Митрополит Филарет: Чудесный улов рыбы (+fr)
Сейчас мы с вами прослушали Евангелие о чудесном улове рыбы, который имели апостолы уже после Воскресения Своего Учителя. Не раз уже приходилось мне говорить о том, что подобное этому чудо было и в начале служения Господа Иисуса Христа. Он призвал Своих апостолов следовать за Собою, после такого же удачного чудесного улова рыбы, который был, когда Спаситель учил народ с лодки, а потом повелел апостолу Петру отплыть и закинуть сеть.
Сейчас хочу обратить ваше внимание, братие, вот на что. Кто внимательно читает евангельские повествования и вдумывается в них, тот не может не заметить, что оба такие чудесно богатые уловы рыбы имели место в результате того, что называется послушанием. Если бы апостолы не послушались своего Учителя, то этого улова рыбы не было бы у них. Конечно, чудесность его несомненна, ибо в первом случае, когда был первый улов, то на повеление своего Учителя, апостол Петр приводит такое обстоятельство. «Учитель, – говорит он, – Наставник! мы трудились всю ночь и не поймали ничего» (Лк.5:5). Это – указание специалиста рыболова на то, что именно ночью рыба не попалась, в то время, когда для ловли сетями более благоприятное время, чем день, когда она не видит сеть. Если ночью не попала рыба, то тем более трудно ожидать поймать ее, когда она видит. Но апостол, указавший на это, сейчас же добавляет : « Но по глаголу Твоему, ввергу мрежу» , т.е. по глаголу Твоему закину сеть. И рыбы было поймано такое количество, что апостолы явно увидели чудо несомненное, и пререкавший апостол Петр упал к ногам Спасителя и просил Его : «Выйди от меня... потому что я... грешный» (Лк. 5:8) Ибо ужас охватил его, как подчеркивает евангелист Лука, ужас охватил и его сотрудников от этого улова.
Вот и второй случай. Господь говорит, чтобы они забросили сеть справа от своей лодки. Он и здесь спросил их, поймали ли они что-нибудь? «Нет, не поймали». Они так же трудились всю ночь, как и первый раз. Быть может, это им напомнило о том далеком уже чуде, так что они тут уже без всяких возражений или справок просто бросили сеть. И чудо повторилось – было поймано множество рыб.
В наше время человеку часто приходится среди запутанности, среди неправды, среди духовных подделок и фальши, которыми так изобилует теперешнее время, решать очень трудные задачи и в своей личной жизни, и в столкновении с жизнью общественной, или участия в ней. Иногда бывает так, что совесть его вынуждает что-то прямо сказать или что-то непременно сделать. В то же время, он и сам начинает колебаться : а стоит ли протестовать, может быть из этого получатся какие-то тяжелые последствия? Советники тут часто находятся, которые отговаривают, подобно тому, как когда-то апостол Петр пробовал отговорить Спасителя от Его Подвига, но получил страшный ответ : «Отойди от Меня, сатана!.. потому что ты думаешь не о том, что Божье, а о том, что человеческое» (Мф.16:23).
Так вот и нужно помнить, если, действительно, вопрос таков, что по долгу или по совести необходимо сделать что-то решительное, даже если оно, быть может, и повлечет за собой какия-то значительные последствия. святые Отцы всегда говорят : «Возверзи на Господа печаль твою» (Пс.54:23)! Т.е. всякую твою заботу положи на Бога и без трусливых оглядок, прямо иди вперед, и делай то, что надо, а последствия предоставь Всемогущему Богу. Если не исполнишь того, к чему тебя призывает христианская совесть, грех будет и тяжело будет. А если сделано то, что нужно делать, на душе всегда будет мир и радостное спокойствие. А о последствиях, повторяю, не заботься, а предоставь их Богу – Всеведущему, Премудрому, Любящему и Всемогущему! Богъ Сам позаботится о том, как должно наладить это дело и каковы должны быть последствия от него. Даже и тогда, когда грешный человек сделал ошибку, совесть понуждает его исправить ее, а он, конечно, говорит : сделанное непоправимо, уже не исправишь. Тогда, – указывал в этих случаях митрополит Антоний – если есть смелость и искреннее покаяние,тотрудись, чтобы исправить сделанное неправильно, и Богъ поможет! Помни, что если твой порыв искренний, покаяние глубокое, желание исправить сделанное искреннее, то тогда Отец Небесный Сам исправит и распутает то, что ты напутал. Такие случаи мы постоянно в жизни встречаем. Поэтому, когда нужно решиться на что-нибудь, не бойся! Призови Господа на помощь и, осенивши себя крестным знамением, говори, что нужно и делай, что нужно, – а уже Господь Сам позаботится о том, чтобы от этого вышла польза и никто не подведет тебя. Аминь.
Св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
La pêche miraculeuse
Nous avons entendu l'Évangile sur la pêche miraculeuse des apôtres après la résurrection de leur Maître. J'ai eu l’occasion de dire à plusieurs reprises qu'il y avait déjà eu un miracle similaire au début du ministère de notre Seigneur Jésus-Christ. Il avait appelé Ses apôtres à Le suivre, après une pêche miraculeuse réussie ещге 0 айше similaire, qui avait eu lieu lorsque le Sauveur enseignait le peuple depuis une barque, puis Il avait ordonné à l'apôtre Pierre de s'éloigner et de jeter son filet.
