АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Слово на Рождество Христово 1907 года

Митрополит Антоний: Беседа в навечерие свв. Праотец

 

«Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и яви­лась нам» (Иоан I. 2).

Эта новая жизнь есть родившийся ныне в Вифлееме Гос­подь наш Иисус Христос, как Он и говорил в последние дни Своей земной жизни: „Я есмь путь, и истина, и жизнь(Иоан XIV. 6).

В чем же, братие, новая жизнь? и почему она вожде­ленна для людей? Потому, что прежнею жизнью люди до Христа были недовольны, да и теперь бывают недовольнывсе, кто только отделяется от Христа; недовольны же они бывают потому, что земная жизнь не соответствует их желаниям. Они желают быть здоровыми и сытыми, а жизнь обременяет их болезнями и голодом; они желают богат­ства и высоких чинов, но их стережет бедность и безславие, а если и не впадают они в эти беды, то все-таки остаются недовольными тем, что имеют, и желают боль­ших благ.

Впрочем, люди не все искали благ внешних: были и такие, что тяготились беззаконною жизнью своею и всеоб­щею; тяготились незнанием того, что будет с ними после смерти; оплакивали поражение или погибель своей отчизны, жалели о том, что на земле нет правды, а обман и насилие. Таким людям жилось еще тяжелее, чем себялюбцам: последние в своих горестях искали хоть временного утешения в пьянстве, распутстве, драках и разбоях, а те лучшие люди нигде не видели просвета; тяготилась их душа собственными и чужими грехами, а потом, после раскаяния, злая воля снова их влекла ко греху. Мало-по-малу вытрав­лялись из их душ святое упование и добрые желания, а греховные страсти постепенно вконец порабощали их, но удовольствия полного все-таки им не доставляли, потому, что все эти мерзости не могут усладить души возвышенной и благородной, а только умножают ее внутренние муки. Подоб­ную же скорбь умножали в себе эти люди, когда изучали быт жизни народной; они видели, что никогда не будет на земле человеческой правды, как сказал мудрый Соломон: „и обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым победа, не мудрым хлеб, и не у разумных богатство, и не искусным благорасположение, но время и случай для всех их“ (Еккл IX. 11). А случай этот достают обыкновенно хит­рецы, льстецы, обманщики и грабители.

Много еще можно привести житейских картин, чтобы раскрыть, как мало жизнь без Христа соответствует нашим желаниям, добрым ли, злым ли. Ради сего вы тяготи­тесь обычною жизнью, а особенно тяготитесь тем, что, зная человеческую злобу, понимали, как невозможно людям на­деяться на более разумную, справедливую жизнь. Придумали против злодеев законы, чтобы казнить их, а злодеи ухи­трялись так, чтобы под казнь подводить невиноватых, обманывая судей, либо закупая их взятками и угрозами. Ка­рали людей за воровство, а они стали вместо воровства спаивать друг друга, так что жертва их злобы отдавала им свое добро, да и душу свою губила в вине; пытались люди учить друг друга разуму чрез философию, а хитрая злоба обманщиков и сюда проникала и под именем фило­софии учила юношей самым скверным понятиям, убеждала их, что добра и зла нет на земле, а только есть выгода и невыгода. Вот так и маялись люди, как птица, при­вязанная за ногу: машет она крыльями, хочет лететь, да снова падает на свою веревку.

Теперь поймете, почему св. Апостол Иоанн спешит обрадовать своих слушателей и читателей своего послания, уверяя их, что явилась новая жизнь в родившемся Спаси­теле. Ждали такого Посланника, или Мессию, давно все верующие иудеи, ждали и мудрейшие из язычников. Они упо­вали, что Мессия и каждому человеку облегчит путь добро­детельной жизни, и справедливость водворит на земле, так что уже не грешники будут властвовать над праведниками, не язычники над правоверующими иудеями, но, напротив, они уповали, что явившийся Сын Божий  Сам сделается праведным царем-победителем и, покорив язычников, водво­рит на земле справедливость, общее счастье и, вообще, принесет новую блаженную жизнь на землю.

Действительно, Он и принес новую жизнь и Себя Са­мого назвал жизнью всех. И те, которые приняли Его жизнь, пошли по Его стопам и соединились с Ним, действительно перестали испытывать то недовольство жизнью, которым то­мились и томятся люди, не познавшие Христа. Что же? сде­лались они сразу богатыми, знатными, здоровыми, свободными от борьбы с греховными страстями? Нет, братие, они стали беднее и безславнее всех; пребывая в трудах и пощении, не знали наслаждения телесного здоровья, а борьбу со страстями еще умножили, потому что боролись и с такими пожеланиями и мыслями, которых прежде и за грех не считали, напр., с самолюбием, с гневом, с блудною похотью.

Отчего же стали они блаженны? от каких скорбей изба­вила их Христова благодать, и какое условие счастья при­несла им?

