Митрополит Антоний: Архипастырское Окружное послание к пастве Волынской. (Против неверия и иноверия).
Смиренный Антоний, Божиею милостию епископ Волынский и Житомирский своей возлюбленной пастве, иереям, диаконам, монахам, монахиням и всему православному народу, несущему крест Христова долготерпения и уповающему на вечную жизнь—радоватися.
„Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть“ (Ефес. V. 15, 16). Враг нашего спасения, диавол, всегда ведет борьбу против спасающихся, то воздвигая на них лукавых людей, то возмущая их души греховными помыслами. Так и в настоящее время он умножил свою брань против православного русского народа чрез своих клевретов, как это было и в древние времена, о чем мы знаем из посланий св. Апостол: и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель(2 Петр. II, 1).
В наши дни такие лжеучители умножились и потому нужным почитаю предостеречь от них своих духовных чад и убеждать их умножить свое ycepдиeк истинной вере православной, дабы ухищрения слуг демоновых отражались вашею благочестивою жизнью, как необоримым щитом, и враги Божии далече бежали бы от вас.
Какие же это враги Божии, наиболее лукавые и опасные? Прежде всего те, которые, давно утеряв веру в Него, стараются о том, чтобы постепенно отвратить от веры и весь народ русский, убить в нем совесть, чтобы он без всякого страха совершал убийства, грабежи и мятеж и не различал бы добра от зла, а считал бы дозволенным все, к чему влечет злая похоть. Такие лжеучители называются нигилистами, или социалистами, или социал-демократами. Не сразу внушают они людям свое неверие в Бога и в Страшный Суд Его. Принимая вид друзей народа, они обольщают легкомысленные души притворным участием, начинают говорить о том, в какой бедности и обиде живут труженики крестьяне, как несправедливо распределено имущество между богатыми и бедными; заметив далее, что их слушают сочувственно, они начинают уже осуждать и высшее правительство, зачем оно не разделяет имущество всем поровну, а затем, добившись того, чтобы их простодушных слушателей охватили гнев и злоба на людей, стараются подорвать в них и покорность Промыслу Божию и посеять в душе сомнение в том, что есть на небе Бог, милующий праведного и карающий беззаконника.
О подобных лжеучителях предсказали еще при своей жизни Божественные Апостолы Петр, Павел и Иуда, брат Господень. Они предостерегали от тех, которые „идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших" (2 Пет.II,10).
Помните, православные люди, что истинные друзья человечества, истинные посланники Божии никогда не старались возбудить в людях недовольство жизнью и ропот на Бога, напротив, примиряли со скорбями и научали терпению и покорности Божией воле, как и сказано в книге Деяний, что св. Апостолы проходили города и страны, „утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие“ (XIV, 22).
Гонимые языческими властями, они однако писали христианам:„всякая душа властем предержащым да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть; темже противляяйся власти, Божию повелению противляется; противляющиися же себе, грех приемлют“ (Римл. XIII, 1, 2).
Не тех слушай, кто обращает глаза твои на чужое добро, а тех, кто научает свое добро отдавать бедным и на церкви; не к тем склоняй свое сердце, кто указывает тебе на неправду людей богатых и знатных, но того считай своим благожелателем, кто с любовью напоминает тебе о твоих грехах и обидах, какие нанес ты ближним своим. Если таких будешь любить, то явишься мудрым в очах Господних, ибо Его неложные уста сказали через царя Соломона: „обличай премудра, и возлюбит тя” (Притч. IX, 8).
Никого не исправили и не привели к добру те, кто возмущал души недовольством, злобой и завистью, хотя многие слушали таких нечестивцев, как сказал св. Апостол Петр: „многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении“ (2 Петр. II, 2). Достигают же они своих гнусных целей через обман. Так было во многих деревнях Полтавской, Харьковской, Черниговской и Орловской губерний: мятежники являлись переодетыми в генеральскую одежду с подложными грамотами, писанными как бы от самого Царя, с приказанием грабить чужое добро и жечь усадьбы. Некоторые глупцы верили этим безсовестным людям и бросались жечь и грабить богатых людей, а потом приходили войска царские, заключали грабителей в тюрьму, а разграбленное возвращали владельцам. Итак, грабители, позавидовавшие чужому богатству, проводили рабочую пору в тюрьме и еще более разорялись, а их наглые советчики, во время спрятавшись, потом смеялись над простаками, злорадствовали о том, что посеяли на земле смуту и озлобление, чего именно только и желали.
А лучше ли бы было для самих грабителей, если б они остались безнаказанными? Нет, еще хуже. Теперь они хоть вразумятся не верить всякому проходимцу и обманщику, а если б сошло с рук их беззаконие, то, нажив чужое богатство, они потеряли бы то, что дороже всякого стяжания, т. е. совесть свою, еяже ничтоже в мире, нужнейше, как сказано в Великом Каноне.
