АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Протоиерей Михаил Польский. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей. Глава 6

Протоиерей Михаил Польский
 
Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей
(Джорданвилль, 1948 г.) Глава 6
 
6. ОЦЕНКА ДЕКЛАРАЦИИ И ДЕЙСТВИЙ МИТР. СЕРГИЯ ЕПИСКОПАТОМ, КЛИРОМ И МИРЯНАМИ


Появившись на свет, декларация получила свою оценку от Церкви в России и прежде всего демонстрировала расхождение епископата с первым епископом, которое имеет для него и Московской Патриархии решающее и непреходящее каноническое значение.

1. "Открытое письмо с Соловков" от 14/27 сент. 1927 г. на имя митр. Сергия по поводу его послания написано в том же духе, как и "памятная записка", и поддерживает уже раз выраженные взгляды с бесстрашием и мужеством. Составитель последней, проф. Иван Вас. Попов, apxиеп. Иларион и другие многие епископы, оставались еще в это время в Соловках.

"Мы не можем принять и одобрить послание в его целом", – заявляет это письмо соловчан. "Всякое правительство может иногда принимать решения безрассудные, несправедливые, жестокие, которым Церковь бывает вынуждена подчиняться, но не может им радоваться иди одобрять. В задачу настоящего правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами". Категорическая же и безоговорочная форма подчинения Церкви гражданским установлениям имеет смысл полного сплетения Церкви и Государства. 
"Всенародная благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения" в устах главы Российской Православной Церкви в настоящее время является чем-то вроде сатирикона, и потому не может быть серьезным и искренним, не отвечает достоинству Церкви и возбуждает справедливое негодование в душе верующих людей. До сих пор отношение правительства к духовным нуждам населения выражалось лишь в стеснениях: в осквернении и разрушении храмов, в закрытии монастырей, в отобрании св. мощей, их поругании и осквернении, в запрещении преподавания детям Закона Божия, в изъятии из общественных библиотек религиозной литературы, не говоря уже о лишении Церкви в Государстве прав юридического лица. 

 
"Послание всю вину в прискорбных столкновениях Церкви и Государства возлагает на контрреволюционные настроения клира". Но за последнее время не было ни одного судебного процесса, на котором были бы доказаны его политические преступления. Несмотря на это, многочисленные епископы и священники томятся в тюрьмах, ссылках и на принудительных работах. Они попали сюда не в судебном, в в административном порядке, и не за политические преступления, а за свою чисто церковную деятельность, борьбу с обновленчеством или по причинам, часто неизвестным самим пострадавшим. Настоящей же причиной борьбы служит задача искоренения религии, которую, ставит себе правительство. Принципиальное отрицательное отношение правительства к религии заставляет его, независимо от политических выступлений Церкви, не позволять ей принимать чисто духовные меры против законов, направленных к ея разрушению.

Угроза исключить из клира Московской Патриархии священнослужителей, находящихся в эмиграции, за их политическую деятельность прямо противоречит постановлению Собора от 2/15 августа 1918 г., разъяснившему всю каноническую недопустимость подобных кар (и реабилитировавшему всех лиц, лишенных сана за политические преступления в прошлом (Арсений Мацеевич, свящ. Гр. Петров и т. д.)).

Закон об отделении Церкви от Государства, устраняя вмешательство Церкви в политику, гарантирует ей невмешательство правительства в ея внутреннюю жизнь и деятельность ея учреждений. Между тем закон этот постоянно нарушается органами политического наблюдения. Высшая церковная власть, ручаясь за лояльность Церкви в отношении в Государству, должна открыто заявить, что не может мириться с вмешательством антирелигиозного государства в ея область.

Декларация является неполной, недоговоренной, а потому недостаточной.

