АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Архиепископ Никон (Рклицкий): Евангелие в Церкви. Биография

Евангеліе въ Церкви

Жители большихъ городовъ почти никогда не могутъ видѣть красоты звѣзднаго неба. Свѣтъ уличныхъ фонарей и яркихъ рекламъ закрываетъ отъ нихъ звѣзды и онѣ кажутся блѣдными и немощными. И только, когда человѣкъ окажется въ полѣ или въ горахъ, среди тихаго дыханія природы, въ спокойную ночь, передъ его взоромъ откроется необозримое звѣздное небо во всей его красѣ и тогда въ душѣ прозвучатъ слова Псалмопѣвца: "Небеса повѣдаютъ (по русски – проповѣдуютъ) славу Божію, творенія же руку его возвѣщаетъ твердь" (Пс. 18:2).

Нѣчто подобное часто происходитъ съ человѣкомъ въ его отношеніи къ Церкви Божіей. Въ Церкви Христовой вѣетъ тихое дыханіе небесной жизни. Въ ней раскрываются тайны Царствія Божія. Черезъ нее происходитъ общеніе съ горнимъ міромъ – и таинственное соприкосновеніе съ вѣчностью. Въ ней побѣждается смерть, которая становится успокоеніемъ отъ трудовъ и переходомъ "на лучшее и полезнѣйшее". Тѣмъ не менѣе большинство людей, ослѣпленные жалкой мишурой жизни, не замѣчаютъ таинственной духовной жизни въ Церкви и не умѣютъ черпать изъ нея ту воду жизни, о которой Господь сказалъ, что пьющие ее никогда не будутъ жаждать, т.е. получатъ полноту духовнаго удовлетворенія.

Современные отступники отъ Церкви – сектанты упрекаютъ Христову Церковь въ томъ, что Она будто бы забыла о проповѣди Евангелія и всю свою жизнь будто свела только къ внѣшнему ритуалу. Такой упрекъ основанъ въ невнимательномъ и недобросовѣстномъ отношеніи къ Церкви. Жизнь Церкви, это есть непрерывная и никогда не умолкающая проповѣдь Евангелія, которая осуществляется по строго продуманному, и вдохновенному свыше плану и раскрывается всѣми способами, могущими повліять на человѣческое воспріятіе.

Безмолвно проповѣдуетъ Евангеліе церковная архитектура. Сильно можетъ повліять на человѣческую душу благолѣпный внѣшній видъ церкви. Однажды, одна благочестивая мать привезла соего 7-лѣтняго сына Алешу въ Москву и подвела его къ храму Василія Блаженнаго. Алеша всплеснулъ руками и воскликнулъ: "Ахъ, кто могъ создать такую красоту!" Послѣ этого онъ никогда уже не отступилъ отъ проповѣди Евангелія. Это былъ Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній.

Евангеліе проповѣдуетъ церковная иконопись, которое есть ничто иное, какъ проповѣдь красками. Объ этомъ весьма убѣдительно написалъ проф. Трубецкой въ своемъ докладѣ "Умозрение въ краскахъ", прочитанномъ имъ на великомъ Московскомъ Соборѣ въ 1917-18 гг. Евангеліе проповѣдуется церковнымъ пѣніемъ; не только содержаніемъ церковныхъ пѣснопѣній, но и самыми мотивами правильнаго церковнаго пѣнія. Для того, чтобы убѣдиться въ этомъ нужно прочесть жизнеописаніе творца церковнаго осьмогласія преп. Іоанна Дамаскина, который отобразилъ въ осмогласіи ангельское пѣніе, или житіе преп. Романа Сладкопѣвца, уста котораго чудесно раскрылись для сладчайшаго церковнаго пѣнія.