Je voudrais maintenant attirer votre attention, mes frères, sur ce point. Quiconque lit attentivement les récits de l'Évangile et y réfléchit ne peut manquer de remarquer que ces deux prises de poissons, miraculeusement riches, ont eu lieu grâce à ce que l'on appelle l'obéissance. Si les apôtres n'avaient pas obéi à leur Maître, jamais ils n'auraient eu cette pêche. Bien sûr, le caractère miraculeux de cette prise ne fait aucun doute, car lors de la première prise, sur l'ordre de leur Maître, l'apôtre Pierre cite cette circonstance : «Maître, nous avons travaillé toute la nuit, et nous n'avons rien pris» (Lc 5,5). C'est là une indication d'un pêcheur expert, disant que c'est précisément de nuit que le poisson n'a pas été pris, à un moment où la pêche au filet est plus favorable que le jour, car le filet n’est pas visible. Si le poisson n'a pas été pris la nuit, il sera d'autant plus difficile d'espérer le prendre de jour quand il pourra voir le filet. Mais l'apôtre, après avoir souligné cela, ajoute immédiatement : «Mais, selon Ta parole, je jetterai le filet». Et tant de poissons furent pris que les apôtres virent que c’était un miracle indéniable, et l'apôtre Pierre, qui d’abord avait contesté le Sauveur, tomba à Ses pieds et Le supplia : «Retire-Toi de moi; car je suis un homme pécheur» (Luc 5:8). La terreur l'avait saisi, comme le souligne l'évangéliste Luc, lui et ses compagnons à la suite de cette prise.
Et voici le deuxième cas. Le Seigneur leur dit de jeter le filet du côté droit de leur barque. Là encore, Il leur demanda s'ils avaient pris quelque chose. «Non, nous n'avons rien pris». Ils avaient travaillé toute la nuit avec autant d'ardeur que la première fois. Peut-être cela leur rappelait-il ce miracle lointain, aussi jetèrent-ils le filet sans aucune objection ni question. Et le miracle se répéta : une grande quantité de poissons furent pris.
À notre époque, une personne doit souvent résoudre des problèmes très difficiles dans sa vie personnelle et dans la vie publique, au milieu de la confusion, du mensonge, des contrefaçons spirituelles et de toutes sortesde faussetés qui abondent aujourd’hui. Il arrive parfois que sa conscience le force à dire quelque chose directement ou à faire absolument quelque chose. Mais en même temps, il se met à hésiter : cela vaut-il la peine de protester, peut-être cela entraînera des conséquences graves ? On trouve souvent ici des conseillers qui s’efforcent de vous dissuader, tout comme l'apôtre Pierre avait un jour voulu dissuader le Sauveur d’accomplirSon exploit spirituel, Son podvig, mais avait reçu cette réponse terrible : «Éloigne-toi de moi, Satan ! car tes pensées ne sont pas les pensées de Dieu, mais celles des hommes» (Mat. 16, 23).
Il est donc nécessaire de se rappeler que si, en effet, la question est telle qu'il est nécessaire de faire quelque chose de décisif, par devoir ou par conscience, même si cela peut entraîner des conséquences graves, les saints Pères disent toujours : «Décharge ton fardeau sur le Seigneur : Il prendra soin de toi» (Ps. 54, 23). C'est-à-dire qu'il faut remettre tous nos soucis à Dieu et, sans regarder peureusement en arrière, aller de l'avant et faire ce qui est nécessaire, en laissant à Dieu Tout-Puissant le soin d'en tirer les conséquences. Si nous ne faisons pas ce que notre conscience chrétienne nous invite à faire, ce sera un péché et un péché oppressant. Mais si nous faisons ce qui doit être fait, la paix et une tranquillité joyeusehabiteront toujoursnotre âme. Quant aux conséquences, je le répète, ne nous en préoccupons pas, laissons-les au Dieu Omniscient, Sage, Aimant et Tout-Puissant ! Dieu Lui-même s'occupera du traitement de cette affaire et de ses conséquences. Même lorsqu'une personne pécheresse commet une erreur, sa conscience l'incite à la corriger et, bien sûr, elle se dit : ce qui a été fait est irréparable, cela ne peut pas être corrigé. Dans ce cas - le métropolite Antoine l'a souligné - lorsqu'il y a du courage et un repentir sincère, et si l'on s'efforce de corriger le mal commis, Dieu nous aidera ! Rappelez-vous que si notre élan est sincère, si notre repentir est profond, si notre désir de corriger ce que nous avons fait est sincère, alors le Père céleste Lui-même corrigera et démêlera ce que nous avonsabîmé. Nous rencontrons de tels cas dans notre vie tout le temps. C'est pourquoi, lorsque nous devonsnous décider à faire quelque chose, n'ayons pas peur, appelons le Seigneur à l'aide et, faisant le signe de la croix, disons ce que nous devons dire et faisons ce que nous devons faire, et le Seigneur Lui-même veillera à ce que cela soit bénéfique et à ce que personne ne nous en tienne rigueur. Amen.
Saint Métropolite PHILARÈTE
Метки: рпцз, митрополит филарет