Интернет Собор / Internet Sobor 
truth and dignity 
АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Размышления одного епископа РПЦЗ, до и после соединения с РПЦ МП.

О ЕРЕСИ СЕРГИАНСТВА

 

 

 

Православное церковное сопротивление в СССР.
Биографический справочник. 1927–1988 гг.
Издательство "РОССПЭН". Москва.2013.

 

 

ДО 2007...

 

О ЕРЕСИ СЕРГИАНСТВА

(КОНСПЕКТ)

 

1.   Какие Церковные установления исказило сергианство?

2.   Каким образом сергианство возникло?

3.   Что же такое «сергианство»?

4.   Какова нынешняя форма сергианства? (Верно ли утверждение: «Раз нет коммунизма, то, стало быть, нет и сергианства»?)

5.   К чему стремится сергианство?

6.   Каково наше отношение к сергианству?

 

1.   Сергианство - это подмена истинного устройства Церковного ложным.

1.1.   Что такое истинное устройство Церковное?

1.1.1.   Устройство Церковное есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, установленная на земле Самим Христом в день Пятидесятницы.

1.1.2.  В этот день Святые Апостолы, собравшиеся в Сионской горнице, во Св. Граде Иерусалиме, исполнились Духа Святого, сошедшего на них в виде огненных языков. Будучи в Духе, они начали проповедовать народу Благую Весть Христову и крестить тех, кто уверовал в Господа Иисуса.

1.1.3.   Святые Апостолы передали Благодать Духа Святого наложением рук на Епископов: сие именуется - Апостольская Преемственность.

1.2.   Каким было устройство Церковное во времена языческие, до IV столетия по Р.Х.?

1.2.1.   Начало Церковному устройству на земле, т.е. Церкви Христовой - было положено в языческой Римской Империи, где исповедание христианства означало почти неизбежное мученичество. Тела мучеников за Христа часто служили Св. Антиминсом, на котором совершалась Божественная Литургия.

1.2.2.   Тем не менее Церковь возрастала и ширилась, ибо проповедь Апостольская, продолженная их учениками, привлекала все больше и больше оглашенных, которые затем принимали св. Крещение; рукополагалось все больше и больше епископов, пресвитеров и диаконов.

1.2.3.   При этом общество в целом оставалось языческим, и во взаимоотношениях Церкви с римскими властями периоды относительного затишья непременно сменялись жестокими гонениями, нередко - массовыми.

1.3.   Как передается и сохраняется в Церкви Апостольская Преемственность?

1.3.1.   Апостольская Преемственность передается издревле по Правилам Святых Апостолов.

Правило 1-е гласит: «Епископа да поставляют два или три Епископа». Никакие события в истории человечества не нарушают неизменности этого правила.

1.3.2.   Апостольская Преемственность сохраняется в Церкви при соблюдении двух обязательных условий, действующих совместно.

1.3.3.   Первое условие - связано с самим чином хиротонии (т.е. рукоположения). В совершении этого чина Епископы правильно поставляют нового Епископа.

1.3.4.   Второе - это сохранение преемственности и благодати только в том случае, если самЕпископ сохраняет чистоту Вероучения и Церковного устройства.

1.4.   Что есть Соборность?

1.4.1.   Собор Апостолов, председателем коего стал Св. Апостол Иаков, был созван в 51 г. по Р.Х. Решения этого Собора приняты через Святого Духа, и потому присутствующие исполнились духа Соборности. Апостольский Собор по преемственности стал образцом для последующих Епископских Соборов.

1.4.2.   Как сказано в Книге Деяний Св. Апостолов, гл. 15, Собор Епископов, т.е. решения, им принятые, «угодны Святому Духу», и потому дух Соборности распространяется от Собора Епископов на всю полноту Церкви Христовой.

1.4.3.   Для того, чтобы через участников Собора Епископов говорил Святой Дух, т.е. для проявления подлинной Соборности, также необходимо наличие двух условий: сохранение Апостольского преемства и исполнение Христовых заповедей, ибо Сам Господь говорит Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам Духа истины» (От Иоанна, XIV, 15-17)

1.4.4.   Сама Церковь Христова, Сына Божия - есть мистическое Тело Христово и, стало быть, Церковь - это организм, а не организация.

