История МП: 1943. Справка митр. Сергия Страгородского об Американской епархии РПЦ
Не позднее 1943г. Митрополит Сергий (Страгородский). Историческая справка об Американской епархии Русской православной церкви *
* Дата и адресат справки в источнике не указаны.
Американская епархия была основана в 30-х годах прошлого столетия. Называется она Алеутской. Этот титул напоминает начальные годы существования епархии, когда она не только юридически, но и территориально принадлежала Российской Империи, занимая в Америке территорию, принадлежавшую так называемым "русским владениям": Алеутские острова, Аляска и в Калифорнии. Только принадлежностью указанных "владений" к Российской Империи и объясняется решимость тогдашнего Синода учредить там православно-русскую епархию. Считая себя учреждением государственным, Синод не решался учредить епархию вне пределов государства или, точнее говоря, не решался усваивать таким епархиям заграничные названия.
Вот почему русский епископ в Америке мог назваться Алеутским, а в Японии — носил титул епископа Ревельского, в Китае — Переславского и до самого начала настоящего столетия.
С продажей "русских владений" САСШтатам (в 60-е годы прошлого столетия, при Александре II-м), перешла в Штаты и Алеутская епархия, причем русское правительство, не представляя церковных учреждений вне зависимости от государства, позаботилось, чтобы и в Американских Штатах православная епархия сохранила некоторые выгоды, обеспеченные за нею государственным ее положением в России. САШтаты обязались из полученной за "русские владения" суммы выделить часть (кажется, 500 тысяч долларов) в качестве фонда для выплаты пенсии служившим в епархии. Впоследствии, для упрощения делопроизводства, фонд был передан русскому правительству, к которому перешла и вся забота о пенсиях.
Епархия учреждена была со специальной миссионерской задачей – для распространения православия среди алеутов и других северных американских народностей и являлась как бы продолжением сибирских миссий. Кстати, и первым епископом Алеутским был известный сибирский миссионер Иннокентий Вениаминов, потом преемник митрополита Филарета по Московской кафедре. Епархиальное управление находилось на острове Ситхе (один из Алеутских), а корабли Русско-Американской Компании обслуживали связь епархии с государственными центрами (ходили тогда корабли вокруг мыса Надежда). Но с переходом в САСШ и с упразднением Русско-Американской Компании, епархия оказалась совсем оторванной и от своих прежних центров, да и с САСШ могла сноситься с большими затруднениями. Поэтому центр епархии перенесен был в Сан-Францизско (Калифорния). Там и проживали епископы Алеутские до самого ХХ столетия. Между тем, благодаря непрерывной иммиграции, православное население САШ умножилось, а иммигранты русские, украинцы, галичане, карпаторуссы и других родственных племен стали обращаться со своими церковными нуждами к русской епархии. Далекий Сан-Францизско уже не отвечал новым условиям епархиальной жизни и, подобно прежней Ситхе, должен был уступить место Нью-Йорку, куда при архиепископе Тихоне (патриархе) и была перенесена Алеутская кафедра и все управление епархией. Сохраняя свой прежний титул Алеутской, епархия в соответствии своему новому положению усвоила себе добавочный титул "Северо-Американская".
При управлении митрополита Платона Рождественского (белоэмигрант) число приходов епархии возросло до 600, а количество паствы – до миллиона. Кроме епархиального архиерея, учреждено было несколько викариатств: Бруклинское, Чикагское, Аляскинское, Питсбургское. Епархия распространилась и на Канаду, там учреждено было одно или два викариатства.
К сожалению, такой внешний расцвет епархии оказался лишь прологом к беспримерному ее потрясению, чтобы не сказать, к совершенному краху. По своим политическим расчетам митрополит Платон, как и большинство русской белогвардейской эмиграции, был непримиримо враждебен советской власти и потому не мог искренно держаться указанного Московской патриархией курса – признания советской власти. Но, желая выгодать время, митрополит Платон сначала довольно долго скрывал свои подлинные убеждения. В письмах он не стеснялся уверять, что признает Московскую патриархию своим законным начальством, обещался даже представить подписку о лояльности. Задержка была будто бы лишь в дальности расстояния до Аляскинского викариатства, когда оттуда придет ответ, немедленно будет прислана и подписка.
