"Батюшка" (1941) – неизвестная статья княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской
Батюшка. Неизвестная статья княгини...
Фото: Протопресвитер Сергий Иоаннович Орлов. Автор фото неизвестен.
Статья "Батюшка", обнаруженная автором этих строк в декабре 2016 года в частной библиотеке в Женеве, посвящена протопресвитеру Сергию Орлову (1864 – 1944). Статья опубликована в отпечатанной в 1941 году в Сербии брошюре: "Пастырь добрый. Пятидесятилетие пастырского служения протопресвитера отца Сергия Орлова. – Женева: Издание Русского трудового Христианского движения, 1941". Автор статьи – княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская (1890 – 1979), староста прихода Женевского Крестовоздвиженского храма (РПЗЦ), где служил настоятелем протопресвитер Сергий Орлов.
Текст статьи, вероятно, не редактировался перед ее публикацией в сборнике. Ниже приводится текст статьи с соблюдением стиля и орфографии ее автора:
"Ее Высочество Княгиня Татьяна Константиновна
БАТЮШКА
Мы в Женеве до того привыкли, что Батюшка и думами нашими, и нашей семейной и общественной жизнью, что не представляем себе, чтобы могло быть по иному. Привыкли спрашивать и следовать его совету во всем. Быть может, мы недооцениваем счастья такого мирного патриархального управления всем приходом, – как если бы все это была бы одна общая семья. Вследствие этого, отношения между нами, прихожанами, особенно дружественны, сердечны, а, если случатся между нами нелады, то Батюшка не успокоится, пока не помирит и, как старушка няня в детской своим авторитетом не приведет всего в благочинный порядок.
Свой духовный народ, вверенные ему души Батюшка неутомимо лепит, ровняет, воспитывает, окормляет. Говорят на это: как можно сорокалетнего человека воспитать. Ответим, счастливы мы, духовные люди в Женеве, которые воспитываемся им неустанно. Грех и искушения дьявольски сопутствуют человеку не только в молодом возрасте, но до самой смерти. Бедной же душе, только на пользу быть руководимой к добру и искать правды вечной, – всегда. Вот Батюшка и следят за нами, взрослыми, как за детьми, чтобы мы соблюдали православное благочестие и не пропускает без ласкового, но внушительного замечания, малейшего отступления с нашей стороны.
Сознавая, как это полезно, мы ценим, когда он нас ловит и пробирает, хотя в эту минуту это и не так-то приятно.
У нас в приходе известно, что Батюшка все видит и все слышит, и от его наблюдательного взора укрыться невозможно, и именно то, чего не хочется сказать, он сразу заметит.
Отличительною чертою нашего милого старенького о. Сергия была всегда обаятельная ласковость, которою святятся его улыбающиеся глаза, ласковость в обращении, которую ощущают на себе и ближайшие духовные дети, и неожиданные, неведомые пришельцы. Чарующая ласковость после строгой исповеди. Например, после полуторачасовой исповеди, когда он добился, чтобы кающаяся душа изменила свой путь по-Божьи: вдруг он заботливо спрашивает – "я вас не утомил?" – и признается – "я сам устал".
Своей беспредельной добротою он вникает во все переживания прихода, принимает участие в событиях каждой семьи, в успехах и терзаниях каждой души.
Добротою его злоупотребляют, и пишут и просят бесцеремонно. Иногда он рассердится, но если крепко рассердится и начнет упрекать пристающего, то мы, наблюдающие, наверное знаем, что кончится тем, что от недостатка своего, все-таки подсобит просящему.
Рядом с добротою и ласковостью Господь оделил нашего доброго Пастыря проницательным умом и глубокой мудростью. Вероятно, это и побуждает многих обращаться к нему за советом. Получив его совет, успокаиваешься от долгих терзаний и недоумений и жалеешь потерянного времени, пережитого в муках, когда он так легко придумывает выход из затруднений. Неудивительно, что за советом к нему обращаются даже Архиереи. Совет он дает не по человеческому разумению только, но непременно так, чтобы душе было спасительно и чтобы дело совершилось во славу Божию.
Батюшка обременен громадною перепиской. Из далеких стран просят у него совета, просят и материальной помощи. Иногда он скажет, мучаясь, "почему все у меня?"
Самого себя, свои силы Батюшка поддерживает всегдашней молитвою. За богослужением молитва его так по-детски непосредственна, так горяча, что, если стоишь рассеянно в церкви, то невольно просыпаешься от бессчувствия и заражаешься его молитвенным порывом. В двунадесятые праздники он искренне переживает историческое событие и передает свое настроние участвующим в богослужении и молящимся.