1.5.   Глава Церкви есть Христос.

1.5.1.   Сам Христос вручил управление Своей Церкви Собору Апостольскому и по преемственности - Собору Епископов до Второго Пришествия Христова.

1.5.2.   Господь Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Из этого следует, что организм Церковный существует в одно и то же время как Церковь небесная и как Церковь земная.

1.5.3.   Таким образом совершаются слова Христовы: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (От Иоанна, XV, 4).

1.5.4.   Итак, Соборность есть то устройство Церковное, в котором сохранилась Православная Церковь.

1.6.   Что такое Церковная иерархия?

1.6.1.   Церковную иерархию, т.е. священноначалие установил в Церкви Господь Иисус Христос. Сначала это были св. Апостолы. Впоследствии Апостолы рукополагали диаконов, пресвитеров и епископов. Именно епископам они передали апостольскую благодать: высшее право учительства и управления Церковью.

1.6.2.   По сей день из среды народа Божия Церковь призывает на служение Богу и людям священнослужителей, пребывающих в различных степенях и званиях, что в ограде церковной обыкновенно означается как «чин».

1.6.3.   Чинопочитание в Церкви - есть добровольное восприятие основной добродетели в жизни Христианина, а именно - послушания. Только таким образом мы приводим порядок нашей земной жизни в соответствие с Божественной иерархией. Чем выше чин Церковный - тем выше степень послушания Церковного. В этом сознании послушания человек в Церкви приближается к тому смирению, которое приводит его к духовному рассудку, без которого нет спасения.

1.6.4.   Собор Епископов, которому вручено высшее управление в Церкви, сам также устроен иерархически, но каждый Епископ в любом чине обладает полнотой Епископской благодати, то есть сакраментально (по благодати) все Епископы равны. Однако, административно их права соответствуют определенному уставу, который ссылается то на Св. Каноны, то на установленные положения, то на правила, утвержденные прежними Соборами данной поместной Церкви.

1.6.5.   Итак, Первоиерарх, поставленный Собором Епископов, является «первым среди равных», primusintrapares, что означает его первенство в определенных делах Церкви, но не в вопросах вероучительных.

1.6.6.   Любые нарушения в вопросах Вероучения, также как и в вопросах устройства Церковного, могут в конечном итоге привести к утрате Апостольской преемственности.

1.7.   Отношение Церкви и государства.

1.7.1.   Власть Церковная и власть государственная в принципе исходят от одного, Божественного, источника.

1.7.2.   В отличие от государственного устройства, которое не раз изменялось в истории, Церковь в основе своей неизменна и может быть только одна.

1.7.3.   Цель Церкви - образовать человека для Жизни Вечной. Обязанности государства по отношению к его подданным распространяются на четыре области или сферы общественного жизнеустройства: семья, земля, войско и правосудие. Этим своим обязанностям всегда старалась быть верной Православная Монархия, и усилия ее оставили неизгладимые следы и в современных формах (проявлениях) государственности.

1.7.4.   Церковь должна направлять государство по благому пути и при этом учить сохранению верности словам Апостольским: «повиноваться Богови подобает паче нежели человеком» (Деяния, IV, 19 и 29), а государство, со своей стороны, должно обеспечить свободу Церкви во всех ее деяниях. По словам митрополита Виталия (Устинова), Первоиерарха РПЦЗ, «Совестью Российской Державы, во все времена ее исторического бытия, была Церковь; без свободы совести - нет и самой совести»

1.7.5.   Это означает, что если государство станет враждебно относиться к Церкви, откажется от нее, станет гнать ее служителей, то Церковь, терпеливо ожидая наступления победы правды Божией, все же не перестанет проповедовать свое Учение, будет бороться своим духовным оружием решительно и до конца, - и никогда не пойдет на соглашение или компромисс с безбожным, богоборческим государством в вопросах Церковного устройства и вероучения.

1.8.   В Исторической России положение Церковного устройства относительно устройства государственного - определялось понятием симфонии.

1.8.1.   Условия для такой Церковно-государственной симфонии возникли при Императоре Константине Великом, как только он провозгласил Римскую Империю - христианской, т.е. государством Православным.

