Митрополит Филарет: О кресте Господнем
Из года в год, в третье воскресенье Великого Поста, св. Церковь за божественной литургией, предлагает нам Евангелие от Марка, в котором святой Евангелист передает нам призыв Господа Иисуса Христа, Который говорит: если человек хочет идти за Ним, он должен отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним.
Обыкновенно, как мы знаем, все многочисленные мудрецы века сего, все теперешние умники, предлагающие каждый на свой лад рецепт обще-человеческого благоденствия, стараются будущее, которое пред нами, если только мы последуем их призыву, представить, как что-то очень приятное; всякие блага сулят они. Правда, действительная жизнь показывает, что вместо всего того, что они обещают, жизнь по их рецептам часто бывает похожа на какое-то преддверие ада; но, тем не менее, они своим последователям сулят безмятежное, привольное житие.
Так ли поступал Господь наш Иисус Христос? Убаюкивал ли Он Своих учеников, Своих последователей, такими розовыми обещаниями? Нет. Знаем мы, как Он говорил им "будете ненавидимы всеми Имени Моего ради", "только претерпевый до конца, тот спасен будет", а вот в нынешнем Евангелии Он, как уже было сказано, говорит, что тот, кто хочет быть Его последователем, должен идти за Ним, взяв крест.
Быть может, тогда — до креста Христова — не так ясно было, что такое крест и крестоношение. Не так ясно, как для нас с вами. Но тем не менее, всякий знал тогда, что крест есть орудие страшной, мучительной и позорной казни и поэтому, если говорилось о том, что нужно взять крест, то всякому становилось понятно, что тут речь о том, чтобы принять жребий страдания в жизни.
Кого считают люди в мире благополучными, счастливыми? Обычно, — и больше всего — того человека, у которого есть богатство, большие средства, потому что человеку такому все доступно. Все свои желания и прихоти он может исполнить. Все наслаждения в жизни ему доступны, благодаря его материальным средствам. Как часто люди завидуют таким счастливцам, думая: хорошо бы, если бы у меня было такое богатство, или хотя бы быть немножко посостоятельнее и побогаче!
Так судитмір; но совсем не так рассудило Евангелие. И Господь Иисус Христос говорил: "какая польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою (если она погибает)? Примеры того, как это бывает, мы в Евангелии же можем найти. Вспомните одну из самых коротких и вместе с тем одну из самых устрашающих и грозных притч Господа Спасителя о человеке, у которого был богатый урожай. Как он сам себе говорил: "Много у меня хлеба — некуда собрать. Я мои житницы и амбары сломаю, соберу все это туда и скажу своей душе: душа моя! Имеешь многие блага, на много лет тебе хватит. Почивай, ешь, пей, веселись!" И тут на него и на его "благополучие" обрушился страшный приговор Божия правосудия, ибо Бог ему сказал: "Безумец! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (сказано по-славянски "истяжут", т.е. немилостиво отнимут, вырвут у тебя), а то, что ты заготовил, кому останется?"
Вот так и сегодня Господь говорит в Евангелии: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Т.е. безсмертную человеческую душу ее Творец оценил дороже всего этого міра.
Помни же, человек, как драгоценна для Бога душа твоя. Господь ее ценит дороже всего міра со всеми его богатствами. Чтобы спасти наши души грешные, Господь пригвоздился ко кресту, на котором совершил наше спасение и которому мы ныне поклоняемся.
Но когда Господь говорит нам, что человек, который хочет за Ним идти, должен взять крест свой и отвергнуться себя, то что это значит? Как говорят св. Отцы, "отвергнуться себя" — это значит, обойтись с собою так, как человек обходится, например, с запачкавшейся и изодранной одеждой, которую нельзя ни починить, ни вычистить. Она отбрасывается, он ее отвергает. Вот он так должен отвергнуться себя, отвергнуть свои прихоти и грешные наклонности, осудить весь свой суетный образ жизни, в котором он запутался и погряз с головой в суете и грехах, и идти за Христом, исполняя Его заповеди.
Что касается исполнения заповедей, то в теперешней жизни, которая кажется построена так, чтобы ни с одной заповедью Господней не считаться, исполнение заповедей будет, действительно, тяжким крестоношением, ибо человеку, стремящемуся исполнять заповеди Христовы, мір все время будет становиться на дороге и соблазнять его своими греховными утехами и грешными суетными приманками…
Но помни, человек: один только раз дается тебе жизнь земная. Она не будет повторена. За ней дальше наступит вечность, которой уже не будет конца. Но эта вечность будет в точности соответствовать тому, как ты проведешь эту земную жизнь, этот краткий отрезок твоего бытия на земле. Подумай же об этом, особенно в нынешний день, когда Господь призывает нас к тому, чтобы мы были крестоносцами, чтобы взяли крест свой и несли этот крест, следуя за Ним, чтобы потом, в конце жизни своей, свой жизненный крест сложить к подножию Его всеобъемлющего, животворящего креста.
И это крестоношение есть долг каждого христианина, каждой христианской души. Ведь недаром на нас с вами надели крест при крещении. Недаром, когда христианин погребается, для того, чтобы упокоиться до будущего воскресения, над его погребенным телом ставят также животворящий крест. Это значит, что он был, или должен был быть крестоносцем.
Будем же об этом помнить всегда, и поклоняясь пред крестом животворящим, будем молиться Господу, чтобы Он и нам дал силу, постоянство, терпение и стойкость для того, чтобы свой жизненный крест донести до конца. Аминь.
Митрополит Филарет. Проповеди и поучения. т.I. Изданы Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. К 50-летию священнослужения 1931 г. – 1981 г. с.с.126-129.
Сверено с оригиналом