АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Филарет: Изгнание злых духов (+fr)

В Евангелии есть повествование о том, как Господь Иисусъ Христосъ освободил от тяжкого недуга беснования несчастного человека, которого захватил в свою власть не один злой дух, а целый легион злых духов – этих врагов Божиих и врагов человечества. Когда мы с вами читаем или слышим это Евангелие, то не можем, конечно, не обратить внимания на то место, где говорится, как злые духи, владевшие человеком, увидя приближавшегося Спасителя и поняв, что пришел конец их злобному насилию и мучению несчастного, – стали просить Его, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, пасшихся тут же на берегу озера.

Обратите внимание на то, как Господь всегда готов исполнить просьбу Своего создания, если только она обращена к Нему с верой. Господь исполняет просьбу, то есть, если угодно, молитву даже злых духов. Он им позволил то, о чем они просили Его. Когда священник начинает совершать Таинство Крещения, то в начале этого таинства он читает так называемые огласительные молитвы, в которых отгоняется от человеческой души злой дух. Там, он прямо обращается к злому духу, и говорит: «Познай свою суетную силу (не истинную силу) ниже на свиньях власть имущую», – то есть познай, что твоя не истинная сила даже над свиньями власти не имеет. Но тут появляется вопрос: Почему Господь позволил им это? Ведь они, оставив несчастного человека, вошли в свиное стадо и сейчас же его погубили. Несчастные животные, под действием непонятной для них силы, бросились с крутого берега в озеро и утонули.

Почему Господь это попустил? Св. Иоанн Златоуст, говоря об этом обстоятельстве указывает прежде всего на то, что это идет на пользу слушателей, дабы они поняли, насколько злые духи ненавидят всякое творение Божие; ненавидят настолько, что, получив власть над этими бедными животными (которые были также творениями Божиими), они ничего другого не придумали, как их погубить, ибо они ненавидят лютой ненавистью все сотворенное Богом. Но только сила Божия сдерживает злых духов и не допускает им вредить роду человеческому. Заметим еще, что речь идет о свином стаде; а вы, вероятно, знаете, что по законам народа иудейского, по законам Ветхого Завета, свинья – нечистое животное, которое нельзя было ни употреблять в пищу, ни держать. Поэтому, пребывание там свиного стада было соблазном для правоверующих иудеев, почему Господь и попустил, чтобы этот соблазн был так неожиданно удален.

Новэтом же Евангелии мы с вами читаем, что жители города, узнав о том, что произошло, стали просить Господа отойти подальше от них. Не пригласили Его в свой город, а наоборот – стали Его умолять, чтобы Он ушел от них. И, как говорят св. отцы они (жители) испугались того, как бы этот неожиданный Чудотворец, не нарушил бы привычный для них порядок их жизни. Они уже потерпели убыток, потеряв несколько тысяч голов скота, когда Он еще только приблизился к городу! Что же может получиться, если Он в самый город придет?! Это – пример корыстного страха. Нечто подобное бывает и теперь, когда человек как-то боится допустить Господа войти в его душу. Разве не слышатся иногда от православных христиан, примерно, такие речи: «Мы – не монахи! Разве можно от нас требовать то, что требуется от монахов и от духовенства? Мы – простые миряне». И когда они так настаивают на том, чтобы их внутренний мир ничем бы не был обеспокоен, на том, чтобы им не признавать за собой никаких духовных обязательств, – то как они напоминают речь жителей города Гадары, которые вышли к Спасителю и просили Его удалиться от них подальше! Берегись поступать так с Божией благодатью, человек! Не отстраняй Ее от себя.

Вспомним, как Господь учил Своих апостолов : Если вы придете с вашим благовестием в какой-нибудь город, и вас там не примут, то, уходя из этого города, самый прах от ног своих отрясите и скажите им: «Знайте, что Царствие Божие приблизилось к вам, но, мы и прах от вашего города отрясаем» (Лк.10:10,11). И к этому Господь добавил: «Аминь, глаголю вам, Содому и Гоморре, – тем городам, которые Господь за их страшные грехи покарал огненной казнью, – будет отраднее в день Судный, нежели городу тому».

