Памяти иеромонаха Серафима (Роуза): Ранее неопубликованные письма за 1975 год
Письма отца Серафима (Роуза)
Дорогой докторъ Каломиросъ!
Пожалуйста, простите насъ за нашу долгую задержку съ отвѣтомъ на Ваше послѣднее письмо, которое мы прочитали съ большимъ интересомъ. Да, для насъ всѣхъ это очень опасныя времена, и никакая "юрисдикція" не можетъ считать, что она въ "безопасности" отъ многихъ искушеній, которыя готовитъ для насъ діаволъ. Въ послѣднемъ номерѣ "Православнаго Слова" (ноябрь-декабрь) Вы увидите, какое новое искушеніе пришло въ нашу Русскую Зарубежную Церковь. Нѣкоторые наши епископы, находясь подъ вліяніемъ Солженицына (который говоритъ много хорошаго, но, конечно, не разбирается въ церковныхъ дѣлахъ), внезапно загорѣлись идеей объединенія съ двумя раскольническими группами въ Америкѣ и Парижѣ. Нѣкоторые епископы сами намъ говорили, что посланіе, отправленное этимъ группамъ, было составлено очень небрежно и наспѣхъ, тамъ даже не упоминалась необходимость объединенія въ Истинѣ. Въ результатѣ Американская Митрополія ухватилась за возможность ослабить насъ путемъ союза съ ними, и мы дѣйствительно боялись (въ то время мы писали статью о катакомбной Церкви и митрополитѣ Ѳеодосіи), что можетъ возникнуть какой-нибудь торопливый "союзъ", который сталъ бы разрушительнымъ для дѣла истиннаго Православія и вызвалъ бы расколъ, даже если только немногіе осмѣлились бы отдѣлиться отъ этого "союза". Сейчасъ, благодареніе Богу, нашъ митрополитъ Филаретъ выступилъ съ жесткимъ заявленіемъ, что союзъ невозможенъ, но Митрополія, конечно, выиграла пропагандистскую битву въ русскихъ газетахъ, показавъ, насколько намъ не хватаетъ "любви", разъ мы отказываемся возсоединиться съ ними – словно Самого Христа ненавидимъ! Простые русскіе люди недостаточно свѣдущи, чтобы не подпасть подъ вліяніе такой пропаганды, но, увы, все это по винѣ нашихъ благонамѣренныхъ, но несвѣдущихъ церковныхъ дѣятелей, которые находятся подъ сильнымъ вліяніемъ интеллектуальной моды. Другіе наши епископы однако знаютъ суть вопроса, и былъ даже случай, когда одному епископу, который выступилъ за союзъ съ Митрополіей, не позволили служить въ епархіи другого епископа.
Намъ самимъ очень больно видѣть такое непониманіе того, что происходитъ въ мірѣ и въ Церкви. Дѣйствительно, для насъ было бы лучше, если бы Московская Патріархія "исключила" бы насъ, и все "міровое православіе" отдѣлилось бы отъ насъ; тогда нѣкоторые наши люди впали бы въ отступничество, зато остальные стали бы сильнѣе.
Мы посылаемъ Вамъ отдѣльно свою новую публикацію "Православіе и религія будущаго". Скоро надѣемся закончить еще одну книгу, и, Богъ дастъ, въ эти кризисныя времена мы будемъ дѣлать больше. Просимъ Васъ молиться о насъ и очень ждемъ отъ Васъ письма по поводу эволюціи.
Съ любовью о Христѣ,
монахъ Серафимъ.
177. 16/29 мая 1975 г., преп. Ефремъ Перекомскій.
Дорогой о Христѣ братъ Алексѣй!
ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!