2. Местоблюститель митр. Петр Крутицкий дал устный свой отзыв участнику научной экспедиции Л. 22 января 1928 г.: "Для первоиepapxa подобное воззвание недопустимо. К тому же я не понимаю, зачем собран Синод, как я вижу из подписей под воззванием, из ненадежных лиц. Так, например, епископ Филипп - форменный еретик. И мне предлагалось, в более приличных выражениях, подписать воззвание, я не согласился, за это и выслан. Я доверял митр. Сергию и вижу, что ошибся".

В сентябре 1928 г. митр. Петр, по отбытии срока ссылки на о. Хэ, был переведен в Тобольскую тюрьму, где ему агент ГПУ предложил отказаться от местоблюстительства, обещая в таком случае свободу, но митр. Петр наотрез отказался и немедленно был препровожден обратно в Хэ, и срок ссылки ему был продлен еще на три года. Отсюда надо заключить до какой степени митр. Сергий, и с ним вместе ГПУ, были связаны позицией митр. Петра, на которую надеялась и опиралась вся Церковь. То обстоятельство, что митр. Петру пришлось умереть в ссылке в 1936 г., не получив свободы, после акта митр. Сергия в 1927 г., само за себя говорит в каком отношении он был к позиции последнего.

3. Старейший иерарх и первый кандидат в местоблюстители Патриаршего престола, митрополит Кирилл Казанский и Свияжский, в своем "отзыве" митр. Cepгию из ссылки (Енисейск, 30 октября/12 ноября 1929 г., № 52) писал: "Продолжаю думать и утверждать, что Вы действительно превзошли всякую меру самовластия, посягнув на самые основы нашего патриаршего строя... если, вместо радости, учреждение Вами Синода возбуждает тревоги, опасения и страстные споры, найдите благовременным распустить Ваш Синод, успокойте смущенные души".

В письме митр. Кирилла еп. Дамаскину от 6/19 июня 1929 г. говорится: 
"Призвание митр. Сергия к заместительству вовсе не в том заключается, чтобы заменить митр. Петра, но лишь заместить его, дать то место, через которое указания местоблюстителя могли проникать в среду церковную. Никаких учредительных прав заменяющему не может быть предоставлено без предварительного испрошения согласия и указаний заменяемого. Полноту прав за заместителем можно бы было признать в том случае, если бы местоблюститель, назначая себе заместителя, совершенно отрекся от своих местоблюстительских прав, чего, как всем известно, не было. Никаких учредительных прав почивший Иерарх никогда себе не присваивал, как исключительную регалию Собора. Для заместителя же порядок решения церковных дел точно определен действующими правилами, предшествующей практикой и личными указаниями заменяемого".

К этому, со своей стороны, напомним, что эту точку зрения на свое положение показал своим поведением последний заместитель apxиеп. Серафим Углицкй, отказавшись решать вопросы принципиального значения для Церкви без старших иерархов. Митр. Петр не отказался от своих прав, как ни требовало от него ГПУ, и навсегда связал митр. Сергия и поставил его в чин превысивших свои полномочия.


Посетившие в ссылке митр. Кирилла протоиерей Пироженко и П. Новосильцев написали о нем: "Рассказывал нам, как все исполненное митр. Сергием было предложено ему, и он рад, что остался на прямолинейном пути". 
Митр. Кирилл умер в 1936 г. в ссылке.

4. Митрополит Агафангел, apxиеп. Серафим Углицкий и митроп. Иосиф Петроградский, три заместителя митр. Петра, а первый и Патриарха, и более старший кандидат в местоблюстители, чем митр. Петр, и кроме них еп. Варлаам Пермский и Евгений, еп. Ростовский, 6 февраля 1928 г. сделали такое общее заявление митр. Сергию: "ни порядок организации Патриаршего Синода, вами единолично учрежденного и от Вас получившего свои полномочия, ни личный состав людей случайных, доверием епископата не пользующихся, в значительной части своей проявивших даже неустойчивость своих православно-церковных убеждений (отпадение в обновленчество и в раскол беглопоповства), не могут быть квалифицированы иначе, как только явление определенно противо-каноническое. Мы всегда были, есть и будем лояльны и послушны гражданским властям, но это не имеет ничего общего с навязываемым вами политиканством и заигрыванием и не обязывает к отказу от прав свободного устроения внутренней религиозной жизни церковного общества. По личному своему усмотрению вы практикуете бесцельное, ничем не оправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и паствы, неугодных вам епископов и священнослужителей.