Итак, поминайте псаломское слово:„не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды я слышал это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его“ (Пс. LXI, 11 —13).
Никогда не придет такого времени, чтобы все были богаты. Господь сказал Своим ученикам: „всегда бо нищия имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате“(Марк. XIV, 7).И еще в Ветхом Завете Господь говорил народу:„нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей“ (Втор. XV, 11).
Итак, бpaтиe,не слушайте безумцев и лжецов, которые уверяют вас, будто возможно устроить на земле такие порядки, когда не будет бедных. Грешит пред Богом богач, который затворяет сердце свое пред бедняком, прогневляет Бога владелец земель, если не помогает земледельцам труженикам в их трудах, но не менее грешен пред Богом и бедняк, исполненный зависти и ненависти к богатым и ропота на Бога. Разве у богатых счастье? Разве они не исполнены бывают скорбей, и болезней, и страхов, и уныния, и вражды в семействе своем, и всякого неудовольствия, и той же зависти друг к другу? А если бы они и были счастливы, чего на самом деле нет, то и тогда не оправдался бы всякий завистник.
Нас Бог не для счастья послал на землю, а для спасения; в том заключается сущность христианской веры, чтобы не счастья домогаться на земле, а добродетели, не богатства искать, а научения святости, не деньгами утешаться, а молитвой. Никогда не будут все богаты, но возможно пришествие такого времени, когда в православном народе, по слову Господню, „будут все научены Богом” (Иоан. VI, 45). Вот, братие,чего мы должны желать, а тех, кто даже не верует в Бога, не слушайте и гоните от своих жилищ, чтобы они не развратили ваших ближних и детей ваших. „Не приемлите его в доме, и радоватися ему не глаголите. Глаголяй бо ему радоватися сообщается делам его злым“ (2 Иоан. I, 10—11). Так научает нас Св. Апостол Иоанн обходиться с теми, которые разносят по земле ложное учение.
А что они разносят в своих прокламациях, кроме лжи? Бог велел почитать царя (1 Петр. II, 17), а они возмущают народ против царя; Бог велел повиноваться духовным наставникам (Евр. XIII, 17), а они поносят и осмеивают священный сан; Бог в десятой заповеди не велел пожелать себе дома ближнего, ни села его, ни вола его, ни всего, елика суть ближнего, — а они научают жечь и грабить чужое достояние. Предостерегайте друг друга от этих лихих людей, не подпускайте их к детям вашим. Всякую печатную бумажку или книжку, которую получите от незнакомого человека, сомнительного духа, покажите прежде священнику и спросите, доброе или гибельное в ней написано. Даже, если встречается в ней имя Господа Иисуса Христа, не доверяйте ей без одобрения священника, потому что теперь умножаются кроме учителей мятежа еще и учители ересям, лжепророки, о которых предсказали нам Святые Апостолы.
Об этих вредных людях должно сказать вам особо. Их называют штундистами, и баптистами, и пашковцами. Они не отвергают Господа Иисуса Христа, но не почитают Пресвятую Богородицу, не молятся ни Ей, ни Угодникам Божиим; они не велят молиться за усопших, поносят святые храмы и священников. Те—мятежники социалисты — бунтуют людей против Царя, а эти бунтуют их против православной веры и против Церкви Божией. Но подобно первым, они не сразу объявляют себя, а подольщаются к людям, прелазяще инуде; отсюда мы знаем, по слову Христову, что это люди не добрые, погибельные, потому что сказано во св. Евангелии: „а прелазяй инуде, той тать есть и разбойник“ (Иоан. X, 1). Зная, что добрые и смиренные сердцем русские люди любят слушать о Боге и о святом Евангелии, они, приходя в крестьянскую хату, как странники, вынимают Новый Завет и читают хозяевам Слово Божие о спасении, а затем допрашивают, учат ли их тому в церкви и понимают ли они, что поется в церкви. А когда им ответят, что мало понимают крестьяне св. службу, то пришельцы принимаются осуждать священников за леность и корыстолюбие и так мало по малу соблазняют души недоверием к священнику, к службе церковной, но сами не объявляют, что они не православные, и если их спросить: может быть, вы штундисты, то они забезпокоятся и начнут уверять, что они вовсе не штундисты, не сектанты, а истинные христиане.
Чтобы узнать таких людей, попросите их перекреститься, поцеловать св. икону и прочитать „Достойно есть“, или просто сказать с благоговением: „Пресвятая Богородице, спаси нас“. Не сделают они ничего этого, и тогда спешите показать им двери и читайте им в след молитву: „Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его“.