Внутри новое письмо отъ Александра Каломироса. Извѣстіе, что наши греки порвали съ нимъ связь, очень непріятное, хотя не такое ужъ неожиданное. Отъ этого вѣетъ нездоровымъ "партійнымъ духомъ". Какъ разъ на дняхъ мы получили "полу-открытое" письмо отца Мамаса отцу Георгію Граббе съ протестомъ противъ подписи митрополита Филарета совмѣстно съ Иринеемъ и Іаковосомъ на воззваніи о помощи "диссидентамъ" въ Россіи. Насъ это особенно не обезпокоило, хотя мы можемъ понять, насколько это могло обезпокоить другихъ, особенно ввиду того, что не ясно, насколько сегодня освѣдомлена Церковь, но письмо отца Мамаса написано въ томъ же духѣ, что и письмо отца Ефрема къ тебѣ – "поучающимъ", снисходительнымъ, высокомѣрнымъ тономъ "эксперта". Далѣе, отецъ Пантелеимонъ публично "упрекнулъ" митрополита Филарета (хотя и мягко) на банкетѣ въ честь послѣдняго, послѣ чего Митрополитъ (предполагаемъ) смиренно извинился. По деликатнымъ вопросамъ, подобнымъ этому, которые не вліяютъ на чистоту Православія, лучше было бы проявлять меньше самоувѣренности и больше смиренія. Вспомни, какъ нѣсколько лѣтъ назадъ въ Свято-Преображенскомъ монастырѣ написали икону святителя Григорія Богослова и дали ее напечатать въ журналѣ Билли Грэма. Нѣкоторыхъ это шокировало, но я увѣренъ, отецъ Пантелеимонъ былъ наготовѣ не со смиренными извиненіями, а съ видомъ знатока: "Видите ли, такимъ образомъ..." Боюсь, слова доктора Каломироса о "групповой гордости" очень правильныя, а это означаетъ предостаточную опасность. Мы во многомъ предпочитаемъ собственный подходъ доктора Каломироса къ сохраненію Истиннаго Православія, знаменуемый страданіемъ, болью; стоять за Истину – совсѣмъ не легко и просто, какъ, судя по тону, считаютъ авторы бостонскихъ "открытыхъ писемъ".
Оказывается, мы побудили доктора Каломироса написать книгу о Бытіи! Я, конечно, надѣюсь, она отличается отъ его стараго посланія къ намъ объ эволюціи! Что опять же напоминаетъ намъ, что наша книга объ эволюціи еще не закончена...
Въ цѣломъ, мы съ очень большой симпатіей относимся къ доктору К. и его одинокой трудной борьбѣ. Русская ситуація достаточно трудная, но греческая просто невозможная!
Быть можетъ, ты получилъ "полу-открытое" письмо къ намъ отъ отца Александра Лебедя. Мы планируемъ дать ему короткій отвѣтъ, въ основномъ цитируя владыку Аверкія, кому (а не намъ) принадлежитъ идея использовать терминъ "истинно православный". Какое облегченіе, что намъ не надо накапывать собственные аргументы, а можно это предоставить тѣмъ, кто старше и мудрѣе. Полагаю, мы должны будемъ послать копіи тѣмъ людямъ, которымъ онъ послалъ свое письмо, хотя намъ эта идея не очень нравится.
Кристоферъ, возможно, вскорѣ уѣдетъ въ Сіэттлъ. Боюсь, мы не можемъ ему очень помочь. Ему совсѣмъ не интересно учиться въ Джорданвилле, и фактически отъ Православія онъ начинаетъ "скучать" и "уставать" (!!!) – для него слишкомъ много "борьбы". У Пола, увы, во многомъ схожая проблема, и даже исключительно вдохновляющая работа по переводу, которую мы ему дали на лѣто, не очень интересуетъ его. (Если бы только у него хватило духа какъ-нибудь его закончить и набрать на линотипѣ, у насъ была бы прекрасная новая книга!) Какъ можно скучать, когда такъ много можно узнать, сдѣлать, что и жизни на это не хватитъ?!! Если бы только Богъ далъ намъ еще нѣсколько лѣтъ, чтобы подготовить еще нѣсколько публикацій! Мы получаемъ много откликовъ отъ читателей, которые вдохновляютъ насъ сдѣлать какъ можно больше, пока есть время. Паденіе Сайгона было для насъ ударомъ: двусмысленность послѣвоеннаго періода, кажется, проясняется, и нарастаетъ коммунистическая "волна будущаго".
Я пересмотрѣлъ статью отца Джорджа Льюиса "Половое воспитаніе" и нашелъ ее не очень интересной, возможно, потому, что онъ начинаетъ съ міра и все время придерживается обыденнаго, скучнаго подхода къ этому вопросу. Мы бы, наоборотъ, начали со святыхъ Отцовъ и поднялись бы разумомъ надъ міромъ, прежде чѣмъ вступать въ битву.