Умилительно, когда в Рождество Христово после общей исповеди, вся церковь подходит ко святому причастию. Особенно любят Батюшку дети, с которыми он всегда исключительно ласков и добр.
Немало иноверцев под влиянием его обаяния и умения разъяснить разительное превосходство Православия, принимают наше вероисповедание и привязываются к Русской Церкви и ко всему русскому.
В течение нынешней войны Батюшка просил церковный народ на домашней молитве ежедневно класть два поклона. Первый, молясь, чтобы Господь даровал мир и победу по Его Божественной справедливости, а не по нашему хотению; второй, чтобы воскресла Россия в православном благочестии.
Батюшка всегда учит, что в жизни человека и страны первое – служение Богу. Как отдельный человек даст ответ Богу за поступки своей души, так и страна, как свокупность их, ответит за деяния свои перед Богом.
Надо тут сказать, что Батюшка всегда и прежде всего священник Живого Бога.
Небесный мир – реальность. Христос Господь, Богоматерь, ангельское воинство, прославленные святые, блаженные усопшие – всегда и нас окружают, – видят, – он с ними говорит.
Земной мир – явление преходящее, тленное. На землю Богом послана красота. Батюшка искренно радуется живым цветам, ярким краскам.
В моей семье и у других известно множество случаев чудесных исцелений, когда по пламенным молитвам Батюшки болезни без следа чудесно исцеляются.
Батюшка дает нам пример жертвенности и старается это чувство развить в нас, сетуя на скудость сердечного порыва. Все дано Богом и все, что мы не возвращали Богу, – крупицы в сравнении дивных Им нам благ. Но Богу угоден не сам дар, а наш огонь сердца, жар любви в подаянии.
В уповании на Господа и на щедроты Его, поборов страх обеднения, чувствуя от всего сердца обогащения и Господь восполняет этот дар любви преизбыточно.
Все это из его (о. Сергия. – Примечание А.Х.) словесного поучения.
Красивая душа, понуждающая душу красиво жить, – это самое красивое явление из мира чудесного, самый красивый жизненный путь.
Татиана"
* * *
Сведения о протопресвитере Сергии Иоанновиче (Орлове)
Родился 31 октября 1864 года в Рязанской губернии в священнической семье. В 1889 году окончил духовную семинарию и Московскую духовную академию. Став в 1891 году священником, отец Сергий работал законоучителем Егорьевской мужской прогимназии, с 1894 года — законоучителем Рязанской Мариинской женской гимназии. Отец Сергий служил в различных русских приходах за границей. С 1896-го по 1897 год служил в церкви во Франции (г. Ментон). С 1897-го по 1903 год служил помощником настоятеля в посольской церкви в Константинополе. В 1899 году стал кандидатом богословия, а через три года – протоиереем. С 1903 года служил настоятелем православной церкви в Брюсселе. С 1905 года настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Женеве. После 1917 года оказался в эмиграции (Швейцария). Член президиума I-го (1921) и II-го (1938) Карловацких соборов. Кроме Женевы отец Сергий служил также в православной церкви г. Вeвe (Швейцария). Основатель православных приходов РПЦЗ в Бернe и Цюрихe, а также во Франции (Лион, Анси, Южин). Отец Сергий имел несколько церковных наград: орден святого Владимира 4 степени, орден святой Анны 2 степени, первый княжеский и впоследствии королевский орден Черногории — Орден Князя Даниила I и сербского святого Саввы 3 степени. Протопресвитер Сергий скончался 20 ноября 1944 года в Женеве.
* * *
Сведения об авторе статьи "Батюшка"
Княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская (1890–1979; урожд. Романова). Старшая дочь (княжна императорской крови Татиана) великого князя Константина Константиновича (1858–1915) и великой княгини Елизаветы Маврикиевны (1865–1927). После событий 1917 года в России вдова Татьяна Константиновна эмигрировала с двумя детьми в Швейцарию. Спустя более двух десятилетий пребывания в эмиграции княгиня Татьяна Константиновна приняла в 1946 году в Женеве монашеский постриг с именем Тамара и переселилась в том же году на Святую Землю. Здесь она начала монашескую жизнь в Гефсимании, а в 1951 году продолжила ее на Елеонской горе в Иерусалиме. Став игуменьей Свято-Вознесенского монастыря, она многие годы управляла им и скончалась в этой обители в 1979 году. См.: http://www.proza.ru/2017/01/27/2203
Подготовил к публикации Анатолий Холодюк