Из европейских указов святителя Иоанна
Предлагаемая подборка Указов перепечатана из Книги указов и распоряжений преосвященного Иоанна (Максимовича), архиепископа Западно-Европейского и Брюссельского, управляющего Русской Православной Духовной Миссией в Китае. Все числа указаны по старому стилю. Редакция "Русского пастыря".
Указ №61, 16 октября 1951 г. [О праве участия в приходском собрании]
Предписывается Настоятелям приходов неукоснительно следить за выполнением правила Приходского Устава, лишающего права участия в Приходском Собрании лиц, уклоняющихся от Исповеди и Святого Причастия, совершивших и еще не загладивших тяжелые преступления и состоящих в сожительстве без церковного брака. Тем более недопустимо занятие ими каких либо должностей при храме или в приходских учреждениях. Если в настоящее время где либо окажутся лица принадлежащие к указанным разрядам, они обязаны немедленно сами устраниться или быть отстраненными настоятелем от занимаемой им должности до времени исправления порочащих их жизнь обстоятельств.
Указ №69, 8 ноября 1951 г. [О недопустимости увесилительных собраний в кануны праздничных и воскресных дней]
В исполнении Указа Архиерейского Синода от 4 ноября с.г. о необходимости бороться с назначением увеселительных собраний и танцев в кануны воскресных и праздничных дней поручается оо. настоятелям приходов и всем священнослужителям убеждать верующих избегать такие несвоевременные развлечения, разъясняя им пагубное значение таковых и следить за тем, чтобы во всяком случае их не устраивали сами приходы и церковные учреждения, за которые пастыри несут особую ответственность, указывать, что употребление сборов с таких развлечений на благотворительные цели не может оправдывать ни устройства их, ни устроителей и участников, потому что для истинного христианина неприемлемо правило: «цель оправдывает средство». Должно сознавать, что церковные праздники начинаются с их кануна, что вечерня и утреня приготовляют христиан к молитвенному участию в Божественной литургии, являющейся как бы их продолжением и завершением. Присутствие в храме при совершении Безкровной Жертвы требует такой подготовки от всех христиан, развлечения же и танцы в предшествующую ночь препятствуют созданию того благодатного настроения, которое образуется при вводе в сознание чувство содержания поучительных песнопений и чтений вечерни и утрени, разъясняющие смысл и значение празднуемого события. Развлечения в кануны воскресных и праздничных дней грубо противоречия всему церковному богослужебному строю весьма вредны таким образом для душ их участников, из которых часть даже обычно запаздывает ввиду утомления на литургию или пропускает ее, пришедшие же находятся под впечатлением прошлой ночи.
Указ №670, 8 ноября 1951 г. [О привлечении миряк к участию в богослужениях]
Для более деятельного и действенного участия верующих в богослужениях призываются о.о. настоятели храмов и их священнослужители привлекать мiрян в возможно большем числе к чтению и пению на клиросе, а детей и юношей также к прислуживанию за богослужением. Вместе с тем предписывается вводить по возможности пение отдельных частей богослужения или даже всего всеми верующими, подражая в том древней Церкви. Безусловно общим пением во все воскресные и праздничные дни должны исполняться за литургией «Верую» и «Отче наш», а за всенощной, когда положено «Воскресение Христово видевше». Полезно для проведения сего высылать тогда часть певчих на середину храма, а диакону или начальнику хора руководить пением.
Указ №134, 4 апреля 1952 г. [О недопустимости приношения к алтарю пасхальных яиц]
Напоминается о.о. священнослужителям, что церковные правила строго воспрещают приносить к алтарю что-либо кроме становящихся Телом и Кровью Христовыми хлеба и вина, а также елея для светильников и фимиам, и что нарушающий то священнослужитель по III-му правилу св. Апостол извергается из священного сана.
Посему не может быть допущена раздача в церкви пасхальных яиц до или во время литургии, какими бы то ни оправдывалось соображениями; то явилось бы презрением к Божественному таинству и введением в заблуждение верующих, могущих почитать за действительное и достаточное участие в пасхальной службе и вкушение настоящей Пасхи. Если даже непреодолимая необходимость заставляет кого покидать храм прежде окончания службы, он не должен думать, что символ воскресения, каковым является пасхальное яйцо, может заменить вкушения Истинного Брашна Тела Христова. Лишь по полном окончании Божественной литургии и отдельно от нея можно приветствовать друг друга символом Воскресения.
Указ №156, 29 июня 1952 г. [О значении слова "народ" на церковно-славянском языке]
Разъясняется, что слово «народ» на церковно-славянском языке имеет несколько иное значение, чем на разговорном русском языке, означает по преимуществу собрание людей, толпу (МФ. XXVI, 42); XXVII, 20). Понятие же народности выражается обычно на церковно-славянском языке словами «языки-языцы», когда говориться вообще о народностях и словом «людие», для обозначения людей, верных Богу (молитва Симеона Богоприимца). Посему при возношении молитв на богослужениях о людях какой-либо страны или народности, надлежит произносить о «людех», например, «людей страны сея», «людям русским» и т.п. избегая слова «народ».