Нужно приниматься за работу. Завтра, Богъ дастъ, будетъ закончена послѣдняя страница новаго "П.С.".
Съ любовью о Христѣ.
180. 13/26 августа 1975 г., свят. Тихонъ Задонскiй.
Ваше Преосвященство, дорогой владыка Лавръ,
благословите! Мы посылаемъ Вамъ свои искреннія поздравленія въ праздникъ Преображенія и въ приближеніи Успенія Богородицы.
Мы только что узнали, что архимандритъ Пантелеимонъ изъ Бостона "порвалъ отношенія" съ архіепископомъ Аверкіемъ, потому что владыка Аверкій позволилъ епископу Петросу изъ Асторіи служить въ Преображенскомъ монастырѣ. Не можете ли Вы сообщить намъ, по какой причинѣ онъ это сдѣлалъ? Есть ли какое-нибудь основаніе для насъ не поддерживать отношенія съ епископомъ Петросомъ? Докторъ Каломиросъ изъ Греціи сообщилъ намъ, что Сѵнодъ Авксентія, видимо, отлучилъ епископа Петроса. Какимъ должно быть наше отношеніе къ епископу Петросу, если это вѣрно?
Мы можемъ откровенно Вамъ сказать, что мы не довѣряемъ "политическимъ" дѣйствіямъ отца Пантелеимона по отношенію къ греческимъ старостильникамъ; съ тѣхъ поръ, какъ онъ сталъ вмѣшиваться въ ситуацію съ Греческой Церковью (это съ благословенія Сѵнода или его епископа?), онъ только больше все испортилъ. Дѣла обстояли гораздо лучше, когда наши русскіе епископы ставили старостильныхъ епископовъ "неканонически", но изъ любви, а не ради "политики". У насъ есть длинное письмо (на англійскомъ языкѣ) отъ доктора Каломироса, въ которомъ онъ объясняетъ, что дѣлалъ въ Греціи отецъ Пантелеимонъ по отношенію къ матфеитамъ, которыхъ докторъ Каломиросъ называетъ "фанатиками" и "законниками". Если хотите, мы вышлемъ Вамъ копію этого письма. Въ этомъ письмѣ онъ, кстати, говоритъ, что отецъ Пантелеимонъ въ душѣ не грекъ, а американецъ, и поэтому онъ имѣетъ такое большое вліяніе на американцевъ вообще и на американцевъ греческаго происхожденія, но не на настоящихъ грековъ (и не на русскихъ). Это подтвержденіе тому, что мы сами уже нѣкоторое время думали.
Намъ бы очень хотѣлось поскорѣе получить отъ Васъ отвѣтъ о ситуаціи съ епископомъ Петросомъ и о трудномъ положеніи въ Церкви, вызванномъ поступкомъ отца Пантелеимона; это среди нашихъ обращенныхъ вызоветъ только большее замѣшательство. Отецъ Пантелеимонъ планируетъ позднѣе въ этомъ году посѣтить насъ, и намъ хотѣлось бы знать, можемъ ли мы имѣть какіе-либо отношенія съ нимъ, поскольку онъ обрываетъ связь съ, по крайней мѣрѣ, однимъ изъ нашихъ епископовъ, къ которому мы питаемъ глубочайшее уваженіе. Пожалуйста, помогите намъ прояснить наше отношеніе къ этому дѣлу! Вплоть до нынѣшняго времени отношеніе отца Пантелеимона къ епископу Петросу основывалось, кажется, на эмоціяхъ и ревности, и, если въ этомъ была причина "разрыва отношеній", то не пора ли сдѣлать ему замѣчаніе, чтобы немного усмирить? Мы очень боимся, что съ нимъ повторится исторія многихъ нашихъ "сумасшедшихъ обращенныхъ", и, если его упрекнутъ за то, въ чемъ онъ не правъ, онъ просто уйдетъ и заберетъ съ собой большую часть своей паствы, какъ епископъ Іаковъ Гаагскій. Да сохранитъ насъ Богъ отъ такого скандала – наши бѣдные американскіе православные обращенные не готовы къ такому шоку!
Съ любовью и уваженіемъ о Христѣ,
монахъ Серафимъ.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи