АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНІЕ, ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ДІОНИСІЯ, АРХІЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРІЙСКАГО И ИСПОВѢДНИКА, КЪ ЕПИСКОПУ ВАСИЛИДУ

КАНОНЫ ИЛИ КНИГА ПРАВИЛЪ 
Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ Отецъ 

съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила
(Изданіе 2-е Братства преп. Іова Почаевскаго въ Монреалѣ, Канада, РПЦЗ. 1974).
ОТДѢЛЪ V. ПРАВИЛА И КАНОНИЧЕСКІЯ ПОСЛАНІЯ СВЯТЫХЪ ОТЕЦЪ.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПОСЛАНІЕ, ИЖЕ ВО СВЯТЫХЪ ОТЦА НАШЕГО ДІОНИСІЯ, 
АРХІЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРІЙСКАГО И ИСПОВѢДНИКА, КЪ ЕПИСКОПУ ВАСИЛИДУ.
Правило 1.

Въ посланіи ко мнѣ, вѣрнѣйшій и просвѣщеннѣйшій сынъ мой, ты вопрошалъ меня: въ который часъ должно прекращати постъ предъ днемъ Пасхи? Ибо нѣкоторые братія утверждаютъ, какъ сказуешь, что должно дѣлати сіе въ пѣтелоглашеніе, а другіе, что должно съ вечера. Находящіеся въ Римѣ братія, какъ говорятъ, ожидаютъ пѣтела, а о находящихся здѣсь ты сказалъ, что они ранѣе прекращаютъ постъ. Ты взыскуешь положити точное время, и совершенно опредѣленный часъ, но сіе и не удобно, и не безопасно. Ибо, что послѣ времени воскресенія Господа нашего надлежитъ начинати празднество и веселіе, а до того пощеніями смиряти души, сіе всѣ согласно признаютъ. Но въ посланіи твоемъ ко мнѣ ты доказалъ весьма здраво, и согласно съ разумѣніемъ Божественныхъ Евангелій, что въ нихъ не оказывается ничего опредѣленнаго о часѣ воскресенія. Ибо Евангелисты различно описали приходившихъ ко гробу въ разныя времена, и рекли, что всѣ они обрѣли Господа уже воскресшимъ. Поздѣ въ субботу, какъ рекъ Матѳей (гл. 28, ст. 1); заутра, еще сущей тмѣ/с. 210/ какъ пишетъ Іоаннъ (гл. 20, ст. 1); зѣло рано, какъ Лука (гл. 24, ст. 1): и зѣло заутра, возсіявшу солнцу, какъ глаголетъ Маркъ (гл. 16, ст. 2). Но когда воскресъ, сего ясно ни который не показалъ. Несомнѣнно же то, что въ вечеръ субботы свѣтающу дню, первому отъ субботъ, на гробъ пришедшіе, уже не обрѣли Господа лежащимъ въ немъ. И да не представляемъ Евангелистовъ ни разногласными, ниже противорѣчащими одинъ другому. Но аще и возмнится быти нѣкое разнословіе о вопрошаемомъ: аще согласуясь всѣ, яко въ той нощи возшелъ свѣтъ міра, Господь нашъ, различно глаголютъ о часѣ, то мы да тщимся благоразумно и вѣрно согласити реченное. Реченное Матѳеемъ читается тако: поздѣ же въ субботу, свитающи во едину отъ субботъ, пріиде Марія Магдалина, и другая Марія видѣти гробъ. И се трусъ бысть велій: Ангелъ бо Господень сшедъ съ небесе, приступль отвали камень, и сѣдяше на немъ; бѣ же зракъ его яко молнія, и одѣяніе его бѣло яко снѣгъ. Отъ страха же его сотрясошася стрегущіи, и быша яко мертви. Отвѣщавъ же, Ангелъ рече женамъ: не бойтеся вы, вѣмъ бо, яко Іисуса распятаго ищете: нѣсть здѣ, воста бо, якоже рече (Матѳ. гл. 28, ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6). Нѣкоторые возмнятъ, яко реченіе, поздѣ, по общему употребленію слова, означаетъ вечеръ субботы, но разсудительнѣе внимающіе рекутъ, яко не сіе, но глубокую нощь, ибо поздѣзнаменуетъ умедленіе и долгое время. И въ означеніе, яко о нощи глаголетъ, а не о вечерѣ, присовокупилъ: свитающи во едину отъ субботъ. И пришли, еще не ароматы нося, какъ рекли другіе Евангелисты, но видѣти гробъ, и обрѣли произшедшее землетрясеніе, и Ангела сѣдящаго на камени, и услышали отъ него: нѣсть здѣ, воста. Подобно Іоаннъ глаголетъ: во едину отъ субботъ Марія Магдалина пріиде заутра, еще сущей тмѣ, ко гробу, и видѣ камень взятъ отъ гроба (Іоан. гл. 20, ст. 1): и такъ, по сему Евангелилисту, еще тмѣ сущей, она вышла ко гробу. Лука же глаголетъ: въ субботу убо умолчаша по заповѣди: во едину же отъ субботъ, зѣло рано пріидоша на гробъ, носяще яже уготоваша ароматы, обрѣтоша же камень отваленъ отъ гроба (Лук. гл. 23, ст. 56; гл. 24, ст. 1, 2). Глубокое утро знаменуетъ можетъ быть начинающійся свѣтъ утреннія зари перваго дня седмицы. Ибо уже совершенно прошла суббота, со всею по ней нощію, и начинался другій день, когда пришли носящія ароматы и мѵра. Откуда явствуетъ, яко Господь воскресъ задолго предъ симъ. Сему послѣдуетъ и Маркъ, глаголя: купиша ароматы, да пришедше помажутъ Его, и зѣло заутра во едину отъ субботъ пріидоша на гробъ, возсіявшу солнцу (Марк. гл. 16, ст. 1, 2). И сей рекъ: зѣло заутра, что едино/с. 211/знаменательно съ выраженіемъ «въ глубокое утро», и присовокупилъ: возсіявшу солнцу. Явно, яко изшествіе и путь ихъ начался въ глубокое утро, и зѣло рано: въ шествіи же и замедленіи у гроба продлили они время до восхожденія солнца. И тогда юноша въ бѣлыхъ ризахъ рекъ имъ: воста, нѣсть здѣ (Марк. гл. 16, ст. 6). Положивъ сіе тако быти, требующимъ точнаго разрѣшенія, въ который часъ, или въ которую половину часа или четверть часа подобаетъ начинати веселіе о воскресеніи Господа нашего изъ мертвыхъ, мы отвѣтствуемъ. Чрезмѣрно поспѣшающихъ и прежде полуночи хотя не задолго престающихъ отъ поста не одобряемъ, яко малодушныхъ и невоздержныхъ, яко прекращающихъ теченіе не много не докончанное. Ибо, какъ глаголетъ мудрый мужъ, не маловажно въ жизни и то, аще недостаетъ не многаго. А хотящихъ быти послѣдними въ разрѣшеніи поста, простирающихся до дальнѣйшаго предѣла, и терпящихъ до четвертыя стражи, въ которую Спаситель нашъ, ходя по морю, явился плавающимъ, одобряемъ, яко мужественныхъ и трудолюбивыхъ. Не стужаемъ же много и тѣмъ, которые, по особенному своему побужденію, или по своей возможности, между тѣмъ и другимъ временемъ, успокоиваются отъ поста. Ибо и шесть постныхъ дней не всѣ равно и единообразно провождаютъ: но одни пребывая безъ пищи, пропускаютъ всѣ оные, другіе же два, иные три, иные четыре, а иные и ни одного. Потрудившимся совершенно въ пропущеніи цѣлыхъ дней безъ пищи, потомъ утомившимся, и едва не лишающимся всѣхъ силъ, простительно скорѣе вкусити. Аще же нѣкоторые, не только не пропускавшіе дней безъ пищи, но ниже постившіеся, или даже роскошествовавшіе въ четыре предыдущіе дня, потомъ же дошедши до послѣднихъ двухъ дней, и сіи токмо два дни, пятокъ и субботу, проведши безъ пищи, нѣчто великое и свѣтлое творити мнятъ, когда пребудутъ въ постѣ до зари: не думаю, чтобы таковые совершили подвигъ равный тѣмъ, которые большее число дней подвизались въ пощеніи. Сіе, по моему разумѣнію, написалъ я, подавая совѣтъ. 