Указ №208, 21 марта 1952 г. [О последних днях Страстной седмицы]
Разъясняется клиру и пастве, что погребение Христово вспоминается на вечерне, почему вечерня Великого пятка совершается среди дня, когда по Крестной Смерти Христовой тело Его было снято со Креста и погребено Иосифом и Никодимом, что изображается выносом плащаниц в конце вечерни. Читаемый затем на повечерии канон изображает скорбь Богородицы у гроба и плач Богородицы над Ним. На утрени Великой субботы воспевается пребывание Христа телом во гробе и схождение душею во ад, чем были потрясены основания ада и освобождены томившиеся в нем души, ожидавшие Христа. Скорбь о смерти Спасителя соединяется уже с торжеством разрушения Им ада и предвкушением победы над смертью. Крестный ход в конце утрени, после великого славословия, изображает именно то победное сошествие во ад и возведение освобожденных душ в Царство Небесное, где на престоле Божеством Своим не переставал быть Христос со Отцем и Духом, в знак чего по обнесении плащаницы вокруг храма она подноситься к Царским вратам с возглашением «Премудрости прости», крестный ход заканчивается; имея лишь внешнее некоторое сходство с погребением, означенное обхождение с плащаницей, как и все последование утрени Великой субботы отнюдь не является таковым по своему смыслу. Вечерня Великой субботы, соединенная с литургией есть благоговейное углубление в тайну совершаемого Христом избавления рода человеческого от смерти и приуготовление к прославлению воскресения из мертвых Христа, воскресшего при наступлении следующего дня. Уподобляясь мироносицам, ждавшим рассвет первого по субботе дня дабы помазать тело Христово, христиане призываются отложить мiрские попечения и духовно приготовиться, вместо мира песнь принести Владыце, имеющему встать от гроба. Полунощницей заканчивается скорбь, прекращается пение над гробом Христовым ибо после полуночи на рассвете Первого Дня уже была явлена ангелом весть о воскресении Христовом. Точно неизвестен час Воскресения, у Евангелистов описываются лишь многократные приходы мироносиц на гроб Христов, точно лишь известно, что оно произошло глубокой ночью перед рассветом первого дня, как то ясно из сличения евангельских повествований и как то приняла и держит из начала Святая Церковь, о чем свидетельствуют святые отцы первых веков. Посему всемiрная радость Воскресения Христова начинается с Светлой Утрени, в различных (по местностях начинающих) в различные часы, но никак не прежде полуночи. Полночь, являясь началом следующего дня в Светлую ночь отделяет радость от скорби и начинает тот Светлый Спасительный День, когда Свет Воскресения озаряет сердце и души всех верующих, и посему совершаемые в полночь или на рассвете дня Утреня является отображением Христова Воскресения, а Божественная литургия того Величайшего дня теснейшим образом соединяет со Христом воскресшим из мертвых.
Указ №219, 14 апреля 1953 г. [О важности поминовения усопших]
Призываю о.о. священнослужителей проявлять всемерную заботу о четыредесятидневном поминовении скончавшихся православных христиан, приносящем [неизмеримую] пользу их душам. Ввиду отсутствия достаточного сознания необходимости того, часто родственники не проявляют заботы о том, у многих же умирающих не имеется близких. Посему на пастырей Церкви лежит долг проявлять о них попечение. Так как особо важно поминовение на Божественной литургии, а ежедневно служение ея редко в приходских храмах, игумения и священнослужители Лесненской женской обители выразили готовность совершать четырехдесятидевное поминовение всех скончавшихся в епархии в их обители. Предлагаю всем о.о. священнослужителям об отпеваемых ими, а также о тех православных людей, о ком им известно, что некому их поминать возможно скорее сообщать в Лесненскую обитель через Епархиальное Управление или непосредственно. При сем напоминаю, что по церковному уставу поминовение за литургией скончавшихся за время Великого поста, когда нет ежедневного служения литургии, совершается от Фоминой Недели до Троицы, как и тех, коим не окончили сорокоуст до наступления четыредесятницы, во время коей ежедневно поминовение бывает на литиях.
Указ №223, 23 апреля 1953 г. [О поминовении на отпусте чтимых местных святых]
Пребывая в рассеянии в странах, где древле подвизались и прославлялись своими страданиями или иными подвигами святые угодники, чтимые Православной Христовой Церковью с древних лет, подобает нам достойно почитать их и прибегать к ним, не охладевая в тоже время к святым угодникам Божиим к коим мы прибегали и прежде в молитвах. В различных местах древней Галлии, ныне Франции, и других странах Западной Европы сохранились поныне священные останки мучеников первых веков и последующих, являвшихся исповедниками веры православной. Призываем о.о. священнослужителей поминать на богослужениях – на литиях и в других молитвах угодников Божиих являющихся покровителями того места или страны, где проходит служба, а особенно чтимых также на отпусте. В частности, в пределах Парижа подлежит поминать священномученика Дионисия, преподобную Геневеву, также преподобного Клотуальда, в Лионе священномученика Иринея, в Марселе мученика Виктора и преподобного Кассиана, в пределах Тулузи священномученика Мартина. В случаях неясности и недоумений обращаться к нам за разъяснениями и указаниями. Паству же призываю чтить сих угодников Божиих.