1.8.2.   Водворение симфонии, пусть и не сразу, положило начало Христианскому порядку управления, т.е. самой идее Государственности в нашем теперешнем понимании, - притом что сегодня почти все государства отказались от любых отношений с Православной Церковью, которые напоминали бы о симфонии. В современном Mipe господствует подход, который зовется «отделением Церкви от государства». Эта юридическая формула на практике означает уничтожение Церкви.

1.8.3.   Новокрещенная Русь пришла ко Христу не так, как первохристиане Апостольского века. Во своем Крещении Св. Равноапостольным Великим Князем Владимиром, - Русь непосредственно «вошла в симфонию». Это означает, что принимая Крещение, каждый киевлянин перешел от язычества ко Христу не только как член будущей Русской поместной Церкви, но и как верноподанный Православного Великого Князя Киевской Руси, - государства, что впоследствии стало Российской Империей, Святой Русью.

1.8.4.   Русская Православная Церковь Заграницей и по сей день принципиально не отказалась от такого понимания отношений с государством, несмотря на то, что самого русского государства больше нет, - в том смысле, что государство это мыслимо только Православным, ибо как таковое оно возникло и существовало. Но Русский Православный христианин остается Русским благодаря тому, что он находится в ограде Русской Православной Церкви, которая есть в наши дни - единственная хранительница идеи (духа) Русской Православной государственности.

1.9.   Сергианство исказило все эти Богоданные установления и принципы.

2.   Возникновение сергианства в Русской Церкви.

2.1.   Каково может быть отношение Церкви и государства, возникшего на территории Исторической России после октябрьского переворота 1917 г.? Нам известно, что целью большевиков было уничтожение Церкви. Но прежде они уничтожили государство. Что тогда сталось с Русской семьей, Русской землей, Русским войском и Русским правосудием? (см. 1.7.З.).

2.2.   Отношение Патриарха Тихона к большевикам было недвусмысленным (вспомним патриаршую анафему). От 1918 до 1925 г. ЧК пыталась сломить Патриарха. Они насильственно добились лишь некоторых внешних уступок. И после смерти Патриарха митрополит Петр (Полянский), ставши Первоиерархом, вплоть до 1937 г. не подписал ни одного соглашения, могущего изменить устройство Церковное. По нашему убеждению, таково было требование самого священномученика и исповедника Святителя Тихона. Оно было высказано в продолжительной утренней беседе с будущим Местоблюстителем Патриаршего Престола Митрополитом Петром в день страдальческой кончины Святителя, последовавшей 25 марта 1925 г. Так была сохранена чистота Русской Православной Церкви в условиях гонений на территории России - а в изгнании, в Зарубежной Церкви (см. 1.7.5.).

2.3.   ЧК, желая упразднить законное священноначалие, безуспешно пыталась вынудить митр. Петра отказаться от Первосвятительства в Русской Церкви. Итак, Русская Церковь просуществовала в СССР до 1937 г. За рубежом на Богослужениях поминали законного Первоиерарха - митр. Петра до 1937 г.

2.4.   Декларация» 1927 г. митр. Сергия Страгородского, в которой он, будучи лишь заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола, самочинно дерзнул изменить отношения Церкви к мирской власти, создала раскол. Из ссылки митр. Петр по крайней мере дважды писал о своем осуждении незаконно содеянного митр. Сергием. Таким образом митр. Сергий откололся от своего законного Первоиерарха.

2.5.   Даже впоследствии Митр. Сергий 28 марта 1942 г., именуя себя Патриаршим Местоблюстителем, писал: «...признает ли наша Церковь себя гонимой большевиками?» - и отвечал на этот вопрос отрицательно. Более того, он, касаясь приверженности своей церкви к большевизму, утверждал, что «мы и думаем в душе то, что говорим».

2.6.   В субботу 4 сентября 1943 г. состоялся прием сергианских архиереев Сталиным. А 12 (или 19) сентября 1943 г. митр. Сергий был фактически назначен патриархом. Так образовалась новая, сергианская «церковь».

3.   Что такое «сергианство»?

