АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Епископ Митрофан: Как достигнуть счастья (+fr)


Счастье, – в чем оно и как его достигнуть? Счастье – в оправдании жизни. Счастье – это не минутное удовольствие, не временная преходящая удовлетворенность. Счастье – это непреходящее радостное состояние духа, которое уносит с собой человек, переступая и грань Новой Жизни.

С вопросом о счастье обратился ко Христу юноша. «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» – вопросил юноша Христа. «Соблюди заповеди», – сказал ему ХристосъА что означает : «соблюди заповеди»? В заповедях начертан путь нашего восхождения к Богу, путь, ведущий к духовной зрелости, к получению силы Духа Святого чрез свободное, добровольное слияние сердца и воли человека с волей Божией. И завершается этот путь в утверждении человека в любви : «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это – путь к счастью.

Добрым, правильным путем шел в жизни своей юноша : «От юности моей» соблюдаю я все заповеди, – ответил юноша Христу, не заметив, что остановился-то он на полпути, не дошел до конца в своем духовном развитии. Добрый и чистый юноша и, вместе с тем, бедный, он не заметил недостающего в его жизни, не заметил, что не достиг главного, не достиг дара любви : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим», – сказал ему Христосъ, – «и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, и следуй за Мной». Исполнение заповедей не есть еще следование за Христом. Исполнение заповедей – это элементарное требование жизни нормального человека. Таков был ответ юноше. И юноша, услыхав слово Спасителя, «отошел с печалью».

Итак, в Евангельском чтении сегодняшнего дня указывает Господь на то, что исполнение заповедей Божиих, данных чрез Моисея, является лишь начальной ступенью, ведущей к духовной зрелости человека, и что следующей ступенью в оправдании жизни, в достижении счастья, является утверждение человека в любви. С печалью отошел юноша от Христа, слово Спасителя не вместилось в его сердце.

Благословенно, дорогие, богатство; однако, благословенно оно там, где совершается служение высшей ценности, где служит оно средством для достижения какой-либо высокой цели, служению ближним, укреплению для всех нас общего Дела – Дела Божия на земле. Но если человек, будучи равнодушен к высшим целям, в то же время проявляет неравнодушие к материальным благам, о нем можно сказать, что он – язычник, идолопоклонник, что это духовно разложившийся и умственно дряхлый, несмотря даже на свои молодые годы.

Мы с вами ученики Христовы. Как таковые, следуем ли мы за Христом? Или, подобно евангельскому юноше, и наше сердце не приемлет слова Господня? Ведь, жизнь, дорогие, без любви к Богу и к ближнему – это жизнь вне Бога, жизнь без Бога, а лишь пребывание в украшающей жизнь религиозной традиции, это – жизнь в самообмане.

Говоря о трудностях, которые вызываются в духовной жизни материальными излишками, поражающими наши сердца и волю, Господь предупреждает нас, чтобы мы с вами не впали в самообман. Двусоставен человек : это – плоть и «внутренний человек», «я». Или иначе: человек это «я», облеченный в рубашку, которую когда-то сброшу с себя, по словам св. Иоанна Златоуста. Так вот, чем мы живем, – запросами «внутреннего человека» или запросами плоти? Нынешний человек руководствуется, в большинстве, требованиями плоти, живет плотским мышлением и подавлен в нем в плоть облеченный «внутренний человек». Плотским стал человек и... душевно плоским. Посему-то он неизбежно впадает во власть самомнения, своеволия и самолюбия, он лишь моментами вспоминает о Боге и жизнь его протекает вне Бога, без Христа. А там, где сердце и ум находятся во власти самомнения и самолюбия, там нет места действию Духа Святого, там действует «дух времени» и, увы, человек-христианин впадает в состояние тоски, неудовлетворенности, им овладевают пустота и растерянность, и он легко может очутиться в рядах распинателей Христа и Церкви Его. Счастье им не достигнуто. Оно не в богатстве, не в высоком положении в обществе. Счастье в веселии духа, в мире душевном. Оно всем открыто. И обретается оно подвигом личной духовной жизни, слиянием своей воли с волей Божией, жизнью во Христе. Аминь.

Епископъ МИТРОФАНЪ /Зноско-Боровский/

 

Comment atteindre le bonheur

Qu’est-ce que le bonheur, et comment l’atteindre ? Le bonheur réside dans la justification de notre vie. Le bonheur n’est pas un plaisir fugitif, momentané, ce n’est pas une satisfaction qui dure un temps donné. Le bonheur est un état d’esprit joyeux et durable qu'une personne emporte avec soi en franchissant la frontière de laVie Nouvelle.