5. Митр. Иосиф в письме к одному Петроградскому архимандриту, сказал: "Я добровольно принес себя в жертву протеста и борьбы против этой гнусной политики произвола, и подчинюсь незаконной расправе со мной вплоть до запрещения и отлучения, уповая на одну правду Божию. Мое маленькое дело вскоре же оказалось лишь малой крупицей чудовищного произвола, человекоугодничества и предательства Церкви интересам безбожия и разрушения этой Церкви. Я один из заместителей Патриаршего местоблюстителя, который связан страдальческим долгом не просто заменить арестованного предшественника, но быть ему и свободному предостережением на случай замены в возможности его духовного падения. В строении церковной жизни участники – не одни только верхушки, а все тело церковное, и раскольник тот, кто присваивает себе права, превышающие его полномочия, и от имени церкви дерзает говорить то, чего не разделяют остальные его собратья". 


Митр. Иосиф с несокрушимой силой исповедует пред Сергиевским Синодом свою правоту, полагая, что "все причины для его удаления с кафедры могли бы быть преодолены, так или иначе, настойчивостью и твердостью обязанного более всего блюсти достоинство и свободу Церкви". (Ответ на пост. от 19/Х 1927. № 524). "Суди Господи суд мой и прю мою, да будет воля Твоя", – кончает свое заявление Синоду митр. Иосиф.

Действия ГПУ защищаются митр. Сергием и еп. Петергофским, управл. епаpxией Николаем Ярушевичем (ныне митр. Крутицким). Миряне протестуют пред правящим apxиepeeм, прямо указывая, что после отделения Церкви от Государства и освобождения Церкви от вмешательства и опеки мирской власти, надо строить церковную жизнь на строго канонических началах. А Церковь опять прислушивается к голосу сильных мipa. Св. Афанасий Великий из 47 лет святительства 20 лет провел вне Александрии, и никто, в угоду гонителям Церкви, не перевел его на другую кафедру. Напрасно просили еп. Николая о подвиге просить Синод и митр. Сергия оставить митр. Иосифа в Ленинграде, а гражданскую власть о разрешении митр. Иосифу прибыть в его город: "если митр. Иосиф останется в разлуке с епаpxией, разлученный с нею телесно, но крепко связанный духовно и молитвенно, это будет все же полезнее для епархии, чем совершенное отнятие от нея Митрополита". (Открытое письмо мирянина еп. Николаю. Осень 1927).

6. "Увещание" Архиепископа Углицкого Серафима от 24 января/б февраля 1927 г. митр. Сергию, говорит: "более чем полугодовой срок после издания декларации показал, что Ваша уверенность в возможность мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона совершенно несбыточна. Пока еще не поздно, издайте другую декларацию, во исправление первой, и выйдите на святую свободу. За вас будут молить Бога все истинные сыны Церкви, вас духовно облобызают все многочисленные страдальцы...".


В другом послании ко всей Церкви от 7/20 января 1929 г. apxиеп. Серафим объявляет все действия заместителя и его Синода незаконными и неканоничными, "ибо митр. Сергий и его единомышленники нарушили соборность, прикрывши ее "олигархической коллегией", попрали внутреннюю свободу Церкви, уничтожили самый принцип выборного начала епископата, принесли много страданий Церкви Божией, заменили на кафедрах многих епископов своими единомышленниками, а противных им лишили общения с их верными паствами, болезнующими со своими страдальцами и мучениками за истину Христову".

