ, или какое соучастіе вѣрнаго съ невѣрнымъ (2 Кор. 6, 14-15).
Анаѳематствованіе явныхъ враговъ Божіихъ, возстающихъ на истину и повреждающихъ благочестіе въ церковномъ обществѣ, имѣетъ тотъ же смыслъ, что отсѣченіе безнадежно поврежденнаго члена, отсѣченіе ради сохраненія отъ болѣзни всего тѣла. Еретика, послѣ перваго и второго вразумленія, отвращайся, писалъ св. апостолъ Павелъ Титу, зная, что таковой развратился и грѣшитъ, будучи самоосужденъ (Тит. 3, 10-11).
Но есть иной видъ церковнаго отлученія, — отлученія не до второго пришествія Господа, что означаетъ «анаѳема», а на опредѣленный срокъ. Анаѳематствованіе, какъ мы сказали, имѣетъ смыслъ отсѣченія безнадежно поврежденнаго члена, а отлученіе на опредѣленный срокъ уподобляется врачеванію больного, когда есть надежда на выздоровленіе.
Заболѣвшаго заразительною болѣзнію отдѣляютъ отъ общенія съ здоровыми и назначаютъ ему особую пищу, лѣкарства и прочее. Не навсегда заразно-больной отдѣляется отъ прочихъ людей и подчиняется предписаніямъ врача, а только до тѣхъ поръ, пока не будетъ побѣждена болѣзнь его врачебнымъ искусствомъ и общеніе съ нимъ не будетъ уже грозить заразою для здоровыхъ. Такъ и «недугъ грѣха... производитъ многія отрасли вреда, изъ которыхъ зло обильно разливается и далѣе распрострнаняется, доколѣ не будетъ остановлено силою врачующаго» (VI-го Вселенскаго Собора, пр. 102). Большое затрудненіе для врача и задержка въ лѣченіи бываетъ, если больной самъ, или окружающіе его допускают что-нибудь вопреки указаніямъ врача, такъ и при врачеваніи недуга грѣха прежде всего приходится смотрѣть на расположеніе согрѣшившаго и наблюдать, къ здравію ли онъ направляется, или напротивъ, собственными нравами привлекаетъ къ себѣ болѣзнь (Тамъ же).
Церковныя правила точно указываютъ епитиміи за всякій видъ грѣха, т. е. назначаютъ сроки отлученія отъ Святого Причащенія и даже — за весьма тяжкіе грѣхи — удаленіе отъ общей молитвы въ храмѣ съ вѣрными. Но тѣ же правила предоставляютъ епископу право всѣ эти сроки сокращать, если кающійся обнаруживаетъ готовность нести наложенную на него епитимію и показываетъ плоды покаянія, т. е. дѣлами своими свидѣтельствуетъ, что возненавидѣлъ грѣхъ свой и освободился отъ него.
«Аще врачу не сопротивляется», говоритъ правило, «и душевную рану чрезъ приложеніе предписанныхъ врачевствъ заживляетъ: въ таковомъ случае по достоинству возмѣривати ему милосердіе» (Тамъ же). «Для непріемлющихъ же совершенства покаянія слѣдовати преданному образу» — говорится въ томъ же правилѣ. То есть если согрѣшившій не обнаруживаетъ усердія къ покаянію, то къ нему слѣдуетъ во всей строгости прилагать установленное правилами наказаніе.
Въ томъ и другомъ случаѣ имѣется въ виду одна цѣль: «непремѣнно, которымъ либо образомъ, или посредствомъ суровыхъ и вяжущихъ, или посредствомъ болѣе легкихъ и мягкихъ врачебныхъ средствъ, противодѣйствовати недугу, и къ заживленію раны подвизатися» (Тамъ же).
Таковъ смыслъ и исповѣди предъ духовникомъ. Кающійся долженъ приступать къ исповѣди съ сознаніемъ своихъ душевныхъ недуговъ и съ желаніемъ и надеждою исцѣлиться отъ нихъ, а духовникъ долженъ принимать исповѣдь съ молитвою къ Богу объ исцѣленіи кающагося отъ тѣхъ недуговъ, какіе онъ въ себѣ усмотрѣлъ и которые исповѣдалъ.
Идя на исповѣдь, кающійся долженъ такъ расположить себя, чтобы сказать: «Батюшка, вотъ я въ чемъ согрѣшаю и не могу побороть этого грѣха. Помоги мнѣ данною тебѣ отъ Бога благодатію укрѣпиться противъ грѣха и освободиться отъ него». Такъ кающемуся полезно чаще приступать къ Св. Причащенію. А кто только говоритъ о грѣхѣ, въ которомъ пребываетъ, не прося объ исцѣленіи отъ него и не выражая готовность, прекратить его, надъ такимъ духовникъ долженъ произнести судъ и запретить ему приступать къ Святому Причащенію.
И въ томъ и другомъ случаѣ у духовника цѣль одна — спасеніе исповѣдующагося, а средства приходится употреблять неодинаковые: нельзя всѣхъ безъ различія допускать до Св. Причащенія, ибо, какъ говоритъ апостолъ, ядый и пія (Тѣло и Кровь Христовы) недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая Тѣла Господня (1 Кор. 11, 29).
Въ недѣлю Православія 1928 г.
(Архіепископъ Симонъ, «Поученія», 1928-1929 гг.)
Источникъ: «Торжество Православія» — слово архіепископа Симона Пекинскаго. // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville, 1998. — №3 (1600). — С. 4-5.