Евангеліе проповѣдуется черезъ всѣ церковныя молитвословія. Церковныя молитвы являются раскрытіемъ духовнаго опыта, богообщенія святыхъ людей, посвятившихъ свою жизнь на практическое осуществленіе Евангелія. Евангеліе проповѣдуютъ даже облаченія священнослужителей. Вслушайтесь въ тѣ молитвы, которыми сопровождается облаченіе священнослужителей, "Да возрадуется душа моя о Господѣ, облече бо мя въ ризу спасенія, и одеждею веселія одѣя мя, яко жениху возложи ми вѣнецъ, и яко невѣсту украси мя красотою", вотъ первая молитва. Что можетъ быть возвышеннѣе и прекраснѣе такого настроенія, которое призваны создать эти священныя одежды какъ у священнослужителей, такъ и у молящихся, взирающихъ на нихъ?

Проповѣдуется Евангеліе и кадильнымъ ѳиміамомъ, который сопровождаетъ молитву о ниспосланіи съ неба благодати Пресвятаго Духа, котораго мы получили черезъ Евангеліе. Проповѣдуется Евангеліе и церковнымъ звономъ, который своимъ благовѣстомъ подаетъ намъ вѣсть о Евангельскомъ благовѣстіи. Въ Америкѣ есть небольшой городъ, въ которомъ находится громадный университетъ съ 21 тысячью студентовъ. Среди прекрасныхъ зданій этого университета есть громадная десятиэтажная башня, на которой устроена колокольня. Тщательно подобранные колокола въ опредѣленное время исполняютъ различныя музыкальныя мелодіи и услаждаютъ слухъ. Здѣсь они являются самоцѣлью и развлекаютъ людей, какъ колокольчики развлекаютъ дѣтей. Не такое значеніе имѣютъ наши церковные колокола. Они являются призывомъ къ тому, чтобы оторваться отъ земныхъ настроеній и перенести свою душу въ небесные чертоги.

Проповѣдуется Евангеліе и во всѣхъ Апостольскихъ и пророческихъ чтеніяхъ, предваряющихъ и прилагающихъ Евангеліе къ жизни.

Сектанты, евангелики и другіе, признающіе Библію, но отвергнувъ Церковь съ ея строемъ жизни, сами, однако, создаютъ для себя нѣкоторое подобіе Церкви. Такъ, чтенія на своихъ собраніяхъ Библіи – Ветхаго и Новаго завѣтовъ, которую они признаютъ единственнымъ источникомъ спасенія, они сопровождаютъ нѣкоторой музыкой и пѣніемъ и назидательными рѣчами, которыя часто произносятъ молодыя дѣвушки или юноши, дѣлясь своимъ духовнымъ опытомъ. Такое собраніе можетъ, конечно, болѣе или менѣе занять вниманіе слушателей, но на сколько оно бѣднѣе церковнаго собранія. Можно ли сравнить тысячелѣтній опытъ Церкви, созданный геніемъ величайшихъ вдохновенныхъ умовъ, чистѣйшихъ ангелоподобныхъ душъ и несокрушимыхъ, какъ сталь, характеровъ посвятившихъ себя на служеніе Богу, съ блѣднымъ лепетомъ случайныхъ людей?

Однако вся внѣшняя сторона нашихъ церковныхъ богослуженій является какъ бы сосудомъ, который содержитъ въ себѣ Евангельскую проповѣдь, раскрываемую въ Евангельскихъ чтеніяхъ. Цѣль Евангельскихъ чтеній изложена въ тайной "молитвѣ прежде Евангелія". Въ ней священникъ молится, чтобы въ сердцахъ вѣрующихъ возсіялъ бы нетлѣнный свѣтъ богоразумія, чтобы открылись бы наши мысленные глаза для пониманія Евангелія и чтобы въ насъ вселился бы страхъ блаженныхъ заповѣдей, чтобы мы были бы въ силахъ попирать плотскія похоти и проходить духовную жизнь.

Сообразно съ такими цѣлями Евангеліе въ Церкви читается не по личному выбору священнослужителей и не по желанію и настроенію молящихся, а по строго продуманному и установленному Церковью плану, являясь раскрытіемъ духовнопитательныхъ идей, расчитанному на годовой богослужебный кругъ такъ, чтобы въ теченіе одного года намъ было бы сообщено все, что относится къ нашему спасенію.