Apxиепископу Серафиму был обещан крест на клобук и митрополичий сан за переход к митр. Сергию, но за непокорность он претерпел новые административные репрессии.

  
7. Послание Дамаскина, еп. Глуховского митр. Сергию (летом 1929 г.). "Вы ничего не предприняли, чтобы посвятить хотя бы виднейших иepapxoв в свои планы или своевременно поставить их в известность о принятых уже решениях. Возмутившая наши души измена Ваша определившемуся уже курсу церковной жизни еще сопровождалась неправедными обвинениями нас, ссыльных и несогласных с Вами иерархов. Пастырская мудрость должна была бы побудить Вас далеко отшвырнуть от себя декларацию, раз она производит такое возмущение среди верующих и вызвала такое разделение. Мудрость Ваша попустила Вам настолько переоценить себя и свои полномочия, что Вы решаетесь действовать вопреки такому основному иepapxическому принципу Церкви, который выражен в 34 правиле св. апостолов. Но еще больше грех Ваш против внутренней правды церковной, против евангельского завета – безбоязненно исповедывать истину, против долга Вашего, как предстоятеля Церкви. И все это из-за убогих человеческих соображений, из-за призрачных льгот от врагов Церкви. Грех Ваш еще – внутренняя неправда самой декларации. Наиболее очевидный грех – это принижение авторитета церковной иерархии в сознании верующих, произведенное декларацией. Как высоко вознесен был авторитет наших архипастырей, когда они спокойно шли на испытания, и верующие массы чувствовали в них свою опору. Чувствовалось тогда, что мы уже почти победили и страданиями своими завоевали себе свободу своего церковного бытия, даже среди советской культуры. А теперь... Страшно подумать, как пошатнули Вы авторитет церковной иерархии. Вся Церковь ждет от Вас открытого заявления: считаетесь ли Вы с мнением подавляющего большинства иepapxoв на определенно выраженное несогласиe с Вашей линией поведения почти всей ссыльной Церкви, а также на мольбы и протесты множества пастырей и мирян – ответите ли отказом от своего ошибочного шага и изменением курса своей церковной политики, или же предпочтете утверждаться на основе уже совершенного Вами уклона в сторону расхождения со всей Церковью. Известно ли Вам, что введенная Вами новая форма поминовения (сов. власти) многими называется провокационной. Ведь она служит к очевидному выявлению принимающих и не признающих Вашу декларацию. Отсюда определенная форма обвинения: вы не поминаете митр. Сергия, потому что не признаете его декларации, а раз не признаете декларации – вы контрреволюционер. Известно ли Вам в каких невыносимых условиях живут местоблюститель митр. Петр и митр. Кирилл, оба загнанные в такие условия с несомненным жестоким расчетом. Свободой и покоем Вы пользуетесь за счет медленного умирания неугодных первосвятителей наших. Бросая в сторону нелегализированных пастырей несправедливое обвинение в контрреволюции, Вы тем подставляете всю ссыльную Церковь и оставшихся на свободе под удары власти, выискивающей предлоги для ущемления ненавистного для них духовенства".

В "Послании к верующим" еп. Дамаскин пишет: " И Патриарх не является единодержавным правителем Церкви и полномочным выразителем ея голоса. Он действует в неразрывном союзе с выбранными Соборами органами. По существенным вопросам он может принимать решение только совместно с Собором. Митр. Сергий не имеет прав без санкций митр. Петра и сонма русских иepapxoв декларировать и предпринимать ответственных решения, которые должны в дальнейшем определять жизнь церковного организма в каждой его клеточке".