Читая или слушая Св. Евангелие, мы видим, как злые духи стараются вредить всему существующему. А ведь Церковь нас учит тому, что они были сотворены Богом светлыми и добрыми, и, только взбунтовавшись против Бога, – потеряли свои добрые и светоносные свойства и стали темными духами злобы. Как произошло падение первого ангела, неведомо нам. Церковь только говорит, что, первый из ангелов, созданный Богом особо могучим и светоносным, возмутился против своего Творца и захотел сравняться с Ним. Вот вам, если угодно, первая революция! Первый революционер – это дьявол, который хотел на небе устроить революцию, возмутить других ангелов против Царя Небесного, но был низвергнут с позором оттуда. Вот, кто был первый революционер; ему родственны по духу и все последующие революционеры... Но недаром мы с вами молимся в молитве, которая так часто повторяется: «Огради нас святыми Твоими Ангелами», ибо они, действительно, ограждают нас, в особенности тот Ангел-Хранитель, который никогда не оставляет человека. Даже тогда, когда человек отдается греху, и в этом грехе злой дух мог бы им завладеть и его погубить, Ангел-Хранитель защищает человека, не допускает злого духа им овладеть, и его охраняет, надеясь на его покаяние в будущем. Помните всегда о том, что если мы с верою призовем на помощь своего Ангела-Хранителя, он нас спасет.

А поэтому – помни: что бы ни случилось с тобою, какая бы беда ни стряслась, какая бы катастрофа тебя не застигла, знай, что если с верою призовешь своего могущественного и доброго друга, своего Ангела-Хранителя, то он поспешит к тебе на помощь и поможет тебе. Аминь.

Св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ

 

 

L’expulsion des démons

Il y a dans l'Évangile un récit qui nous montre comment le Seigneur Jésus-Christ a délivré un homme de l'affliction douloureuse de la possession démoniaque. Ce n’était pas un seul mauvais esprit, mais tout une légion de mauvais esprits, ces ennemis de Dieu et de l'humanité, qui s’étaient emparés de ce malheureux. Lorsque vous et moi lisons ou entendons cet Évangile, nous remarquons évidemment cet endroit où il est dit que les mauvais esprits qui s’étaient emparés de l'homme, voyant le Sauveur s'approcher et réalisant que la fin de leur violence et de leur tourment était arrivée, commencèrent à Lui demander de leur permettre d'entrer dans le troupeau de porcs qui paissait sur les rives du lac.

Notez que le Seigneur est toujours prêt à exaucer la demande de Sa créature, si elle Lui est adressée avec foi. Le Seigneur exauce la demande, c'est-à-dire la prière, même des esprits mauvais. Il leur accorde ce qu'ils Lui demandent. Lorsque le prêtre commence à administrer le sacrement du baptême, au début de ce sacrement, il lit les prières dites d’exorcismes, dans lesquelles l’esprit mauvais est chassé de l'âme humaine. Il s'adresse directement à l'esprit malin et lui dit : "Retire-toi, reconnais la vanité de ta puissance, qui n’a même pas de pouvoir sur les porcs". Ton pouvoir n’est pas réel, car tu n'as même pas le pouvoir sur les porcs. Mais ici se pose la question : pourquoi le Seigneur a-t-il laissés faire les démons ? Car en quittant le malheureux, ils sont entrés dans le troupeau de porcs et l'ont immédiatement anéanti. Les malheureux animaux, sous l'influence d'une force inconnue d’eux, se sont précipités le long de la rive escarpée dans le lac et s’y sont noyés.

Pourquoi le Seigneur a-t-il permis cela ? Saint Jean Chrysostome, en parlant de cette circonstance, souligne tout d'abord que c'est pour le bénéfice des auditeurs, afin qu'ils comprennent combien les esprits mauvais haïssent toute création de Dieu ; ils la haïssent tellement que, ayant pris le pouvoir sur ces pauvres animaux (qui étaient aussi des créatures de Dieu), ils n'ont pensé qu'à les détruire, car ils haïssent d'une haine féroce tout ce qui a été créé par Dieu. Mais seule la puissance de Dieu retient les esprits mauvais et les empêche de nuire au genre humain. Notons également qu'il s'agit d'un troupeau de porcs, et vous n’ignorez sans doute pas que selon les lois du peuple juif, selon les lois de l'Ancien Testament, le porc est un animal impur, qui ne doit être ni mangé, ni gardé. C'est pourquoi la présence d'un troupeau de porcs constituait une tentation pour les Juifs orthodoxes, raison pour laquelle le Seigneur a permis que cette tentation disparaisse de façon si soudaine.