Правило 2.

О женахъ, находящихся въ очищеніи, позволительно ли имъ въ такомъ состояніи входити въ домъ Божій, излишнимъ почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы онѣ, аще суть вѣрныя и благочестивыя, находясь въ такомъ состояніи, дерзнули или приступити къ святой трапезѣ, или коснутися Тѣла и Крови Христовы. Ибо и жена имѣвшая дванадесятилѣтнее кровотеченіе, ради исцѣленія, прокоснулася не Ему, но токмо воскрилію. Молитися, въ какомъ бы кто ни былъ состояніи, и какъ бы ни былъ расположенъ, поминати Господа, и просити помощи, не возбранно есть. Но /с. 212/ приступати къ тому, еже есть Святая святыхъ, да запретится не совсѣмъ чистому душею и тѣломъ. 

Правило 3.

Вступившіе же въ бракъ сами себѣ должны быти довлѣющими судіями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобаетъ воздерживатися другъ отъ друга, по согласію, до времени, дабы упражнятися въ молитвѣ, и потомъ паки купно быти (1 Кор. гл. 7, ст. 5). 

Правило 4.

Тѣ, которымъ приключилось не произвольное нощное истеченіе, также да послѣдуютъ своей совѣсти, и да испытуютъ самихъ себя, находятся ли отъ сего въ сомнѣніи, или нѣтъ: подобно какъ и о пищѣ глаголетъ Апостолъ: аще ястъ сомняяйся, осуждается (Рим. гл. 14, ст. 23). И въ семъ случаѣ всякъ приступающій къ Богу да имѣетъ благую совѣсть и благодерзновеніе, по собственному помышленію.

Сіи вопрошенія ты возлюбленне, яко почитающій насъ (ибо безъ сомнѣнія, не яко не знающій), предложилъ намъ, располагая насъ быти единомысленными и единодушными съ тобою, какъ и есмы. Яже не такъ, какъ учитель, но такъ какъ прилично намъ собесѣдовати другъ другу, со всякою простотою, мое мнѣніе на среду предложилъ. Разсуди объ ономъ, благоразсудительнѣйшій сыне мой, и напиши мнѣ, аще что представится тебѣ справедливѣйшее и лучшее, или же, аще усмотришь тако быти. Желаю тебѣ, возлюбленный сыне мой, здравствовати и въ мирѣ служити Господу. 

Источникъ: Каноны или Книга Правилъ Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ отецъ. Съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила. — Изданіе второе полное. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго Русской Православной Зарубежной Церкви, 1974. — С. 209-212. 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.