8. Посланиe братьев-епископов: архиепископа Пахомия Черниговского и еписк. Аверкия (1927 г.). "Истинная причина гонений не церковная контреволюция, а в коренном расхождении в воззрениях: то, что для нас святыня, то для безбожников опиум, дурман, предрассудок, обман и шарлатанство, контрреволюция. Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия. Мудрость мы проповедуем не века сего и не властей века сего предержащих, но премудрость Божию, которой никто из властей века сего не познал. Бог века сего ослепил их умы. И душевный человек не понимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор.1,14; 2 Кор. 4). Принципа союза Церкви и советского Государства быть не может. Государственная религия в антирелигиозном государстве, правительственная церковь при безбожном правительстве – бессмыслица, которую пытаются осуществить наши церковные руководители. Авторы декларации затирают границы между Церковью и Государством тождеством их радостей и горестей. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, что общего у света со тьмою (2 Кор. 6). На стороне Государства внешняя сила; и оно использует церковный аппарат, раболепный Синод, покладистых предстоятелей в своих политических целях, совсем не на пользу святой веры и ставят Церковь в унизительное положение. Уже выяснилось, что митр. Сергий и его синод попали под ужасное давление агентов власти даже внутри церковной своей деятельности: перемещение епископов, назначение священников, кого поминать в молитвах за богослужением, как принимает население епископов. Теперь власть гражданская не имеет нужды своими средствами устранять неугодных ей церковных деятелей. Горе мipy от соблазнов, ибо надлежит быть соблазнам, но горе тому человеку, от которого соблазн приходит". (Mф. 18, 10).

9. Дмитрий, епископ Гдовский и Сергий, епископ Нарвский за подписями своими от 14 и 16 декабря 1927 г. в особом акте заявили: "ради мира совести отрицаемся мы лица и дел бывшего нашего предстоятеля, незаконно и безмерно превысившего свои права и внесшего и великое смущение, и "дымное надмение мipa" в Церковь Христову. И решаемся мы на cие лишь после того, как из собственных рук митр. Сергия приняли свидетельство, что новое направление и устроение русской церковной жизни, им принятое, ни отмене, ни изменению не подлежит".

Оба особыми актами Сергиевского Синода были запрещены, а в 1938 г. расстреляны.

10. "Обращение петроградского духовенства к митр. Сергию" отмечает, что митр. Сергий, минуя местоблюстителя, которого замещает и который сослан, он через его голову протягивает руку Патриарxy, который якобы хотел только сделать то, что он делает, но смерть помешала. От искусственной связи с Патриархом и не имея ничего в постановлениях последнего Собора, что бы уполномочивало его на его отношения с гражданскими властями, но и напротив встретив решения противные ему, он предпочитает обратиться в Собору еще только грядущему. Минуя местоблюстителя, Патриарха и Собор, послание не только не явилось выразителем голоса свидетелей истины, исповедников и страдальцев за нее, но и отводит их, как погрешивших против власти и называет их беспочвенными мечтателями. Послание не является выразителем ни Патриарха, ни Собора, ни соборного разума Церкви, ни православной совести верующих членов Церкви, хотя и придает себе вид законности. Не Церковь русская изнесла из недр своих это послание, а обратно, оторванное от истинной Церкви, оно само легло краеугольным камнем в основание новой "церкви лукавнующих". "Вотще пытается Синод придать вид соборности посланию, безумны его притязания быть выразителем голоса Церкви. Синод это только как бы мятый ковер, которым прикрыты поруганные ступени церковного священноначалия".

"Второе обращение" петроградцев имеет такого рода утверждения: "со времени издания Вашей декларации в управлении Церковью принимает участие, вопреки декрету об отделении Церкви от Государства, гражданская богоборческая власть. Епископы назначаются на кафедры не по Вашему произволению, и таким путем постепенно создается епископат, желательный для гражданской власти и ея интересов, и совершенно не соответствующей истинным интересам Церкви, как это уже случилось в отношении состоящего при вас временного патриаршего Синода. Устранены из богослужения моления о страдальцах за дело Церкви, находящихся в тюрьмах и ссылках, и одновременно введены моления за власть, посылающую этих страдальцев в тюрьмы и ссылки (Указ митр. Сергия от 8 окт. 1927 г.). Ничего подобного еще не бывало в истории Церкви".