3.1.   Сама хиротония сергианских епископов подвластна безбожному государственному управлению (см. Правило 5-е 7-го Вселенск. Собора: «Всякое избрание во Епископа, делаемое мирскими начальниками, не действительно» и Апост. 30: «И кто употребит мирских начальников, чтобы через них получить Епископскую власть в Церкви, тот должен быть извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним»). Даже в языческой Римской Империи ничего подобного не происходило: Империя гнала, но не вмешивалась. Что касается России, то татары также не вмешивались в дела Русской Церкви (см. подраздел 1.2.3).

3.2.   Когда митр. Сергий, еще при жизни Первоиерарха, митр. Петра (Полянского), посягнул на решение, право на принятие которого принадлежало только самому Первоиерарху, тем самым отколовшись от него, - не была ли этими действиями нарушена Апостольская преемственность в Церкви? Не откололся ли тогда митр. Сергий от Русской Церкви defacto, и даже, быть может, dejure? Ибо здесь явно не соблюдена чистота устройства Церковного (см. подразделы 1.3.3. и 1.6.6.).

3.3.   Можно ли говорить о Соборности в сергианской церкви, когда епископы решали на своих совещаниях «церковные» вопросы во взаимодействии со специальным отделом ЧК? Как могут быть решения таких «соборов» угодны Св.Духу? (см. подразделы 1.4.2. и 1.4.4.).

3.4.   Как могли таковые решения соответствовать принципу устройства Церковного, согласно которому глава Церкви есть Христос, если сергианские епископы служили не Богу, а мамоне? Не наложило ли это отпечаток на сегодняшнее положение дел в Московской патриархии? (см. 1.5.1.)

3.5.   В отношении к вопросу о Церковной иерархии, где главенствует добродетель послушания, сергианство подменило послушание и смирение - подчинением безбожной власти, (см. 1.6.З.). Пожалуй, наиболее вопиющим примеры такого лжесмирения - явилось поведение сергианской церкви в 60-е годы, когда она сама закрывала собственные храмы и монастыри, не считаясь с волей верующих (см. 1.6.З.).

3.6.   Что же, в таком случае, представляет собой патриарх московский как primusintrapares?

3.7.   Сергианство вступило в «симфонию» с богоборческой властью. В результате для России начался ужасный период ее истории, когда преследования Церковных иерархов и мирян именно за веру проводились, defacto, по указанию самой сергианской церкви, ибо арестовывались и расстреливались непоминающие митр. Сергия за Богослужениями.

3.8.   Митр. Сергий сам пустил волков в ограду Церковную, а те, вслед за непоминающими, истребили в ней всех остальных, так что к 1939 г. Русская Церковь на территории СССР была полностью уничтожена. Оставались только катакомбы.

3.9.   Именно благодаря митр. Сергию большевики получили возможность утверждать, что они-де не вмешиваются во внутренние дела Церкви, поскольку этими делами ведает «независимое церковное управление».

3.10.   Тотальное уничтожение Русской Церкви началось после издания «Декларации» митр. Сергия, а непосредственно - с организованного разгрома Симонова монастыря, куда были направлены властями толпы одурманенного народа. Тогда-то начались массовые разрушения храмов; церковные колокола разбивали молотами, а колокольни взрывали.

3.11.   Часто говорят, что большевики помогли митрополиту Сергию в установлении его власти в Русской Церкви. Но еще вернее будет сказать, что митрополит Сергий всемерно помогал реализации большевистского плана по уничтожению Русской Церкви - и фактически осуществил его, исказив устройство Церковное, поскольку на нем пресеклась законная преемственность.

3.12.   Сторонники сергианства постоянно подчеркивают, что политика м. Сергия будто бы сохранила иерархию и даже «спасла Церковь». Это лишь говорит о их непонимании природы Церкви, которую они представляют как внешнюю организацию. Но и сам по себе тезис о «спасении Церкви» м. Сергием не соответствует историческим фактам. Напротив того, политика м. Сергия облегчила большевикам истребление Православной иерархии

4.   Какова нынешняя форма сергианства?

4.1.   Нынешняя форма сергианства есть «советская церковь».

4.2.   Каким образом и когда родилась «советская церковь»?

4.2.1.   Напомним, что в СССР Русская поместная Церковь была полностью уничтожена в 1939 г. В том же году произошли знаменательные события: 23 августа большевики заключают договор о ненападении с Германией. Некоторые понимают советско-германское соглашение и другие тогдашние распоряжения властей как свидетельство частичного отказа от старой большевистской идеологии и практики. Эти перемены коснулись и церковной политики большевиков.