Dans la lecture d’aujourd’hui, un jeune homme s'est adressé au Christ avec une question portant sur le bonheur. « Que dois-je faire pour avoir la vie éternelle ? » demanda le jeune homme au Christ. « Observe les commandements », lui dit le Christ. Mais que signifie « observer les commandements » ? Dans les commandements est tracé le chemin de notre ascension vers Dieu, le chemin menant à la maturité spirituelle, à l’acquisition de la puissance du Saint-Esprit par la fusion libre et volontaire du cœur et de la volonté de l'homme avec la volonté de Dieu. Et ce chemin se termine par l'édification de l’homme dans l’amour : «Aime ton prochain comme toi-même». C'est  le chemin du bonheur.

Le jeune homme avait parcouru un chemin droit et bon dans sa vie : «Depuis ma jeunesse, j’observe tous les commandements», avait répondu au Christ le jeune homme, sans remarquer qu'il s'était arrêté à mi-chemin, n'avait pas atteint la fin de son développement spirituel. Ce jeune homme gentil et pur était en même temps un pauvre garçon qui n'avait pas remarqué ce qui manquait dans sa vie, n'avait pas remarqué qu'il n'avait pas acquis l'essentiel – le don de l'amour. « Si tu veux être parfait, va, vends ce que tu possèdes et donne-le aux pauvres », lui dit le Christ, « et tu auras un trésor dans le ciel : viens et suis-moi ».Mais observer les commandements ce n'est pas encore suivre le Christ. L'observation des commandements est une exigence élémentaire de la vie d'une personne normale. Mais telle avait été la réponse faite au jeune homme qui, ayant entendu la parole du Sauveur, « s'en alla avec tristesse ».

Ainsi, dans la lecture de l'Évangile d'aujourd'hui, le Seigneur souligne que l’observation des commandements de Dieu donnés par Moïse, n'est que l’étape initiale menant à la maturité spirituelle d'une personne, et que l’étape suivante dans la justification de la vie, dans la réalisation du bonheur, c’est l'édification de l’hommdans l’amour. Et c’est donc avec tristesse que le jeune homme s'était éloigné du Christ, car la parole du Sauveur n’arrivait pas à pénétrer son cœur.

Bénie est la richesse. Cependant, elle est bénie là où elle permet de célébrer ce qui est élevé, là où elle sert de moyen pour atteindre un objectif noble, pour servir les autres, pour renforcer en nous la cause de Dieu sur terre. Mais si un homme, indifférent aux buts élevés,manifeste en même temps un intérêtpour les biens matériels, on peut dire de lui qu’en dépit de son âge c’est un païen, un idolâtre, qu'il est spirituellement décomposé et mentalement décrépit.

Nous sommes, vous et moi, des disciples du Christ, mais marchons-nous réellement dans les pas du Christ ? Ou bien, est-ce que, à l’image du jeune homme de l’évangile, notre cœur ne reçoit pas la Parole du Christ ? Car en effet, sans amour pour Dieu et pour les hommes, c’est une vie sans Dieu, en dehors de Dieu, ce n'est tout au plus qu'un séjour dans une tradition religieuse qui embellit la vie, mais qui en réalité estune vie dans le mensonge.

Parlant des difficultés causées dans la vie spirituelle par des excès matériels qui frappent notre cœur et notre volonté, le Seigneur nous avertit de ne pas tomber dans l'auto-tromperie. L'homme est composé de deux parties : la chair et « l'homme intérieur », « le moi ». Ou en d'autres termes : une personne c’est "le moi", revêtu d'une chemise, dont je me débarrasserai un jour, selon St. Jean Chrysostome. Alors, de quoi vivons-nous - des exigences de « l'homme intérieur » ou des exigences de la chair ? L'homme d'aujourd'hui est guidé, pour l'essentiel, par les exigences de la chair, il vit par la pensée charnelle. « L'homme intérieur » est étouffé en lui par son enveloppe de chair.L'homme est devenu charnel et... spirituellement plat. Par conséquent, il tombe inévitablement sous le pouvoir du démon de la vanité, de l’esprit d’insoumission et de l'amour-propre, il ne se souvient plus de Dieu que par instants et sa vie coule en dehors de Dieu, sans le Christ. Et là où le cœur et l'esprit sont à la merci de la vanité et de l'amour-propre, il n'y a pas de place pour l'action du Saint-Esprit. Là agit en maître "l'esprit du temps" et, hélas, le chrétien tombe dans un état d'angoisse etd'insatisfaction, le vide et la confusion s'emparent de lui, et il peut facilement se retrouver dans les rangs des crucificateurs du Christ et de son Église. Un tel chrétien ne connaîtra jamais le bonheur. Car le bonheur n'est ni dans la richesse, ni dans une position élevée dans la société. Le bonheur est dans la joie de l'esprit et dans la paix de l'âme. Il est ouvert à tous. Et il peut s'acquérir par l'exploit d’une vie spirituelle personnelle, par la fusion de sa propre volonté avec la volonté de Dieu, par la vie en Christ. Amen.

Évêque MITROPHANE /Znosko-Borovsky/ 

Метки: рпцз, епископ митрофан

Печать E-mail