Въ наиболѣе торжественный и побѣдоносный періодъ церковной жизни, начиная съ перваго дня Св. Пасхи и кончая праздникомъ Св. Троицы, въ Церкви читается съ нѣкоторыми небольшими отступленіями, Евангеліе Св. Апостола Іоанна Богослова. Это Евангеліе преимущественно передъ тремя остальными повѣствуетъ о божествѣ Господа Іисуса Христа и самъ Евангелистъ Іоаннъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ именуется "благовѣстникомъ Іисусова божества". Этими чтеніями Св. Церковь воспитываетъ своихъ чадъ въ сознаніи того, что Основатель нашей Церкви и вѣры есть дѣйствительно воплотившійся Богъ, Творецъ неба и земли, "Имъ же вся быша", второе лицо Пресвятой Троицы, что Онъ жилъ среди людей, и пострадалъ за ихъ грѣхи, воскресъ изъ мертвыхъ, вошелъ въ славу Свою, основалъ нашу Церковь, возсѣлъ одесную Бога на небѣ и вновь (and whose it is to come again) имѣетъ придти на землю судить живыхъ и мертвыхъ. Всѣ священныя воспоминанія этого періода распредѣлены такъ, чтобы возможно ярче и сильнѣе запечатлѣть у людей вѣру въ Іисуса Христа, какъ Бога и тѣмъ вызвать у нихъ рѣшимость жить духовной жизнью, исполнять на дѣлѣ заповѣди Божіи и въ день Св. Троицы принять для этого обновляющую силу Св. Духа.

Здѣсь легко видѣть, что теоретическое чтеніе Евангелія у себя дома за столом, и даже изученіе Евангелія въ какомъ-либо училищѣ, можетъ служить драгоцѣннымъ пособіемъ, но только пособіе къ слушанію Евангелія въ церкви и не можетъ замѣнить церковной проповѣди Евангелія, потому что Церковь даетъ не только знанія, но и силы для осуществленія этихъ знаній въ жизни. Церковное Евангельское благовѣстіе не только сообщаетъ намъ истины вѣры, но и создаетъ въ насъ вмѣсто сыновъ тѣла чадами Духа и быть сознательными участниками Царства Божія. Это дается только въ истинной Церкви и нигдѣ больше.

Закончился торжественный Пасхальный періодъ Цвѣтной тріоди. Церковь вступаетъ въ свой обычный богослужебный кругъ и на каждый день положены Евангельскія чтенія, начиная отъ Евангелиста Матѳея. Однако, Церковь предлагаетъ эти чтенія не отъ перваго зачала, какъ можно было бы ожидать, а по Своему плану. Въ понедѣльникъ послѣ Троицы предлагается 75 зачало. Въ зхж9этомъ чтеніи указывается на общую цѣль Евангельскихъ повѣствованій: "Пріиде бо Сынъ Человѣческій взыскати и спасти погибшаго" (Мѳ. 18:11). Далѣе повѣстуется объ одной заблудшей овцѣ и девяносто девяти, оставленныхъ добрымъ хозяиномъ для того, чтобы отыскать заблудшую. Св. Іоаннъ Златоустъ объясняетъ, что заблудшая овца – это человѣчество, а девяносто девять – небесныя воинства. Заканчивается это первое чтеніе утвержденіемъ Церкви, какъ высшаго авторитета на землѣ: "Повѣждь Церкви: аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь" (Мѳ. 18:17). Эти двѣ идеи: спасеніе грѣшника черезъ Евангельскую проповѣдь и утвержденіе Церкви развиваются въ различныхъ варіаціяхъ въ дальнѣйшихъ Евангельскихъ повѣствованіяхъ. Въ слѣдующіе дни этой седмицы читаются зачала 10, 12, 13, 14 и 15. Въ этихъ чтеніяхъ раскрываются новые, ранѣе неизвѣстныечеловѣчеству, законы духовной жизни – заповѣди блаженства и указываются способы ихъ практическаго примѣненія въ жизни. Заканчиваются Евангельскія чтенія этой седмицы въ субботу всеобъемлющимъ духовнымъ закономъ: "Будете убо совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть" (Мѳ. 5:48). Въ этихъ словахъ начертывается содержаніе жизни для спасенія души въ вѣчности. Напрерывное, неизсякаемое совершенствованіе, начинается со смиренія – духовной нищеты – составляетъ сущность вѣчнаго райскаго блаженства, начало которому въ Церкви.

