Определения и решения Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви Заграницей о западном литургическом обряде.
Митрополит Антоний Храповицкий о западном литургческом обряде
Польская национальная церковь
8-го августа прошлого 1926 года в Варшаве произошло событие, которое быть может, будет иметь огромное значение для дальнейшей истории православия: два польских ксендза о. Грушко и о. Петрушко вступили в лоно православия, сохранив в своих приходах западный римский обряд. В первый раз после разделения церквей, начала вновь совершаться православная римская месса. Возрождение западного обряда православного христианства открывает огромные возомжности для него среди тех народов, которые принадлежали всегда к западной церкви. Митрополит Антоний [1] по этому поводу прислал следующее поздравление митрополиту Дионисию: “От души Вас поздравляю с делом Божиим: приобрел еси брата твоего. Я уже пояснял в Цер. Вед., что не должно возбранять присоединившимся сохранять своей чин богослужения, ибо он у нас до Фотия был иной, чем у греков и у нас”.
С переходом в православие этих ксендзов открываются возможности возстановления православной национальной польской церкви, т. к. Польша некогда была вся православной. В этом отношении почин принадлежит чехам, которые у себя уже восстановили православие: имеют своего православного архиепископа в Праге и своих священников. Стихийное движение наблюдается в настоящее время в Угорской Руси (в Прикарпатье) среди униат: целыми селами они возвращаются к отцовской православной вере, окончательно порывая цепи рабства с Римом. Триста лет иго Рима, насильно навязываемое русинам, тяготело над ними, но стоило только свернуть государственное ярмо лоскутной Австро-Венгерской монархии, как само собой пало и иго Рима. Во главе чешско-русинской церкви поставлен Архиепископ Савватий, обруселый чех (окончил Уфимскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию). Около 200 тысяч угроруссов присоединились уже к православию.
(Хлеб Небесный. No. 2, 1927. C. 27-28)
Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 14/27 октября 1953 о допустимости Западного богослужебного чина
1. Предоставить епархиальным Преосвященным в общинах, переходящих к нам целыми группами сохранить западный чин. Отдельных же лиц, переходящих в Православие присоединять к Св. Церкви с соблюдением восточного богослужебного чина.
2. Во всяком случае, при сохранении указанными выше общинами западного чина, приобщение св. Таин должно ими совершаться под двумя видами.
(Церковная жизнь. 1953. No. 9-12. С. 55.
Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 29 окт./11 ноябр. 1959 о французской православной группе
После бывших суждений принимается следующее определение:
Разрешить Архиепископу Иоанну [2], как Епархиальному Архиерею Западно-Европейской епархии, согласно его представлению и ходатайству, – принять в свое каноническое ведение Французскую Православную Группу[3] и поручить ему организовать церковную жизнь означенной группы в согласии со священными канонами и преданиями Православной Церкви с сохранением для означенной группы Западного Обряда, но с тем непременным условием, что:
1. В означенной группе должна быть принята и соблюдаема Православная Пасхалия согласно каноническим правилам: Апостольскому 7 и Антиохийскому 1-му;
2. Вопрос о епископской хиротонии протоиерея Евграфа Ковалевского[4] остается открытым;
3. Вечерние литургии признаются несоответствующими более чем тысячелетней практике Православной Церкви. В виде исключения они могут допускаться во французской группе православных при следующих непременных условиях:
А) Священники, совершающие вечером литургию, не должны совершать таковую утром того же дня и не должны в день совершения ее до литургии вкушать пищу или питье.
Б) Причастники за вечерней литургией также не должны ничего вкушать в день причастия.
4. По мере близкого изучения жизни и быта православной французской группы предоставить Архиерейскому Синоду и Архиепископу Иоанну давать руководителям ее и другие указания и советы[5].
(Церковная жизнь. 1959. No.11-12. С. 203.
Определения Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 3/16 июня 1964 о православных французских приходах
Выслушав со вниманием доклады о жизни Православных Французских приходов, освещающих их жизнь с разных сторон, Архиерейский Собор приветствовал развитие этой жизни и особенно радовался тому, что в этом году приходы праздновали Пасху по православному календарю и тем проявили полное единство со Вселенскою Церковью.