Знайте, что люди эти выдумали свою баптистскую, или штундовую веpy50 лет тому назад, а смеют называть себя истинными христианами. Выходит так, что христиан не было от времени Христа до них 1800 лет и что святые Апостолы, мученики, святители и преподобные не были христиане, ибо у них была другая вера: они чтили Богородицу, знаменовались крестом, целовали св. иконы, собирались в церковь и почитали священников, а штундисты все это делать воспрещают. Они не хотят признавать св. Отцев и их правил о постах, о говении, о церковных службах, и говорят, что признают только собрание священных книг Нового Завета. Но спросите их: почему они доверяют нашим евангелиям и посланиям апостольским? Кто соединил вместе эти священные книги? Кто признал их Словом Божиим, спасительным для людей? Все это сделал Первый Вселенский собор Святых 318 Отец в 325 году в городе Никее. Но они этих Отцев не признают истинными христианами и выдумали иную веру, чем исповедали св. Отцы. Почему же они берут то самое собрание священных книг, которое составили Отцы? Почему они эти книги называют Словом Божиим, а другие, тоже Апостолами писанные, напр. Ап. Варнавой, Климентом и 85 правил св. Апостол,—отвергают? Ничего на это они не могут ответить, и так становится для всех ясным их безумие.
Но кроме того, в самое последнее время открывается для православных новая опасность от латинян и униатов. Они желают впустить к нам снова свою духовную заразу, которой насильно подвергли отцев ваших двести лет тому назад, когда пытками, и изгнаниями, и разорением св. церквей понуждали они народ отрекаться от православия и принимать унию, т. е. единение с ересью. Сто лет тому назад, освободившись от польской державы и возвратившись к отечественной русской власти, отцы ваши сейчас же тогда сбросили с себя обольщение унии и возвратились к православной вере. А ныне, когда силою не препятствуют людям переходить из одной веры в другую, лжеучители начали распространять тайно всякие басни о том, будто бы снова настанет такое время, когда всех насильно будут переводить в унию, и убеждают православных людей лучше заранее добровольно соединиться с латинским нечестием. Они стараются убеждать простолюдинов в том, будто вера латинская та же, что и православная, уговаривают людей, женившихся на католичках, дозволять детей крестить в католическую или униатскую веру, приглашают их участвовать в католических отпустах, и другими многими способами стараются уловлять души людей на свой погибельный путь хитростью, как прежде принуждали к тому насилием. Бойтесь, братие, этих лукавых людей! Помните, что отрекшийся от Церкви, не повинующийся ей, в глазах Божиих все равно, что язычник и мытарь, как сказал Христос (Mф. XVIII, 17). Избегайте вступать в браки с католичками и знайте, что эти браки, допущенные недавно по слабости человеческой, греховны в очах Божиих, по 72 правилу Шестого Вселенского Собора. Откройте книгу Великий Требник и читайте в нем правило 58 по Номоканону: „Нелепо есть православному мужу с еретическою совокупитися женою, ниже со еретическим мужем жене православной; аще же и будет, нетвердый да вменится брак и беззаконное да разрешится (расторгнется) сожитие... Подобно и с латины, аще православная жена совокупися, с разрешением (расторжением) брака и прещением подлагати епитимии. Аще же кто преступит повеленное, да отлучится".
Итак, кто, по неведению своему, уже вступил в брак с католиком, того терпит св. Церковь по снисхождению к нынешнему общему растлению и в надежде на обращение неправославного супруга к истинной вере, ибо в том же правиле упомянуто: „аще же обещается каятися еретическое лице, да пребудет брак дондеже обещание утвердится".
Теперь, узнав Божественный закон, удаляйтесь от устроения брака с католиками и опасайтесь сих сетей, ибо прежде от сего удерживали сами их ксендзы, а теперь, напротив, будут содействовать смешанным бракам, дабы воспитывать детей в латинской вере.