Въ слѣдующую седмицу – въ воскресенье – недѣля Всѣхъ Святыхъ – читается 38 зачало – первая половина этого чтенія связана съ Пасхальнымъ періодомъ, завершающимся недѣлей Всѣхъ Святыхъ, а во второй – раскрывается природа Церкви. Указывается на то, что наша Церковь – Церковь воинствующая: "Не мните, яко пріидохъ воврещи миръ на землю: не пріидохъ воврещи миръ, но мечъ" (Мѳ. 10:34). Въ понедѣльникъ читается 19 зачало, въ которомъ раскрывается тотъ законъ духовной жизни, по которому заботящіеся о духовной жизни освобождаются отъ земныхъ попеченій: "Не пецытеся убо глаголющи: что ямы, или что піемъ, или чимъ одеждемся... Ищите же прежде царствія Божія и правды Его и сія вся приложатся вамъ" (Мѳ. 6:31,33). Здѣсь нужно обратить вниманіе на то, что освобождаются отъ земныхъ попеченій только тѣ, кто ищетъ царствія Божія и правды Его, забота о немъ должна явиться главнымъ содержаніемъ жизни чадъ Церкви. Въ послѣдующіе дни читаются зачала 22, 23, 27, 31 и 20. Въ нихъ указывается на то, что чада Церкви должны напряженно работать надъ своею душею и заставлять ее дѣлать не то, на что влечетъ ее животный инстинктъ, а то, что велитъ ей воля Божія: "узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его" (Мѳ. 7:14) и опять утверждается идея истинной Церкви: "внемлите же отъ лживыхъ пророкъ... Не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, внидетъ въ царствіе небесное: но творяй волю Отца Моего иже есть на небесѣхъ" (Мѳ. 7:15,21). Такъ какъ земному человѣку трудно радикально измѣнить свою жизнь и подчинить ее совершенно инымъ, новымъ законамъ, то въ 27 зачалѣ въ четвергъ – повѣствуется о чудесномъ укрощеніи бури. Повѣствованіе это заключается такимъ знаменательными словами: "кто есть сей, яко и вѣтри и море послушаютъ Его" (Мѳ. 8:27). Вѣтри и море исполняютъ повелѣнія Господни, неужели же ты, свободная и разумная душа, воспрепятствуешь Господу укротить твою бурю – говоритъ этмиъ чтеніемъ Церковь. Въ субботу читается 20 зачало, въ которомъ чада Церкви призываются крайне бережно относиться къ человѣческой душѣ: "Не судите, да не судимы будете... изми первѣе бревно изъ очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очеса брата твоего... Не дадите святая псомъ, не пометайте бисеръ вашъ предъ свинями..." (Мѳ. 7:1,5-6). Подъ псами и свиньями разумѣются здѣсь нечестивые люди, сознательно отвергвющіе небесное царство, какъ будто бы несуществующее. Для нихъ жизнь состоитъ только въ удовлетвореніи физическихъ инстинктовъ. Съ ними не нужно обсуждать тайнъ царствія Божія потому что они "вращшеся расторгнуть вы" (Мѳ. 7:6), т.е. убіютъ вашу душу, заразивъ ее своимъ нечестіемъ.

И такъ въ теченіе всего года разумно, послѣдовательно и систематически Евангельскія чтенія въ Церкви располагаются такъ, чтобы вдохнуть въ человѣческую душу новую жизнь, чтобы она повѣрила Христу Спасителю и послѣдовала бы за Нимъ.

Гдѣ бы Евангеліе не находилось – его призывы и слова одинаково святы, благодатны и неизмѣнны. Такъ и звѣзды небесныя одинаково свѣтятся и надъ шумнынъ городомъ и надъ тихой пустыней. Одинако, въ городѣ, покрытомъ густымъ свѣтомъ, не видна ихъ красота. Такъ и Евангеліе – постигнуть его тайны въ мірскомъ суетѣ невозможно. Онѣ постигаются только черезъ Церковь, которая явлвется нашей Учительницей и Путеводительницей на путяхъ спасенія. Нужно стараться понимать то, что Церковь есть осуществленный уже рай на землѣ, переходящій въ вѣчное блаженство на небѣ.