Однако, Архиерейский Собор, прежде хиротонии протоиерея Евграфа Ковалевского[6] во епископа православной французской епархии, должен быть уверен в следующем:
1. Что празднование Пасхи будет неизменно совершаться по православному календарю, как то было в этом году,
2. Что священнослужители, совершающие вечернии литургии, не будут совершать таковую утром того же дня и не будут вкушать пищу весь тот день до совершения литургии.
3. Что причастники за вечерней литургией также не будут вкушать весь день то полуночи, кроме исключительных случаев (например – тяжко болящих).
Кроме того Архиерейский Собор должен быть уверен, что священнослужители будут добросовестно следить за тем, чтобы не причащать инославных. В доказательство чего со стороны Французской Православной Церкви должно быть дано обещание выполнять вышеназванные обязательства, подписанное всеми священнослужителями и членами Епархиального Совета.
Архиерейский Собор поручает Преосвященному Архиепископу Иоанну [7] и Ученому Комитету при Архиерейском Синоде проверить подлинность текста Галликанской Литургии, которой пользуется в своей церковной практике Французская Церковь и сделать о сем письменный доклад Архиерейскому Синоду, с тем, чтобы он был широко распространен для ознакомления с ним верующих. Также до хиротонии, протоиерей Евграф Ковалевский должен письменно засвидетельствовать свое отношение к современной иерархии Московской Патриархии, посколько то требуется от всех кандидатов во епископы Зарубежной Церкви.
По исполнении всех этих условий, поручается Преосвященному Архиепископу Иоанну доложить о сем Архиерейскому Синоду и всем Преосвященным, после чего иметь суждение о возможности хиротонии о. Е. Ковалевского[8].
(Церковная жизнь. 1964. No. 1-16. С. 12-13.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 19 декабря/1 января 1970 г.
Слушали: Прошение священников Западного Обряда в Америке о разрешении пользоваться текстом западной литургии, одобренным Святейшим Правительствующим Синодом в С. Петербурге в 1871 г., как сообщает об этом Овербек в редактировавшимся им журнале “Ортодокс Католик Ревью” в ном. 3 за 1871 г. Латинский текст при этом был принят как основа для всех переводов.
Постановили: В виду состоявшегося в 1870 г. одобрения представленного латинского текста западной литургии Святейшим Правительствующим Синодом в С.Петерубрге, принять этот текст, как основной для перевода его на английский и пользования им при совершении литургии по западному обряду. Пользование всеми другими текстами литургии отныне воспрещаетеся. О чем уведомить настоятелей приходов Западного обряда.
(Архив Архиерейского Синода в Нью-Йорке)
Определения Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 5/18 сентября 1978 г. о так называемом Западном обряде
Постановили: Западный обряд в его нынешней форме был введен после отпадения Запада от Православия и не согласовывается с богослужебной жизнью Православной Церкви, сложившейся в течение многих столетий. Он не отражает Ее богослужебного предания. Поэтому, он не удовлетворяет принимающих Православие, когда они более глубоко осваиваются с ним, и нигде не имел успеха. Вследствие вышеизложенного, Архиерейский Собор не признает возможным допускать в Русской Церкви Западный обряд.
(Православная Русь. 1978. No.21. С. 5.
Нью-Йорк. 17 мая, 2011 г. Завершился Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви
По предложению Председателя Архиерейского Собора учреждено викариатство для приходов, придерживающихся западного обряда. Епископа Манхэттенский Иероним определен помощником Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви по управлению этими общинами.
* * *
[1] Храповицкий.
[2] Иоанн (Максимович) свят. Шанхайский и Сан Францисский (+ 1966).
[3] Группа организована в 1946 г. прот. Евграфом Ковалевским. С 1993 г. независимая Православная Церковь Франции.
[4] Ковалевский Евграф Евграфович. Еп. Иоанн (+1970).
[5] Французские православные приходы покинули РПЦЗ в 1966 г. Определение может быть использовано для принимаемых в РПЦЗ общин Западного обряда.
[6] Ковалевский Евграф Евграфович. Еп. Иоанн (+1970).
[7] Иоанн (Максимович) свят. Шанхайский и Сан Францисский (+ 1966).
[8] В целом здесь повторяется определение Архиерейского Собора о Французской православной группе 1959 г.
часть II
http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2013/20130712_synodmeeting.html