4.2.2.   Тогда еще не смогли переделать Русского человека - в советского, или всех обратить в коммунистическую веру. При этом живые силы народа коммунистами в значительной мере были уничтожены. Таким образом большевикам грозила изоляция, так как в народной среде им стало не на кого опираться. А власть сохранить они хотели сохранить любым путем. Для этого им нужны были новые союзники - и внешние, и внутренние.

4.2.3.   Союзником внешним должна была стать Германия. А союзником большевиков внутри страны стала «советская церковь»

4.2.4.   Перепись 1939 г. показала огромное количество верующих в СССР (половина городского и две трети сельского населения), и это - несмотря на двадцать лет всевозможный гонений: от убийств, арестов по доносам в НКВД - до участия в кощунственных антирелигиозных мероприятиях, преследования детей, которых родители решались отпустить в школу с нательным крестиком, и проч. Получалось, что для истребления тяги к Православной Вере в Русском населении страны, необходимо было физически уничтожить чуть ли не половину населения страны.

4.2.5.   Массовые репрессии против верующих не дали желаемого результата. Необходимо было искать иные методы воздействия на уцелевшее Православное, Церковное сознание русских людей.

4.2.6.   Между тем, как следствие договора с Германией, советские войска вошли в Восточную Польшу, атаковали Финляндию, заняли Прибалтику, Бессарабию, Буковину. Атеизм (атеистический, богоборческий советский режим) пытался заполнить собой рамки прежней Православной Российской Империи. Появилось даже распоряжение Сталина (от 11 ноября 1939 г.) об отмене ленинского антицерковного декрета 1919 г. «О борьбе с попами и религией», что было связано с разделом Польши (28 сентября 1939 г.).

4.2.7.   Именно тогда на этих территориях большевизм снова столкнулся с живыми силами Русской Православной Церкви. А завоеванное Православное население вместе со своими священниками и епископами - впервые столкнулось с появившимся глашатаем «советской церкви» («православия с советским лицом») в лице митрополита Николая Ярушевича.

4.2.8.   Митр. Николай Ярушевич фактически явился создателем системы «советской церкви», которую поэтому вернее было бы именовать не сергианской, а «ярушевической».

4.2.9.   По проекту Ярушевича, (который фактически был принят властями в 1939-1940 г.г., но осуществлен в 1943-1948 гг.), право на «чистоту вероисповедания», под которой понималось соблюдение внешних обрядовых богослужебных норм, предоставлялось не только за полную поддержку любых действий властей (как это следовало из «Декларации» митр. Сергия), но, прежде всего, в обмен на широкое участие «советской церкви» в политических мероприятиях большевиков.

4.3.   В известной книге «Правда о религии в России», опубликованной МП в 1942 году, помещена фотография «группы архиереев прибалтийских, западно-украинских и западно-белорусских епархий» (стр. 63) вместе с м. Сергием Страгородским и м. Николаем Ярушевичем. Согласно плану м. Николая, иерархи и духовенство занятых в 1939-1940 гг. областей, должны были, отчасти, заполнить в новообразованной МП места арестованных и убитых российских архиеереев и священников. М. Николай объезжал все эти области, встречался с епископами и иереями, подготовляя их присоединение к МП.

4.3.1.   22 июня 1941 г., в День всех Святых, в Земле Российской просиявших, германские войска вступают на территорию СССР. К этому времени в СССР оставалась 4225 храмов, т.е. 1/10 того, что существовало в России к 1917 г. Значительная часть этих оставшихся храмов приходилась на области, занятые в 1939-1940 гг. Прежде всего под немецкой оккупацией оказались именно эти территории, которые только недавно стали советскими, а затем - Украина и Белоруссия.

4.3.2.   Там, откуда вынуждены были уйти большевики, началось массовое открытие церквей (во многих источниках указывается, что в 1943 году на украинских и белорусских землях уже было 60 000 приходов). Возникала и новая Православная иерархия. Все это грозило крахом не только большевизму, но и создаваемой «советской церкви».

