Митрополит Антоний: Святый и Великий Четверг (Мф 26. 1-20; Ин 13. 3-17; Мф 26. 21 -39; Лк 22. 43-45; Мф 26. 40-47, 52)
Праздники бывают радостные и печальные, но эти противоположности сегодня соединяются. Наша жизнь всегда проходит в чередовании радости и печали, но всякий, проходящий Христову науку понимает, как может сочетаться радость и печаль.
Смену этих чувств и их сочетание мы видим особенно ясно во Святый и Великий Четверг.
На Тайной Вечери Господь говорит ученикам последнее слово, в котором исповедует любовь к человечеству. Он горел этой любовью и, хотя знал, что один из участников вечери предаст Его, ликовал, видя этих избранных, с такою любовью внимающих Ему. Он зовет их "чадца моя",
детки мои, и приобщает их Себе, Своему Телу и Крови. Радостный и блаженный час. И тут же Иуда уходит для предательства. И снова Он в единении с учениками. Но прошло немного времени и Он начал скорбеть и тосковать и молиться. Он переживал такое душевное напряжение, что капли крови падали на землю. Трудно даже сказать, когда Христос большестрадал - в этот час или в час Своей смерти.
Ученики несколько в ином настроении и их пощадила безжалостная быстрота смены горя и радости. А у Спасителя они сменяются так, что как будто Он пьет воду, но вот один глоток сладкий, а другой горький.
Так сегодня у нас душа разрывается от горя, глядя на Сего обреченного Страдальца, но в эту печаль прорвалась и радость о нашем приобщении Христу и спасении. И радость наша закрывает наши грехи, и сердце тянется ко Христу, чтобы любовью облегчить Его страдания от людей.
Так сегодня, когда приобщаемся, помня слова Ал. Павла "елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете - смерть Господню возвещаете", в нас не скорбное, но радостное настроение. Так велико это событие, что мы, чада Божии, дерзаем говорить: "Прости, приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных Таин, достойно благодарим Господа". Все молитвы суть стремление к чему то еще неосуществившемуся, только эта ектенья говорит о достигнутом. "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивши, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим". О безгрешном прохождении жизни редко когда говорится, но после причастия мы с верою и надеждою дерзаем об этом просить. В таком окрыленном верою и надеждою настроении стоит, еще так недавно плакавший о грехах, человек.
У христианина покаяние и радость всегда вместе, и приемлет Господь первое и благословляет вторую.
Но помните, что приблизиться невозбранно к огню причастия нельзя без благодатной помощи: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию". Так отдаем мы себя под волю Господню. Эта преданность должна быть всегда и в радости и в печали.
Но как далеки мы от спасения, если подобные чувства печали, радости, любви и преданности Богу бывают в нас только в редкие дни говения и причастия. Когда мы это понимаем так ясно, как в Великий Четверг, то глубоко скорбим, что не всегда мы в этом благодатном настроении, ибо настолько естественно нашему сердцу жаждать благодати Божией и причастия Божественной жизни.
Источник: Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. т. VIII. Издание Северо-Американской и Канадской епархии.1961 г., с.с. 341-342.
Сверено с оригиналом