Чтобы положить конец этой игре на оттягивание, Московская патриархия воспользовалась поездкой в Америку из Парижа архиепископа Вениамина Федченкова и поручила ему поставить перед митрополитом Платоном ультимативно вопрос: с нами он или нет, и в случае отрицательного ответа объявить именем патриархии митрополита Платона уволенным и самому вступить в управление, пригласив викариев, духовенство и паству признать законную юрисдикцию патриархии. Приглашение осталось гласом вопиющего в пустыне: епархия, больше по инерции, почти вся пошла за митрополитом Платоном и за его единомышленниками епископами. К экзарху же Московской патриархии перешел один покойный архиепископ Антоний Вашингтонский (Покровский), единицы из духовенства и небольшие группы мирян. Почти в таких же более чем скромных размерах продолжает существовать и по сейчас патриаршая епархия в Америке.
При неизбежных приливах и отливах верующих не всегда можно насчитать в епархии более десяти приходов (даже и с канадской) и десятка два духовенства. Правда, и у раскольников, возглавляемых после митрополита Платона Феофилом, не все было за это время благополучно. Карловчане, с которыми Платон также разошелся, прислали в Америку своих архиереев с определенной задачей: отвоевать у феофиловцев паству. По приходам пронеслось, как ураган, великое смущение, взаимная газетная травля, судебные процессы между разными группами прихожан из-за управления церковным имуществом, наезды на лучшие храмы и прочее. Однако светская эмиграция, испугавшись этого развала, употребила все свое давление на духовную сторону и скандал, по крайней мере, с внешней стороны, ликвидирован; враждующие группы слились в одну, и раскольническая епархия в Америке получила внешний вид, даже более внушительный, чем прежде. Теперь она имеет целых одиннадцать архиереев во главе с митрополитом. У Московской патриархии, после смерти архиепископа Антонина, остался только один экзарх, хотя тоже митрополит.
Однако, при всем убожестве, Московская патриархия не думает ликвидироваться в Америке. Во-первых, епархия там учреждена не столько для настоящего, сколько для будущего. Московская патриархия уверена, что церковное сознание рано или поздно пробудится в эмигрантской иерархии и клире, хотя бы это произошло и от политических перемен в международной обстановке или под давлением новых настроений в эмигрантской светской среде.
Тогда и епархия Московской патриархии сослужит свою службу, направляя эмигрантское движение по своему пути и посредничая примирению американских раскольников с русской церковью. Но и помимо этого одно присутствие в Америке экзарха, оказавшегося энергичным и одаренным лектором, его постоянные публичные выступления по разным городам Америки немало способствуют рассеянию разных недоразумений касательно и общей советской политики, и действий Московской патриархии.
В этом свете становится ясным, почему полученная на днях патриархией телеграмма экзаршего секретаря Георгия Полякова из Бруклина об опасной болезни экзарха, вызвала большие опасения. Вениамин плохой администратор, однако около него епархия объединяется, без него же рискует совсем рассыпаться. Таким образом вопрос, кто заменит больного, получает почти критическую актуальность и что в особенности важно независимо от исхода теперешней болезни экзарха: без готового заместителя будущее такой отдаленной епархии всегда останется не вполне обеспеченным.
В виду изложенного представляется целесообразным учредить в Алеутской епархии должность архиерея-заместителя епархиального архиерея. На заместителе лежало бы председательство в епархиальном совете и фактическое управление епархией с правом посещения приходов, замещения вакантных мест в приходах и прочее. За экзархом же осталось бы еще общее руководство епархией и проповедническая деятельность, как в храме, так и в обществе.
Что касается кандидатов в заместители, то среди заграничного духовенства нельзя указать подходящих лиц. Предпочтительнее послать кого-либо из СССР. Кстати, и о церковном положении в СССР такой заместитель мог бы говорить как очевидец, а не по газетным сведениям или эмигрантским слухам и это придало бы его показаниям более авторитета.
Со стороны американских властей едва ли можно ожидать каких-либо препятствий к назначению второго архиерея. Раз от государства не требуется ни субсидии, ни особых прав, вопрос обычно представляется усмотрению самой религиозной группы.
Митрополит Сергий
ГА РФ. Ф. Р. — 6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 85-86. Машинописная копия.
Метки: московская патриархия, документы