11. Еп. Василий (Зеленцов) Прилукский в "Каноническом исследовании Послания митр. Сергия" (осень 1927 г., Соловки) указывает, что стремление навязать Церкви обязанность заниматься политикой определенного направления грубо нарушает Постановление Собора от 2/15 августа 1918 г., и это самочиние должно быть им приостановлено. Всероссийская Церковь, отказавшись от церковной политики, уничтожила внутри себя принуждение членов Церкви к той или иной политике и отменила ответственность членов Церкви пред общественным церковным судом за всякую политическую деятельность. Всякий, занимающийся политикой, отвечает за нее пред страной.

12. Епископ Виктор Глазовский: "Декларация митр. Сергия есть явная измена истине (Ин. 14, 6). Кого предали подписавшие воззвание и от кого отреклись... от святейшей Церкви Православной. ... ей они вынесли открытое пред всем миром осуждение, ими она связана и предана на посмеяние "внешним", как злодейка, как преступница, изменница Своему Святейшему Жениху Христу. Отступники превратили Церковь Божию из союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели в "политическую организацию, которую соединили с организацией гражданской власти на служение мipy сему, во зле лежащему, для осуществления политических идей ея. Декларация для смиренных и боящихся Бога, христолюбивых людей является совершенно неприемлемой. От начала до конца она исполнена неправды и есть возмущающее душу верующего глумление над святою Православною Церковью, и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство Церкви Христовой на поругание внешним она есть прискорбное отречение от своего спасения или отречение от самого Господа Спасителя" (Письма октябрь-декабрь 1927 г., Посл. 28 февр. 1928 г.).

13. Документ "Пятнадцать пунктов, мнение трех ссыльных епископов (осень 1927 г.). Сам митр. Сергий убеждал заключенного митр. Петра (письмо 1 февр. 1920 г.), что он не мог учредить григорьевского коллегиального управления и уничтожить местоблюстительства, а теперь сам заводит Синод, который издает послание ко всей Церкви и таким образом нарушает принцип единоличного возглавления Церкви. Всем известно, что советское государство везде заводит принцип коллегиального, а не единоличного управления, члены же коллегии лишены свободы суждений и подвержены посторонним нецерковным влияния. Так, Патриарх Тихон согласился было образовать в 1924 г. при ce6е Высшее Церковное Управление и ввести в него прот. Красницкого, но по требованию архипастырей, пастырей и мирян, увидавших в нем отделение ГПУ, через месяц закрыл его (Резолюция 26 июня 1924 г. № 523). 
Когда Церковь не была отделена от Государства, она часто, против желания, втягивалась в политику. В советском государстве, отделившем от себя Церковь, она может быть в стороне от всякой политики, делая только свое церковное дело, и будучи совершенно свободной от всяких влияний на ея внутренний порядок гражданской и антирелигиозно настроенной власти. Послание митр. Сергия и его Синода вновь толкает Церковь на путь союза с Государством, ибо самое послание есть уже политическое выступление.

Законы церковные строго осуждают получение церковных прав и должностей через посредство мipcких начальников. Ни для кого не секрет, что члены Сергиевского Синода получили это звание от мipcких начальников. Не ради ли того, чтобы не помешать влиянию мipcких начальников на назначение членов Синода, не внято было и мольбам православных о предварительном совещании со старейшими иерархами. 
Сам митр. Сергий вторично первосвятительские права получил не без мирских начальников, которые, выпуская его на свободу, рассчитывали получить от него большие выгоды для своей антирелигиозной деятельности, чем от всех других заместителей.

