Митрополит Антоний: Благовещение (Лк 1. 24-38, 39-49, 56)
"Се раба Господня," так закончила свою беседу с Архангелом Пречистая Дева Мария. Так Она отвечала на слова его о том, что Она будет Матерью Бога.
Совопросники века сего, по поводу Ее ответа, выказывают, якобы, благочестивое удивление: - как Она могла дать свое согласие, ибо в согласии содержится и признание своей способности стать Богоматерью. Как Она могла согласиться? Почему не отказалась? Однако они неправы, потому что надо в данном случае различать согласие по признанию своей способности от согласия по послушанию. Да, Она дала согласие, но не потому, что признает Себя способной, а потому, что признает Себя рабой Господней.
Когда отказываются от церковной должности по смирению, то это благоприлично, ибо смирение высокая добродетель. Но если отказываются совершенно, то это есть предвосхищение суда Божия в отношении избрания на эту должность.
Послушание - настроение более высокое, чем смирение и отказ от послушания по смирению - есть грех.
Когда речь идет об избрании на очень высокие должности, то у избранного может быть только одно верное руководящее начало - послушание. Тут нет и не может быть речи о достоинстве, как о нем не может быть речи при причастии Св. Таин.
Но, скажет такой избранник: меня не призвал Архангел и не с ним я спорю, а с людьми: быть высоким иерархом так трудно, для этого нужно иметь такие и такие-то силы и способности, их нет у меня, и я не признаю себя достойным. И не надо признавать, но помнить, что Церковь посылает тебя и ждет от тебя послушания.
И для того, чтобы лучше понять послушание Пресвятой Девы и сравнить с ним отказы и колебания таких избранных, вспомним Апостола Петра на Тайной Вечери: "Глагола Ему Петр: не умыеши ногу мою во веки" - это говорит смирение Петра. "Аще не умыю, не имаши части со Мною." Тогда Петр восклицает: "Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу." Это согласие, данное не потому, что Петр считает себя достойным, но по горячему желанию иметь часть с Господом, но это не есть еще чистое послушание, ибо прибавляет от себя еще "но и руце и главу." Господь, омывая только ноги, показывает, что нужно послушание.
О том же.
Смущает некоторых, почему Пресвятая Дева так просто ответила "се раба Господня," соглашаясь стать Матерью Бога. Почему, говорят, Она не пала ниц в умилении и страхе? Отдавала ли Она себе отчет в этом деле?
Да, Она сознательно отнеслась к великому призванию, а не слепо. Она выказала глубокую вдумчивость и спорила с Архангелом, желая выяснить Себе это единственное и неповторимое в мире событие. В этом Она уподобляется Ап. Фоме, или лучше сказать наоборот, и Ее спор был угоден Богу. Она должна была понять, что говорит с Нею не призрак, что это не самообман. Ее спор, как и слова Ап. Фомы, - это не столько сомнение, сколько желание ясности. Пророки предсказывали чудесное рождение Спасителя, но не так понятно, чтобы не было необходимости благоразумно желать уяснения. Нет, оно так поразительно, неожиданно и чудесно, что хотя несколько уяснить себе это сверхъестественное зачатие - Пресвятая Дева должна была.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.VIII. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., сс. 338-339.
Сверено с оригиналом
Благовещение.
25 марта 1927 г., в день Благовещения, в русской церкви в г. Белграде торжественное богослужение совершил владыка митрополит Антоний. Владыка за каждым богослужением произносит проповеди, раскрывая в них неисчерпаемую глубину своего духовного опыта и своей мудрости. Дав тонкий философско-психологический анализ настроения Богоматери в день Благовещения, владыка раскрыл содержание двух главных христианских добродетелей: разсуждения, как способности взвешивать и правильно оценивать явления духовной жизни и при том являющегося царицей всех добродетелей, и послушания воле Божией, указав при этом пути распознавания последней. Без этих двух качеств невозможно осуществлять христианскую жизнь. Эти качества ярко обнаружила Пречистая Дева в день Благовещения и их необходимо каждому христианину воспитать в своем сердце.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., с. 328.
Сверено с оригиналом