Указ №315, 2 февраля 1954 г. [О песнопении "Утверждение на Тя надеющихся, / утверди, Господи, Церковь, / Юже стяжал еси / честною Твоею Кровию"]
В годы гонения Церкви в России в храмах, устоявших от соблазнов и оставшихся верными патриарху Тихона установилось петь после отпуста ирмос 3 песни канона Сретения Господня: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди Господи Церковь…»
Таковой обычай перенесен сейчас и в некоторые зарубежные храмы прибывшими оттуда после последней войны священниками, что признано Первосвятителем вполне уместным. Всецело разделяя это, призываю ввести пение означенного песнопения после отпуста, по крайней мере в праздничные дни.
Указ №400, 13 октября 1954 г. [О недопустимости браков православных с инославными]
Напоминается и разъясняется клиру и пастве, что браки православные с инославными противны церковным правилам, как сказано шестым Вселенским Собором: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися» (правило 72), а также в ряде иных правил святых Соборов. Как исключение, допускается в случае обещания лица иноверного перейти в православную веру. Твердое соблюдение сего порядка сохраняет семью и общество целыми и православными, нарушение же сего разрушает их. В днях настоящей разрухи то проявляется весьма ярко. Разрушено духовное и даже внешнее единение многих семейств, члены которых сочетались браками с иностранцами. При таких браках часто наступает отчуждение от своей прежней семьи вступивших в таковые браки и подпадающих по иноверное влияние, в других же весьма частых случаях вскоре обнаруживается внутренняя пропасть между сочетавшимся, делающая их совместную жизнь нравственным мучением. Бывают случаи и прямого отступления от православия. Православные должны помнить, что отступление от веры и Церкви ради житейского благополучия есть отступление от Христа, непростительный грех, за который ответ потребуется на Страшном суде (Мф. XVI, 25 (26?), 27; Мрк. VIII, 38), как грехом является и воспитание своих детей не в истинной вере. Памятен должен быть всякому русскому человеку святитель Ермоген, решительно отказавшийся согласиться благословить брак с Мариной Мнишек, пока она не примет православие, как и другие подобные примеры. Примером в данном случае может быть и твердость в настоящем вопросе католической церкви, отступившей от многого в учении и правилах Церкви, но соблюдавшей вышеуказанные правила, не только удерживая от ухода от нее ее членов, но и приобретая новых из числа слабых в своей вере. Посему о.о. священнослужителям вменяется в обязанность и долг разъяснять верующим вред смешанных браков, особенно предостерегая от того молодежь, как в общих поучениях, так и частных беседах, наблюдая, дабы по возможности пресекать увлечения в их зародыше. В случае же обращения за совершением таких браков всемерно убеждать от того отказаться до перехода или обещания того лица иностранного перейти в православие. Если убеждения не будут достаточными потребовать по крайней мере подписку от обеих сторон воспитывать детей в православной вере. Без такого обещания лучше не брать на свою душу благословение такого брака.
Указ №489, 8 октября 1955 г. [О недопустимости поминовения самоубийц]
Напоминается о.о. священнослужителям для неуклонного и точного соблюдения, что церковными канонами воспрещается поминовение за Божественной литургией самоубийц, как совершение их отпевания или служения панихиды. В случае если лицо то было прежде в доме душевнобольных или других исключительных случаях должно то представлять на рассмотрение епархиального архиерея и без его разрешения не дерзать самовольно совершать священнодействие.
Указ №515, 22 марта 1956 г. [О недопустимости продажи кних, не благословленных к тому церковной властью]
Продажа книг или других печатных изданий в храмах или киосках при них разрешается лишь, если означенные книги и издания напечатаны по благословению церковной власти или одобрения ею. Издания приходские должны немедленно после напечатания представляться в Епархиальное Управление в двух экземплярах и рассылаться или продаваться в церкви под ответственностью настоятеля не ожидая одобрения каждого листка в отдельности, если издаются с одобрения архиерея. Все же остальные книги или листки без различия языка могут продаваться лишь по получении одобрения Епархиальной власти.
Русский пастырь №41/2002 г.
Указ №210, 15/28 декабря 1965 г. [О новогодних молебнах]
По распоряжению Высокопреосвященнейшаго Митрополита Филарета новогодние молебны имеют совершаться только по стилю, принятому Церковью. В иные дни, в том числе 1 января по новому стилю, имеют служиться молебны "перед началом доброго дела".
(Православный Благовестник. Сан-Франциско. 1966. №1).