14. Еп. Алексий, управляющий Воронежской епархией, в посланиях 
к пастве от 9/22 января 1928 г. заявил: "к великому нашему прискорбию обнаружили в последних деяниях митр. Сергия стремительный уклон в сторону обновленчества, превышение прав и полномочий, предоставленных ему и нарушение св. канонов (решение принципиальных вопросов самостоятельно, перемещение и увольнение apxиереев без суда и следствия и т. п.). Православные святители и пастыри пытались всячески воздействовать на митр. Сергия и возвратить его на путь истинный, но ничтоже успели".

15. Иерофей, еп. Никольский в послании к пастве от 12 января 1928 г. писал: "митр. Сергий избрал кривой путь дипломатического хитрословия, соглашений и уступок – будто бы для спасения Церкви – и оставил прямой, но скорбный путь креста, то есть терпения и твердости".

16. Документ "Письмо епископа "отошедшего" к епископу неотошедшему" 31 декабря н. ст. 1927 г. "Ленинский марксизм и православное христианство и социализм, материалистическая диалектика и православно-христианская философия по своей сущности столь непримиримы и столь друг другу враждебны, что о мирных взаимоотношениях Церкви Христовой и коммунистического Государства, да еще в период диктатуры пролетариата, и говорить срамно. Декларация выражает надежду на будущий Поместный Собор, который ни в коем случае не состоится, а если состоится, то в виде простого подбора подходящих людей. Митр. Сергий предлагает оставить свои политические симпатии дома и приносить в Церковь только веру, и сам тут же внес в Церковь политическую программу и предложил заграничному духовенству дать ему письменное обязательство о полной лояльности к советскому правительству. Каждый член православной Церкви подчиняется советской власти не потому, что он православный христианин, а потому что он гражданин СССР. Те, коих до издания декларации он сам, митр. Сергий, и верующий народ считали исповедниками православия и поборниками правды Христовой, декларация представляет обычными контрреволюционерами. Это неприкрытая клевета на Церковь и верующих чад ея. И вот, я грешный, как и многие другие, всегда были лояльны к существующей советской власти, а посему не имеем нужды только теперь становиться вместе с Сергиевской Патриархией на путь лояльности, и не перестанем оставаться лояльными к советской власти в том случае, когда на путях спасения пойдем своей дорогой".

17. Письмо изгнанника с Ангары (весна 1928 г.) еп. А. 
"Для разделения не хватает нового православного центра, утвержденного местоблюстителем. Архипастырь может и должен не подавать своего голоса в пользу лжи и насилия. Святители, подражающие ярославцам, должны оставаться самостоятельными во взаимных отношениях. Это предусмотрено еще при Патриархе. Централизация не предусмотрена, от нее убереглись, не навязывают никому своей власти.

Ни для кого не секрет, что apxиереи назначаются не митр. Сергием и Патриаршим Синодом, и многочисленные перемещения сделаны не для пользы Церкви. Назначенный аpxиерей, по приезде своем на место служения, должен явиться к местным вершителям церковных судеб, у них выдержать нечто вроде экзамена, и бывали случаи, когда он не был допущен к управлению своей eпapxией. Хотя этих и подобных им многих деяний нельзя подвести ни под какие каноны, но от такой легализации веет ужасом".

18. Неизвестный документ утверждает, что организованный митр. Cepгием Синод, без благословения местоблюстителя митр. Петра и без совещания старейших иepapxoв, – неканоничный и не патриарший по своему происхождению и по составу. 


19. Документ "Церковь в пустыне" (2-е письмо еп. Н. к еп...).
"Соборность в доникейское время осуществлялась через живое общение между членами Церкви Христовой. Да, в былое время к последнему способу прибегал и сам митр. Сергий. Припомни лето 1926 г., когда митр. Сергий разослал епархиальным архиереям проект декларации, просил всех архипастырей, по обсуждении проекта на местах, представить свои соображения. Но в 1927 г. ему до зарезу понадобилась легализация".

"Не обращаться же нам к митр. Сергию, – пишет один епископ другому, – возглавляющему ныне группу преосвященных вредителей, продавших свободу Церкви и создавших на основах модернизированного богоотсупления церковь-блудницу".