Биография Архиепископа Никона (Рклицкого)

Архиепископ Никон родился 4/16 декабря 1892 года а г. Борки Черниговского уезда а России (ныне Украина). В миру он был известен как Николай Павлович Рклицкий, сын отца Павла Рклицкого и матушки Елизаветы Корсакевич. "Отец Павел был приходским священником в Борках и одновременно исполнял обязанности местного благочинного". Владыка вспоминал, что подрастая, "он знал всех священников а округе и помнил как, когда отец его был жив, все они интересовались мальчиком и были ласковы к нему, но после отцовой смерти никто из них о нем больше не вспоминал" (2). Можно было бы сказать, что еще мальчиком, имел настоящий мотоцикл, "что в те дни было величайшей редкостью".

Фамилия "Рклицкий", "рассказывал Владыка, имеет славянские корни и происходит от реки Рклик, которая протекает в Чешской Республики. Рклицкий – это прилагательное от Рклик и означает кого-то из тех мест. Вероятно, что кто-то из предков Владыки переселился из Богемии в Черниговские места".

Юношей Николай Павлович поступил в Черниговскую Духовную  Семинарию, которая находилась через дорогу от известного Елецкого монастыря". В 1911 году он ее закончил, а через четыре года окончил Свято-Владимирский Университет в Киеве, получив юридический диплом. В том же 1915 году он был назначен помощником в Военное Следственное Управление. "Одновременно он проходил курсы в Николаевской Артиллерийской школе в Киеве и в Александрой Военно-Юридической Академии в Санкт-Петербурге. Позже Николай также закончил миссионерско-богословский курс в Белграде, в Сербии, и потом работал при Высшем Русском Церковном Управлении" . Впоследствии, "он, как артиллерийский офицер, участвовал в войне 1914-1917 гг. и в гражданской войне 1918-1920 гг. В 1920 он эвакуировался из Крыма и проживал в Белграде до 1944 года".

Находясь в Югославии, "Николай Павлович пером продолжил борьбу против коммунизма, возглавляя издание ‘Военный Вестник’, а затем, будучи сторонником монархических убеждений, редактируя монархический орган ‘Царский Вестник’" (8). Таким образом, с 1921 по 1941 он был журналистом. "На протяжении этого времени будущий епископ Никон тесно сотрудничал с митрополитом Антонием (Храповицким) в церковно-литературном отделе. Н.П. записывал и публиковал работы митрополита Антония, и сам писал много статей в различные издания по церковному управлению и богословским вопросам. Он принимал активное участие в церковной жизни в годы неурядиц в Русской Православной Церкви, выступая в защиту каноничности церковной позиции Зарубежной Церкви, публикуя популярные и полемические статьи во многих изданиях. Он написал биографию митрополита Антония и выпустил юбилейную коллекцию его работ. Также он написал биографию митрополита Анастасия". Размышляя о своей молодости, Владыка Никон вспоминал, что "был период, когда он отошел от Церкви и был менее активным, но сблизившись с митрополитом Антонием (Храповицким), он вновь стал принимать живое участие в жизни Церкви".

В 48-летнем возрасте Николай Павлович решил посвятить остаток своей жизни Церкви. 24 сентября/7 октября 1941 года в Белграде Митрополит Анастасий совершил монашеский постриг его, с именем Никон. "1/14 октября того же года он был посвящен во иеродиакона, и вскоре, 4 декабря/21 ноября, в иеромонаха. Возложенные на него митрополитом Анастасием духовные обязанности он исполнял в Свято-Троицкой церкви в Белграде. В 1944 году он был эвакуирован из Белграда в Германию и был приписан к митрополиту Анастасию в Карлсбаде. В апреле 1945 года он присоединился к Братству преподобного Иова Почаевского и вместе с ним был переправлен в Швейцарию. В 1945-46 гг. о. Никон был личным секретарем митрополита Анастасия. В наиболее критическое и переходное время возобновления деятельности Архиерейского Синода Зарубежной Церкви после войны он осуществлял связь между митрополитом Анастасием, теми, кто искал убежище в Германии, и приходами и епархиями в Западной Европе и в Северной и Южной Америке. В мае 1946 года о. Никон был возведен в сан архимандрита".