Одно условие счастья, братие,—чтобы добровольно отка­заться от счастья, от богатства, от славы, от желания здоровья, от покоя. Они отвратили сердце свое от всего, к чему стремились прежние люди, кроме добродетели, и воз­любили все, примирились со всем, что прежние люди считали за величайшее горе, кроме греха и порока. А когда так расположили они свое сердце, то грех перестал быть так заманчив, добродетель перестала быть тягостна; напротив, в ней они начали постепенно находить тот источник ра­дости, которую язычники находили только в земных наслаждениях. Таков смысл слов Господних: незаботьтесь и не говоритечто нам ясть? и что нам пить? или во что одеться? потому что всего того ищут  языч­ники... Ищите же прежде царствия Божия и правды Его“(Матф VI. 31 33). Не напрасно же, братие, сказано, что Христос принес новую жизнь на землю. Видим, Он переворотил совсем душу человеческую; как бы изменил со­вершенно ее природу. Раньше накопляли богатства, теперь стали его раздавать; раньше боялись тюрьмы и истязаний, те­перь апостолы восторженно благодарят за них Бога; раньше боялись скорбей, теперь св. Иаков пишет христианам: „с великою радостию принимайте, братие мои, когда впа­даете в различные искушения“ (I. 2). Попрежнему на земле неправда, и болезнь, и бедность, и всякие обиды, и всего этого будет, чемдальше, тем больше, как предсказал Господь и св. апостолы Петр, Иуда, Павел и Иоанн. Но всеми этими скорбями не убивались, не подавлялись души христиан. Дру­гое блаженство—внутреннее духовное познали они, а если о чем скорбели, то только о своих грехопадениях и о гре­хах своих ближних.

Чем же, какими делами Своей жизни Спаситель наш изменил всю сущность нашей души, нашей жизни?

Прежде всего, самым Своим рождеством.—То преобразование души и жизни человеческой, которое Он совершил Собою, отразилось со всею ясностью во граде Вифлеемском. Сей малый град в эти дни отражал в себе весь мир, а события Рождества Христова — всю жизнь всего человеческого рода.

Жизнь людей есть всеобщая борьба за удобства и выгоды житейские. Множество людей, сошедшееся в Вифлееме, тес­нилось в холодную ночь по жилищам; наверно, бедные завидовали богатым  в их просторе, богатые с грубостью прогоняли лишних постояльцев из своих домов, серди­лись, когда теснота помещений понуждала их поневоле де­лить свое помещение с чужими. Так, по крайней мере, везде бывает, где скопляется много народа.

Посмотрите, что бывает по обычаю жизни новой. Тот, Кому принадлежат все дома, все грады, вся вселенная, Он лишает себя последнего человеческого жилища и вселяется вместе с скотами, полагаясь вместо престола херувимского в яслях безсловесных. О, люди! Вам ли бороться и угры­зать друг друга за преимущество чести, чистоты и удобства, когда Бог не гнушается быть недопущенным к людям и довольствоваться скотским загоном! Человек! ты роптал на свое убожество, ты завистливым оком взирал на богатых и знатных, ты оплакивал нищету твоей хижины, ты скорбел, что вменяешься с простолюдинами. Опустись еще ниже в житейском положении, и ты вменишься с Богом! Ты почитал за великую честь приблизиться к порогу вель­можи, но смотри, как легко тебе получить жилище, равное Божиему дому! Ты с вожделением взираешь на дворцы, по­тому что в них живут или жили цари; воззри лучше на хлев и на ясли и в них обитал воплотившийся Сын Божий! Видишь, где начало нового учения, новой жизни, новых обычаев. Если будешь так следовать за Христом, тебе нигде не будет тесно. Если все примут к сердцу образ жизни Христовой, то всем будет на земле просторно и без­обидно.

Но, скажешь ты: о бедности я не скорбел бы, но убивает  меня тяжелый труд поденщика. Я сею и жну хлеб, а люди его едят, я пасу стадо, а хозяева пьют молоко, я работаю сукно, а носят его другие. — Может быть, враг искушал такими же мыслями и пастырей вифлеемских, ко­торые бдели ночью около города, погруженного в сон, и пасли стадо горожан; но если б они приняли такие мысли, то не стали бы блаженнейшими из людей. Много было тогда в городе людей знатных, богатых и ничем незанятых, но не к ним явился ангел, возвещающий рождение Превечного, не они, а эти, лишенные ночного сна бедняки, спо­добились небесного видения; они научили весь род человеческий воспевать те блаженные глаголы, которые раздавались на небе: „ Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение“  (Лук II. 14). Они, первые после ро­дившей Пресущественного—сподобились узреть Его и покло­ниться Ему и прославить Пречистую Матерь Агнца и Пастыря.