20. Серпуховское духовенство и миряне заявили митр. Сергию 14 декабря 1927 г. – "Вы поставили Церковь в зависимость от гражданской власти и лишили ее внутренней свободы и самостоятельности, нарушая тем церковные каноны".

21. Обращение украинского духовенства к своему епископу от 14 марта 1928 г. в ответ на его послание в сергиевском духе. "Повторить Ваше совершено голословное обвинение на весь сонм страждущих архипастырей и пастырей значит отлучить себя от сонма, согласиться в мыслях и в слове с отпавшими от Церкви обновленцами и вступить в явное противоречие с девятой заповедью Закона Божия – "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

22. Свящ. о. Валентин Свенцицкий в дек. 1927 г. написал митр. Сергию: "Вы ставите Церковь в ту же зависимость от государственной власти, в которую хотели поставить ее два первых "обновления", вопреки св. канонам Церкви и декретам самой гражданской власти. И "живая церковь", захватившая власть Патриарха, и "григорианство", захватившее власть местоблюстителя, и Вы, злоупотребив его доверием, вы все делаете одно общее антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь созидателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время охраняете фикцию каноничности и православия. Это более чем нарушение отдельных канонов".

23. В одном воззвании – "Всем чадам Христовой Церкви" (осень 1927 г.) просвещенный духовный писатель говорит о провокационном смысле декларации: "она составлена в таких выражениях, что неприятие ея совестью верующих необходимо приводит их к обвинению в контрреволюции. Оценку ея дадим словами св. Илария Пиктавийского: "она (декларация) подкрадывается тихо под нашим именем умерщвляет ласково, совершает нечестие под видом набожности, уничтожает Христову веру, будучи ложной проповедницей Христа. Она все бедствия гонения располагает так, что научает побеждать без храбрости; умерщвлять без меча, преследовать без поношения, ненавидеть без подозрения, обманывать без соображения, исповедывать без веры, ласкать без расположенности, делать что хочешь, но не обнаруживать чего хочешь" (Книга против Констанция). В декларации слышен голос, чуждый голосу Доброго Пастыря, и овцы за ним не идут. Святая Церковь ждет от него подвига, и он должен, как добрый пастырь, положить душу свою за овцы своя" (Ин. 10, 5,11).

24. Письмо неизвестного к "печальнику о Церкви Христовой" от 1 февраля 1928 г. – "Где иерей мало заметен и мелкий батюшка, и где народ несознателен, там митр. Сергий накладывает на него прещение; а где народ более воспитан православно, там митр. Сергий этого не делает. Не сознание истинности своего долга руководит митр. Сергием, но лживая и отвратительная обновленческая политика. Довольно лжи, обманов, политики, всяческого лавирования и хитростей. Истина проста и простой она должна быть пред всеми. Истязание, ссылка и смерть лучших архипастырей и пастырей русской Церкви – наша опора и наше спасение, а не политика в центре Москвы, где лжеумствующие самозванцы и наемники работают над тем, как помирить Христа с Велиаром. Немедленное отложение остается единственным путем к сохранению православного устроения Церкви". 

***

Существенно содержание всех этих заявлений, которое далеко не исчерпано ни по своей сути, ни во всем количестве их, но важен самый факт авторитетного церковного протеста, который является достаточным, чтобы поставить вопрос о каноничности действий первоиерарха, который очевидно порвал единомыслие с собратиями (Апост. 34).

Этот духовный собор Российской Церкви, многочисленный и авторитетный, если хотите, на этот раз с участием клира и мирян, высказался совершенно определенно по поводу союза митр. Сергия с советской властью. Вполне естественно, что то, что Церковь единодушно отвергла в предшествующих расколах обновленчества и григорьевщины, отвергла снова и теперь у своего "канонического" первого епископа.

 
(Исправлены опечатки, сверено с оригиналом)
 
Продолжение следует

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.