Mais dans le même Évangile, nous lisons que les habitants de la ville, lorsqu'ils ont appris ce qui s'était passé, se sont mis à demander au Seigneur de s'éloigner d'eux. Ils ne L'ont pas invité à entrer dans leur ville, mais bien au contraire, ils L'ont supplié de s'éloigner d'eux. Et, comme le disent les Saints Pères, les habitants craignaient que ce thaumaturge inattendu ne vienne interrompre le rythme habituel de leur vie. Ils avaient déjà subi une perte de plusieurs milliers de têtes de bétail alors qu'Il approchait seulement de la ville ! Que se passerait-il s'Il venait dans la ville ?! C'est un exemple de peur égoïste. Quelque chose de semblable se produit aujourd'hui, lorsqu'un homme a peur de laisserle Seigneur entrer dans son âme. N'entendez-vous pas parfois des chrétiens orthodoxes dire : « Nous ne sommes pas des moines ! Peut-on exiger de nous ce que l'on demande aux moines et au clergé ? Nous sommes de simples laïcs ». Et lorsqu'ils insistent tellement pour que leur monde intérieur ne soit troublé par rien, qu'ils n’aient à reconnaître aucune obligation spirituelle, combien ils rappellent lespropos des habitants de la ville de Gadara, qui sont allés au-devantdu Sauveur et L'ont supplié de s'éloigner d'eux ! Garde-toi, ô homme, de te comporter pareillementavec la grâce divine ! Ne la repousse pas loin de toi.

Rappelons-nous comment le Seigneur a enseigné à Ses apôtres : Si vous arrivez avec votre Évangile dans une ville quelconque et que vous n'y soyez pas reçus, quittez cette ville, secouez la poussière de vos pieds et dites-leur : " Sachez que le Royaume de Dieu s'est approché de vous, mais même la poussière de votre ville, collée à nos pieds, nous l’enlevons pour vous la laisser " (Luc 10,10.11). Et le Seigneur a ajouté : "Amen, je vous le dis : Sodome et Gomorrhe, ces villes que le Seigneur a punies de leurs terribles péchés par un déluge de feu, seront plus heureuses au jour du Jugement que cette ville-là".

Lorsque nous lisons ou écoutons le Saint Évangile, nous voyons combien les esprits mauvais essaient de nuire à tout ce qui existe. Pourtant, l'Église nous enseigne qu'ils ont été créés par Dieu comme lumière et bons, maisà peine s’étaient-ils rebellés contre Dieu, qu’ils perdirent leurs propriétés de bonté et de lumière en devenant des esprits sombres et maléfiques. Nous ignorons comment le premier ange est tombé. L'Église dit seulement que le premier des anges, créé par Dieu particulièrement puissant et porteur de lumière, s'était rebellé contre son Créateur et avait voulu l'égaler. Nous avons là, si l'on peut dire, la première révolution ! Le premier révolutionnaire est le diable, qui avait voulu faire une révolution dans le ciel, amener les autres anges à se révolter contre le Roi du ciel, mais il en avait été rejeté couvert de honte. Voilà qui est le premier révolutionnaire ; tous les révolutionnaires ultérieurs lui sont apparentés par l'esprit ... Et ce n'est pas sans raison que dans cette prière qui est si souvent répétée, nous disons : "Garde-nous sous la protection de Tes anges saints", car ils nous gardent effectivement, en particulier l'Ange gardien qui n'abandonne jamais l'homme. Même lorsqu'une personne se livre au péché et que, dans ce péché, l’esprit mauvais pourrait s'emparer d'elle et la détruire, l'Ange gardien la protège, ne permet pas à l'esprit mauvais de s'emparer d'elle et la garde, en espérant qu'elle se repentira à l'avenir. Rappelez-vous toujours que si nous appelons notre Ange gardien avec foi, il nous sauvera.

Par conséquent, souvenez-vous que, quoi qu'il vous arrive, quels que soient vos ennuis, quelles que soient les catastrophes qui vous frappent, sachez que si vous faites fidèlement appel à votre puissant et bon ami, votre Ange gardien, il se hâtera de vous venir en aide et de vous aider. Amen.

Saint Métropolite PHILARÈTE 

Метки: рпцз, митрополит филарет

Печать E-mail