И далее, христианин, пройди мысленными взорами все, что возвестило нам Евангелие о Рождестве Христовом, и найдешь здесь изменение к новой жизни всего человеческого естества, всех наших обычаев, всех понятий. Скорбишь ли ты о том, что подвергся неправедному гонению? Но ведь не правее же ты, чем  Христос, преследуемый злочестивым Иродом. Скорбишь об изгнании и ссылке? Вспоминай бег­ство во Египет. Тяготишься ли игом закона? Взирай на обрезание Господа и принесение в храм в 40-й день. Или тебя огорчает, что должен ты повиноваться худшему тебя, будучи сам  просвещеннее и лучше других? Но более тебя превосходил Иисус старца Иосифа и, однако, повиновался ему. По­читаешь ли твоего наставника или начальника человеком случайным, недостойно занявшим начальство? Но Господь Иисус мнимого отца чтил, как истинного. Итак, пойми, что тягота жизни не в труде, не в бедности, не в послушании, не в перенесении обид и даже гонения, нет, но в том, чтобы считать для себя потребным праздность и богатство, своеволие и постоянное веселие. Все это отнимает у человека радость бытия, все это и бывает причиною и питанием в нем злых страстей и пороков, и от всех этих заблуждений избавил нас Господь, осветив Своим рождеством и бедность, и терпение обид, и тяжкий труд и унижение. Вот почему воспевает ныне вселенная: „Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия Мирови свет разума". Не могут сего понять те, кто справедливою считает зависть; не могут понять и те, которые, получив в мире сем достаток и честь, не хотят добровольно уступать хотя бы части того и другим, но притесняют бедных, унижают подчиненных, вытесняют пришельцев, надмеваются над простецами. Жалкие люди! вы несчастнее тех, над кем издеваетесь: эти очищаются скорбями и приближаются к родившемуся Спаси­телю, а вы удаляетесь от Его новой жизни и пребываете в прежней смерти, как и сказано: „нелюбящий брата пребы­вает в смерти“ (1 Иоан III. 14).

Итак, новая жизнь во Христе заключается в том, чтобы самому добровольно отказываться от благ мирских и не скорбеть, когда их от них отнимают силой. Быть может, не сразу сможешь ты так направить свой ум. Но по мере того, как будешь, хотя бы скрепя сердце, добровольно ли­шать себя житейских наслаждений: поститься, обижать себя, подавая бедным или уступая присным, не сердиться и не мстить за унижение, но претерпевать молчаливо обиду; — по мере того, как будешь распинать в себе ветхого человека, умерщвлять ветхую жизнь, — по мере сего иной источник  жизни благодатной будет исходить из твоего сердца: „Кто верует в Меня, сказал Господь: у того, как сказано в Писании, потекут из чрева реки воды живой“ (Иоан VII. 38). Уже ни богатство, ни здоровье, ни слава, ни поги­бель врагов будет радовать тебя, но подобно тому, как хозяин радуется на спеющую ниву, или охотник на мно­жество порхающей дичи, или художник на красоту солнечного заката, — так будет тебя радовать молитва, духовное чтение и возможность оказать ближнему ласку, либо благодеяние, утешить скорбящего, усмирить гневающегося, вразу­мить злодея. Злочестивые иудеи не хотели принять этой новой жизни: они желали счастья земного, и погибели врагов, и человеческой славы, и суетного богатства. Того же, увы, того же самого желают и теперь их неразумные ученики, евро­пейцы разных народностей, и многие у нас на Руси. Они забыли Христа и, возненавидев Христово поношение, возлю­били сокровища Египетской земли, не как великий Моисей (Евр XI. 26), но „яко же древние неразумнии люди в пу­стыни.

И не только сами они возвращаются к прежнему язы­ческому безумию, но и пылких юношей и народ наш ста­раются отвратить от пути евангельского, и в ослеплении своем обещают им общее богатство и счастье чрез отнятие имений у богатых в общее пользование.—Если б было это разделение богатств возможно, то и тогда какой мир, какое счастье возможны между завистниками? И если б люди усмотрели свое счастье в таком довольстве, то были бы это не люди, а звери, которым ничего не надо, кроме сытости и покоя.

Знают эти люди, что они пошли против Евангелия, хотя лицемерно и отрицают это; отрицают, но чувствуют, что нет для них более враждебного учения, чем учение Хри­стово,—как это чувствовали книжники иудейские, возбуждавшие народ против римлян в погоне за собственной властью, богатством и честью. Не справедливость, а завистливую злобу сеют они и теперь на земле, и домогаясь прав, умножают неправду. Нас же, братие, Христос Бог научил вразумлять других не искажением прав, но отречением от них, не требованием равенства со знатью, но унижением себя, не борь­бою, но уступкой, не преступлениями, но перенесением обид. Вот в чем явившееся Солнце Правды „дало нам свет и разум “ (1 Иоан V. 20), открыло нам путь к жизни веч­ной и блаженной, вот на чем основывается и всякая правда в человеческом обществе. Прославим же, братие, явившегося Господа, возрадуемся о Рождестве Его! Этой радости ничто не отнимет от нас—ни бедность, ни обиды, ни труды деннонощные: все это Он благословил, и возвеличил, и освятил Собою во граде Вифлеемском. Нам да будет отсюда научение, а Ему, возлюбившему нас, слава и держава, честь и поклонение со Отцем и Духом во веки. Аминь.

Напечатано в "Волынских Епархиальных Ведомостях", 1907 г., 21 января.

Источник: Митрополит Антоний. Слова, беседы и речи (о жизни по внутреннему человеку). «Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого», том XV. Посмертное издание с предисловием Архиепископа Никона (Рклицкого). Нью-Йорк, 1968 г., сс.163-169.

Сверено с оригиналом

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.