"В феврале 1942 г. о. Никон приказом по Русскому Корпусу был назначен священником в резервный батальон в Белграде. Во время битвы за городок Чачак в октябре 1944 гогда, игумен Никон был легко ранен, а его диакон – убит. 1 января 1945 г. о. Никон стал старшим священником Русского Корпуса".

В декабре 1946 года он прибыл в Соединенные Штаты и получил назначение секретарем к архиепископу Виталию (Максименко), который в то время управлял Восточто-Американской и Канадской епархией. "В его обязанности входило также создание новых приходов". Позже Владыка Никон становится Вице-Президентом Архиерейского Синода, а 27 июня 1948 г. его посвящают в сан епископа Флоридского. Годом позже он возводится в сан архиепископа и становится управляющим Восточно-Американской епархией и получает имя архиепископа Вашингтонского и Флоридского.

Во время своего епископского служения владыка неустанно трудился не только в своей епархии, но много сделал и для всей Зарубежной Церкви. "15/28 июня 1948 года в Епархиальном управлении в Бронксе состоялось совещание епископов, ка котором обсуждалось создание Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк. Епископ Никон был в числе первых преподавателей новой семинарии. Его предметами были нравственное и пастырское богословие". Владыка по своей обязанности много разъезжал и не только по своей епархии. Он часто посещал Святую Землю, Женеву, Южную Америку и Грецию.

Архиерейский Собор в 1953 г.

Епархиальный съезд в 1956 г.

Епархиальное Собрание в 1960 г.

Архиеп. Никон и причт Спасо-Вознесенского собора:
прот. Сергий Пантелеев, прот. Иоанн Легкий и иерей Борис Киценко -
среди преподователей и группы учеников церковно-приходской школы.

Закладка Св. Георгиевского храма в Ховелле, шт. Нью-Джерси в 1961 г.

Слева на право: митр. Филарет, архиеп. Никон и архиеп. Аверкий
в день прославления св. Иоанна Кронштадтского. 1 ноября 1964 г.

Архиеп. Никон и игумения Тамара с сестрами на Елеоне в 1964 г.

Архиеп. Никон, митр. Филарет, архиеп. Аверкий.
Спасо-Вознесенский собор в Бронксе в 1965 г.

Праздник Покрова в Покровском храме в Наяке, шт. Нью-Йорк в 1972 г.

"Практически невозможно выделить что-то из миссионерско-просветительной и благотворительной деятельности архиепископа Никона. Венцом же его издательской деятельности является собранный им многотомный труд "Жизнеописание и Творения Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого", посвященного его духовному наставнику".

После смерти архиепископа Виталия (Максименко) в 1960 году, архиепископ Никон продолжил сооружение Св. Владимирского храма-памятника в Джексоне, шт. Нью-Джерси, которое было начато владыкой Виталием еще в 1940 г.

Св. Владимирский день 1958 г.

Владыка Никон мирно отошел во сне 21 августа/4 сентября 1976 в возрасте 84-х лет. Это произошло в приходском доме при Вознесенском соборе в Бронксе, шт. Нью-Йорк. Смерть случилась от сердечной недостаточности. Панихида состоялась 24 августа/7 сентября в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Манхеттене. Владыка Никон был погребен в нижней церкви Св. Владимирского храма-памятника, рядом со своим предшественником, архиепископом Виталием. По сей день верующие посещают обоих иерархов и просят у них руководства и святых молитв.

Архиепископ Никон вспоминается как добрый и смиренный раб Божий, посвятивший себя служению Русской Православной Церкви Заграницей. В дни годовщины со дня его преставления, размышляя о жизни и работе Владыки, мы молимся, чтобы и будущие поколения также хранили память о нем.

Вечная память!

Печать E-mail