4.3.3.   Большинство архиереев, которых мы видим на упомянутой выше фотографии, предпочли, как только это стало возможно, присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей и, когда советские войска стали теснить Германию, покинули, с частью своей паствы, территорию, снова попавшую под власть большевиков. На этой фотографии (сделанной в 1940 г.) мы видим, например, епископа Брестского Венедикта (Бобковского) и епископа Львовского, наместника Почаевской Лавры Пантелеймона (Рудыка). Но уже в 1946 г. мы видим обоих Владык на иной фотографии - среди участников Архиерейского Собора РПЦЗ, созванного Митрополитом Анастасием в 1946 г. в Мюнхене. Здесь же и другие архиереи, частью хиротонисанные в годы войны на Украине и в Белоруссии. (Архиепископ Леонтий /Филиппович/, Епископ Димитрий, Архиепископ Григорий, Архиепископ Александр /Ловчий/, Архиепископ Стефан, Епископ Феодор, Архиепископ Афанасий /Мартос/, Епископ Филофей, Епископ Евлогий).

4.3.4.   В результате, не без промысла Божия, произошло обратное тому, чего добивался м. Ярушевич. Эти епископы отказались пополнить МП, но, после перехода в лоно Русской Зарубежной Церкви, им действительно суждено было заменить тех ее иерархов, которые были захвачены большевиками: арестованы, сломлены или убиты. На групповой фотографии последнего предвоенного Собора РПЦЗ (2-й Всезарубежный Собор 1938 г.) мы видим нескольких архиереев, так или иначе ставших жертвами Советов - митрополита Серафима Западно-Европейского, архиепископа Нестора,

расстрелянного архиепископа Гермогена, архиепископа Ювеналия, архиепископа Мелетия и других. Можно сказать, что на этих трех фотоснимках отражена одна из самых трагических страниц истории Русской Церкви.

4.3.5.   Духовный подъем, вызванный востановлением жизни Церкви на временно покинутых большевиками территориях, известия о массовых крещениях детей и молодежи, о торжественном праздновании Пасхи Христовой в 1942 г. на Украине и в Белоруссии -все это показало властям в Москве: свободная часть поместной Русской Православной Церкви не желает иметь доли в сотрудничестве с ними. Это было очень опасным знаком, так как явно говорило о настроениях Православного населения страны. Поэтому предложенный м. Николаем Ярушевичем за два года до начала советско-германской войны план создания «советской церкви» начал интенсивно осуществляться.

4.3.6.   Еще в октябре 1941 г. м. Сергий Страгородский был эвакуирован в Симбирск (Ульяновск). Возможно, что несмотря на все его прошлые «заслуги», маститому синодальному архиерею не доверяли до конца, а поскольку в те осенние месяцы ожидалось падение Москвы, м. Сергий, окажись он вне большевистского контроля, мог начать говорить совсем не то, что от него требовалось. А так как он был формальным возглавителем МП, его голос немцы могли использовать в своих целях. Сидя в Симбирске, он обращался к российским верующим с посланиями, призывающими от имени Церкви к борьбе с германскими войсками, и, вероятно, уже тогда в Кремле созревала мысль о номинальном восстановлении патриаршества, как эффективном средстве воздействия на Православных русских людей, без поддержки которых война не могла быть выиграна большевиками.

4.3.7.   4 сентября 1943 г. в Кремль были приглашены м. Сергий Страгородский, м. Алексий Симанский и м. Николай Ярушевич, которым представили чекиста Карпова в качестве уполномоченного по церковным делам, объявили о разрешении издавать «Журнал Московской Патриархии» и велели созвать собор для восстановления Патриаршества. -По лагерям начали срочно разыскивать подходящих священнослужителей. Наиболее покорных из них позвали на собор, который был созван всего четыре дня спустя кремлевской встречи. На нем 18 или 19 подобранных властями епископов (из которых некоторые - буквально на днях рукоположенные) избрали, в нарушение Св. Канонов, м. Сергия «патриархом Московским».

4.3.8.   15 мая 1944 г. п. Сергий скончался.

4.3.9.   31 января 1945 г., за полторы недели до начала работы знаменитой Ялтинской конференции, на которой решилась судьба всего послевоенного Mиpa, - в Москве открылся так называемый «Второй поместный собор», на котором патриархом был поставлен м. Алексий Симанский. На соборе, в частности, присутствовали 45 архиереев, рукоположенных с 1943 года (!) и 12 иерархов, представляющих поместные Православные Церкви, в том числе - Патриархи Александрийский, Антиохийский и Католикос всея Грузии.