Удаляясь безбожников, мятежников и еретиков, утверждайтесь, братие, в любви к Богу, ко св. Церкви. Тем и велик русский народ, что, живя на земле, думает о небе, трудясь в поте лица своего над землею для исполнения заповеди, он не прилепляется душою своею к богатству, а ищет небесного Царствия и утешения на небе. Посему и для детей своих желайте не земных благ, а мудрости духовной. Поддерживайте и устраивайте в своих селах школы церковно-приходские, в которых ваши дети выучатся тому, что знают св. Ангелы, т. е. воспеванию Божественной славы на церковных службах, научатся читать по-славянски священные книги и тем превзойдут даже господ, которые считают себя образованными, а ни одного псалма не могут прочитать без ошибки. Наша славянская грамота составлена святыми Равноапостольными Кириллом и Мефодием для того, чтобы мы на своей родной речи прославляли Пресвятую Троицу, и забывать эту грамоту и учиться только по мирскому читать, как в светских училищах, это значит отрекаться от христианского просвещения, заключающегося прежде всего в том, чтобы разумно участвовать в церковном славословии Христа, а не в том, чтобы читать всякие побасенки. Усердствуйте же, братие, о церковной школе, приобретайте себе книжки духовные — евангелия, молитвенники, псалтири, жития святых и наставления проповедников. Не смотрите на то, что эти книги совершенно неизвестны благородным людям и что они, может быть, будут смеяться над вами за то, что читаете духовное. Напротив, они сами достойны осмеяния за то, что пренебрегли „единым на потребу" и потеряли путь спасения, „но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, объюродеша... Темже и предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту“ (Римл. I, 21—24). Знайте, впрочем, и то, что наиболее просвещенные люди и из благородных чтут Бога и изучают Его святой закон. Таковы были у нас, на Волыни, в древности князья Константин Острожский и Андрей Курбский, всю жизнь изучавшие святую Библию и богословие святых Отец, защищавшие православную веру и ограждавшие христиан от ереси кальвинской и папежской.
Есть и теперь такие просвещенные и боголюбивые и вельможи, и профессора, и помещики, и чиновники, и военные и, конечно, всегда будут; но если вы таких и не встречали, а знали больше недоверков и кощунников, то не смущайтесь ради них и не ослабевайте в преданности Богу. Помни, что на Страшном Суде не оправдаешься в своем маловерии и лености чрез указаниe на таких людей, ибо вместе с ними-же тебе тогда будет присуждена геенна. Господь скажет: ты подражал им при жизни, наследуй же и то вечное осуждение, которому они подвергаются за нeвepиe и безпутную жизнь.
Ведь и при земной жизни Спасителя было так, что больше простой народ и бедняки шли за Ним и принимали Его заповеди, а с ними и начатки вечного блаженства. А ученые законники старались вооружить против Него людей и говорили слугам своим, когда они уверовали во Христа: „еда и вы прельщени бысте? еда кто от князь верова в Онъ, или от фарисей? Но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть“ (Иоан. VII, 47—49). „Обаче убо“,— говорится в другой главе евангелия: „и от князь мнози вероваша в Него, но фарисей ради не исповедаху, да не из сонмищ изгнани будут: возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Божию“ (Иоан. XII, 42, 43). Жалкая это вера! Как презираем мы человека, который стыдится пред господами отца и матери на то, что они бедны и незнатны. Но насколько постыднее стыдиться Христа, нас ради не постыдившегося бичевания и глумления воинов, заплевания лица, венца тернового, наконец, распятия и смерти? Убоимся, братие, страшного слова Его: „иже постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем и Сын человеческий постыдится его, егда npиидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми“ (Марк. VIII, 38). Возлюбим пришествие Его, возлюбим славу не человеческую, а славу Божию. При всех соблазнах нашего времени и при множестве врагов Православной Веры, поревнуем, братие, жизни первых христиан, учеников апостольских, которые не боялись ни осмеяния, ни изгнания, ни темницы, ни мук, ни смерти, лишь бы не отступить от правого исповедания. Они были лучшие из всех христиан всех времен, а были люди простые и бедные, как и написано в послании апостола Павла к Коринфянам: „Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением; чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом“ (1 Кор. I, 26—31).
Будем и мы, братие, хвалиться Христом, а духом века сего пренебрегать. Будем надеяться, что наша твердость в вере, наша преданность Христу мало-по-малу воспитает России новые поколения людей, более смелых, которые, подобно древним христианам, опять вознесут на высоту православный обычай жития, исполненный молитв, воздержания и смирения, так что теперешний растленный дух, в котором пребывают жители городов, предастся забвению, и наша Русь, возродившись от простого народа, снова от верху до низу станет не по имени только, но и по истине Русью Святою, какою она была 200 лет тому назад и ранее.
У нас на Волыни два нетленных во плоти свидетеля святости первых христиан и древних русских наших предков: преподобномученица Анастасия, замученная язычниками 1700 лет тому назад, которой нетленная глава почивает в Житомире, в православном соборе, — и преподобный Иов, почивающий нетленно в Почаевской Лавре 250 лет. Воздавайте им честь, свидетельствуйте им свою любовь, вдохновляйтесь их верою.
Я буду ждать вас, братие, на духовное утешение наше славою сих святых—на память св. Анастасии в Житомире к 13 июня и на память преп. Иова в Почаеве к 28 августа, а ныне предаю Вас их заступлению и покрову Матери Божией и благодати Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Св. Духа — единого истинного Бога, Ему же слава и держава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Источник: Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. «Слова. Беседы и речи». т. ХV. Нью-Йорк,1968 г., сс. 469-478.
Сверено с оригиналом