Митрополит Филарет: "Покаяния отверзи ми двери"
Эти слова мы с вами впервые услышали от Церкви в этом богослужебном году. Невольно мысль возвращается назад; год тому назад мы с вами молились этими же словами – и как много ушло уже из этой жизни тех, кто тогда вместе с нами молился.
Нам Господь посылает еще эту милость. Мы с вами стоим пред дверьми покаяния. Церковь нам напоминает этим песнопением не только о том, что Великий пост приближается, но и о том, что без Божией милости и без Божией помощи мы как следует никогда не покаемся.
Представьте себе человека, который стоит перед закрытыми дверями; ему необходимо туда войти, ибо снаружи ему грозит какая-то страшная опасность, а ключа у него нет и если ему никто не отворит этих дверей, то он погибнет. Грешник, без всякого преувеличения, именно в таком положении и находится.
Ведь, что такое покаяние? И как должен каяться человек?
Когда-то св. старец Амвросий на вопрос какой-то верующей души, сколько времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяние, ответил так: для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение! Мгновение поворота – решительного поворота от грешной, нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.
Беда наша – в том, что нам все кажется, что мы не так уж и грешны. Что слова о покаянии, об исправлении жизни относятся к каким-то другим отчаянным грешникам, а к нам это не так уж относится – мы себя особенно грешными не чувствуем. Многие ведь, даже приходя на исповедь, начинают ее заявлением: «особенных грехов не имею...»
Полезно тут будет припомнить то, что, быть может, известно некоторым из вас. Существует рассказ о том, как к одному старцу-подвижнику пришли две женщины; у одной был тяжкий грех, она, кажется, отравила своего мужа и сумела это скрыть, но совесть ее мучила постоянно, а у другой не было такого тяжкого греха.
И вот, когда они пришли к старцу, то старец этот сказал каждой: «Пойди на мой огород и принеси оттуда камни». Той, у которой был тяжкий грех на душе, он сказал: «Ты возьми самый большой камень, какой только можешь поднять и принеси ко мне». А другой сказал: «Вот тебе мешок. Набери мелких камней и принеси сюда». Когда они обе это исполнили, то старец поблагодарил их за послушание и сказал: «А теперь отнесите это обратно. Ты, грешница, отнеси и положи свой большой камень туда, откуда взяла, а ты, праведница, у которой нету больших грехов, все эти камешки положи каждый на свое место. Первая сделала это без труда, а другая растерялась и вернулась фактически с полным мешком, потому что она, конечно, не могла вспомнить, какой камень откуда взят, а обманывать старца не хотела; так с полным мешком и вернулась.
Вот тогда старец ей и говорит «Смотри, у этой женщины тяжкий грех, но она постоянно о нем помнит и все время его оплакивает, а покаянные слезы омоют любой грех. А ты не можешь оплакать свои грехи, потому что ты даже и не помнишь этих, так называемых повседневных грехов; а ведь тяжесть твоего мешка – такая же, как и этого большого камня».
Так вот и нужно нам помнить, что все мелкие грехи, которые из нашей памяти ускользают, которые сливаются в одно неопределенное сознание греховности («конечно, мы грешные, но может быть и не так уж сильно»), все эти грехи для души нашей являются страшною тяжестью и погубят ее, если мы свою душу не освободим от них в этой жизни, ибо после смерти покаяния нету.
Когда человек это поймет, почувствует тяжесть грехов своих, то тогда он устремится от жизни греховной к доброй христианской жизни, если только он решится на тот поворот, для которого, как говорил великий старец, нужен только момент, чтобы решиться и повернуться.
Вот скоро будет читаться Евангелие о блудном сыне, который осознав неправильность своего поведения и ужас своего состояния, не остался там, где он был, а сказал: «встану и пойду к отцу своему» (Лк : 15,18). И это не осталось у него только на словах, а он сразу встал и пошел. А как его принял отец – мы знаем, да и услышим скоро в святом Евангелии.
Итак – напоминая нам о покаянии Церковь напоминает и о том, что без милости и помощи Божией мы не можем покаяться как следует, т. к. не видим как должно своих грехов и не чувствуем их тяжести.
Потому-то мы и молимся, чтобы Господь просветил наши очи, и этим открыл пред нами двери покаяния, без которого мы в царствие Божие никогда не войдем. Аминь.
Св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
Метки: рпцз, митрополит филарет