4.3.10. Таким образом произошла не всем понятная подмена Русской Церкви - «церковью советской», которая стала частью созданной большевиками системы управления.

4.4.   С того времени эта прочно организованная система начала развиваться. В истории ее развития можно различить несколько периодов: 1. От 1945 г. до середины 60-х годов (с конца 50-х начались хрущевские гонения, которые, по сути дела, ничего не изменили в самой системе «советской церкви»); 2. С середины 60-х - до 1988 г. (В этот период в МП совершился окончательный поворот к экуменизму); 3. 1988 - 1993 гг. (Особенно знаменательны в этом смысле октябрьские события 1993 года. В те дни многим представлялось, что, быть может, МП проявит себя по отношению к Русскому народу -как должна была бы проявить истинная Русская Церковь, любящая мать заблудших и страждущих своих чад, печальница за них перед гонителями, кто бы они ни были. Но МП, после недолгих колебаний, верная своей сергианской природе, осталась на стороне безбожной власти.). С 1993 г. начинается современный период истории МП, длящийся по сей день.

4.5.   С периодизацией истории МП как определенной структуры, необходимо сопоставить этапы существования сергианства как ложного устройства Церковного (см. Подраздел 1 и далее). Догматические основы сергианства были выработаны самим м. Сергием Страгородским. Собственно историческое существование сергианства оформилось как результат деятельности м. Николая Ярушевича, о чем мы уже говорили. И, наконец, нравственная сущность сергианства полностью проявилась при п. Пимене и п. Алексие II, когда времена прямых гонений и преследований со стороны властей миновали, и поведение иерархов МП невозможно стало объяснить понятными человеческими страхами, вызванными угрозой их жизни.

4.6.   В этой связи следует вспомнить о деятельности председателей «Совета по делам РПЦ». В общем можно сказать, что должность их состояла, прежде всего, в неусыпном контроле за тем, как иерархи МП «соблюдают советское законодательство о религии». Но если первый из них, - Карпов, - «опекал» иерархию МП как целое, то второй (Куроедов) в своих отчетах разделял эту иерархию на три категории: что-то вроде «абсолютно надежных, относительно надежных и ненадежных» - в зависимости от того, как эти его подопечные осознавали свою роль по отношению к властям. Последний председатель «Совета по делам», Харчев, вошел в конфликт с иерархией МП, - по причине своего доброжелательного отношения к верующим, обращавшихся с прошениями о возобновлении своих церковных общин. В конечном итоге он был отставлен. По его собственным словам, ему был дан дружеский совет не сопротивляться и согласиться на переход в другое министерство, потому что, мол, «они /иерархи МП/ по чинам в КГБ все выше тебя». Больше эта должность не возобновлялась.

4.7.   Вся совокупность догматических, исторических и нравственных свойств сергианства («советской церкви») унаследована и усвоена сегодняшней МП. Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать сергианство как некую внешнюю силу, оказывавшую отрицательное воздействие на Церковное устройство, а затем иссякшую, после того как «упразднились исторические причины» (по выражения авторов «братского послания» МП к РПЦЗ) возникновения этой силы. Раз возникнув, ложное устройство Церковное сохраняет свою ложность до тех пор, пока оно не будет осознано, обличено и выдворено из пределов Церкви.

5.   К чему стремится сергианство?

5.1.   С самого начала сергианство в основе своей было порождением церковного декадентства и модернизма, которым еще прежде отдал немалую дань сам м. Сергий Страгородский (известно его участие в «осовременивании и упрощении» славянского языка некоторых Богослужебных и Евангельских текстов, его роль в Религиозно-фолософском обществе, его переход в обновленчество в самый тяжкий для Русской Церкви период и т.д.). Эти тенденции всегда сохранялись в МП, определяя, например, ее участие в Mиpoвoм Совете Церквей и в движении экуменизма. По сей день верным по отношению к сергианству остается определение, данное ему в одном из Церковных документов 20-х годов: новообновленчество. Возможно, что его можно определить и как «обновленчество Восточного обряда». Это означает, что сергианская МП может оказаться частью «церкви» нового мирового порядка.

6.   Наше отношение к сергианству.

6.1.   За последние годы МП предприняло всевозможные внешние действия, кои должны были бы в глазах Русского народа оправдать усвоенное ей имя Русской Православной Церкви. Несмотря на это, сергианство на самом деле остается единственным уцелевшим историческим феноменом, призванным оправдать революцию 1917 г.

6.2.   Пребывание Русской Церкви зарубежом означает не только непризнание этой Церковью богоборческой власти, водворившейся на территории России, но также и то, что МП - явилась порождением этой власти, а не преемственным продолжением той тысячелетней, свободной поместной Православной Российской Церкви.

6.3.   С точки зрения истории ситуация такова: неосужденная МП Декларация Митроп. Сергия - есть акт его откола от законно поставленного Церковью Первоиерарха, Митрополита Петра (Полянского). Издание Декларации было предпринято вопреки мнениям почти всего епископата Русской Церкви. Это означает, что митр. Сергий откололся от Русской Церкви, да еще и пытался, угождая властям, повести всю эту Церковь по избранному им пути.

6.4.   С Церковной точки зрения, сергианство наложило глубокий отпечаток на всю Церковную жизнь, на все ее устроение, - и, таким образом, остаются неразрешенными важнейшие канонические вопросы, связанные с МП. Речь идет об Апостольской преемственности, о Соборности, о природе Церкви, о Церковной иерархии, об отношении Церкви и государства. В ответах на эти вопросы, которые в состоянии дать только Церковь - содержится, как частность, и ответ на вопрос касательно будущего Русской Церкви. В конечном итоге, вопрос этот, возможно, государственный?

 

ПОСЛЕ 2007...

 

"единодушие важнее единомыслия..."

 

"О чем бы ни говорил Святейший Патриарх Кирилл,
о философских аспектах бытия или о социальных проблемах
современности, никогда нельзя не согласиться с ним..." Еп.Михаил.

* * *

 

– Владыка, я не понаслышке знаю, сколь большой вклад вы внесли в то, чтобы 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и Московского Патриархата. В этот знаменательный день я впервые исповедовалась не у русского, а у английского священника, а причаститься по воле Божьей довелось именно у вас.

– Во время поездок с мощами святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары по епархиям Русской Православной Церкви я молился в алтаре вместе со всеми священнослужителями храмов, и некоторые архиереи предлагали мне облачиться и сослужить, но приходилось уклоняться от этого, так как не был еще подписан акт о единстве Церкви. Однако это не умаляло нашего совместного молитвенного общения. Многие архиереи принимали меня горячо. И было чувство, что мы уже на пороге того единства, к которому так долго стремились. Я считаю, что большое значение для подготовки евхаристического общения представителей РПЦ и РПЦЗ имела программа по принесению мощей святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Иерусалима в Россию и страны ближнего зарубежья. Это одна из первых программ, проводимых совместно двумя частями Русской Православной Церкви. Это великое событие уже тогда воспринималось как первый шаг на пути примирения и объединения двух ветвей Русской Православной Церкви. Именно двух ветвей, а не Церквей, как иногда говорят. Русская Церковь всегда мыслила себя как одно тело. Это не организация, а организм, тело Христово. Общаясь с народом и священниками в разных уголках России, я воочию убедился в ее духовном возрождении. Я понял, что Россия духовно прозрела. Везде я видел полное единодушие нашей Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви, а единодушие важнее единомыслия.

17 мая 2007 года мне довелось принимать участие в эпохальном событии, снявшем с церковной жизни большой груз. В тот день я и другие архиереи РПЦЗ и Московского Патриархата впервые сослужили на Божественной литургии в храме Христа Спасителя и причащали верующих...

 

Журнальный клуб Интелрос » Политический журнал » №3-4, 2009

 Источник: http://www.intelros.ru/readroom/polit_mag/-3-4-192-193-ijul-2009/4038-episkop-zhenevskijj-i.html

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Интернет СОБОР
При использовании материалов сайта активная ссылка на http://internetsobor.org обязательна
© 2012 http://internetsobor.org Все права защищены

Find us on Google+

RizVN Login
Powered by Warp Theme Framework