Для оправдания нового раскола Дальневосточная епархия использовала Указ №362
16 октября 2015 г. в городе Владивосток (Российская Федерация) под председательством Преосвященного Епископа Дальневосточного и Владивостокского Анастасия (Суржика) состоялось Епархиальное Собрание Дальневосточной епархии РПЦЗ(В) с участием духовенства, монашествующих и мирян.
По результатам обсуждения сложившейся в российском истинном православии ситуации и образования очередных новых расколов в РПЦЗ(В) (разделение этой ветви на два враждующих синода, возглавляемых архиеп. Владимиром (Целищевым) и еп. Филаретом (Семовских), – прим.) Епархиальное Собрание Дальневосточной епархии РПЦЗ(В) постановило не примыкать административно ни к одному из существующих «осколков», но перейти на каноническую основу Постановления Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за № 362 о самоуправлении. В частности, Епархиальное собрание Дальневосточной епархии РПЦЗ(В) постановило перевести епархию на акефальное положение и духовенству епархии на всех Богослужениях после слов «Православного Епископства гонимыя Церкве Российския» возносить имя правящего Архиерея Преосвященного Анастасия, Епископа Дальневосточного и Владивостокского.
По сути, Епархиальное Собрание решило учредить самоуправляющийся Дальневосточный церковный округ, как это уже было в истории Русской Церкви в годы гражданской войны в 1918-20 гг., и как это предусмотрено пророческим Указом св. Патр. Тихона № 362 в случае чрезвычайного положения и отсутствия легитимной высшей церковной власти в лице законного Патриарха, Собора и Синода всей полноты Поместной Русской Церкви.
Как известно, это Постановление св. Патр. Тихона, являющееся основополагающим как для РПЦЗ, так и для ИПЦ, совершенно не касается создания центральных органов Высшей Церковной Власти в Русской Церкви или переподчинения одних церковных округов другим, но предусматривает лишь временные органы церковного самоуправления «для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях» (см. п. 2), при сохранении евхаристического единства с другими самоуправляющимися церковными округами.
Поскольку после 1927 г. в России отсутствует каноническая высшая церковная власть в лице законного Патриарха, Собора и Синода всей полноты Поместной Русской Церкви, то Постановление № 362 остается тем каноническим фундаментом, на котором не только основывается существование всех современных ветвей или частей Русской Церкви, но на основе которого только и возможно их духовное единение без административного поглощения одних другими. Более того, оно недвусмысленно предписывает иметь самоуправляющимся церковным округам евхаристическое общение между собой без создания единой административной структуры и переподчинения одного «малого собора» (синода) другому. Это касается и РПЦЗ(В), и РПЦЗ(А), и РИПЦ, и РПАЦ как самоуправляющихся церковных округов, образованных на основании Указа св. Патр. Тихона (к сожалению, руководители всех без исключения ныне существующих ветвей РПЦЗ и ИПЦ не хотят в точности исполнять основополагающий Патриарший Указ № 362, самочинно совершая присвоение и узурпацию полномочий не принадлежащей им высшей церковной власти, что и является одной из причин их маргинализации и уклонения в сектантство, – прим.).
Именно принцип временного самоуправления церковных округов предусматривает Постановление № 362. Так это и было в 1920-е гг., когда одновременно действовали самоуправляющиеся ВВЦУ Юга России, ВВЦУ Сибири, автономный синод на Украине, московский синод Патр. Тихона и даже оппозиционный "даниловский синод" архиеп. Феодора (Поздеевского), а также Синод РПЦЗ. Несмотря на несколько разных временных церковных администраций, все это была духовно единая Русская Церковь. Точно так же, по сути, обстоит дело и сейчас.
Опираясь на Постановление св. Патр. Тихона № 362, ни один из ныне существующих на его основании временных Синодов («малых соборов») среди ветвей или частей РПЦЗ и ИПЦ не имеет канонических прав выступать от имени высшей церковной власти полноты Поместной Русской Церкви. Постановление № 362 не дает таких полномочий. В соответствии с Указом св. Патр. Тихона любой из Синодов любой из ветвей ИПЦ и РПЦЗ может претендовать лишь на ограниченные права и полномочия как временный орган церковной власти «для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях», причем объединенных на сугубо добровольных основаниях. Из этого положения вытекают и те ограниченные и временные права таких Синодов («малых соборов») относительно суда над другими «осколками», объявления их таинств «безблагодатными» и т.п.
В то же время, отменяя строгую централизацию церковной власти и предоставляя церковным округам и епархиям права самоуправления, Патриаршее Постановление № 362 требует единства духовного, евхаристического (не подменяя его единством административным) самоуправляющихся церковных округов и епархий на одной канонической территории.
Поэтому нет ничего странного в действиях Преосвященного Епископа Владивостокского и Дальневосточного Анастасия, когда он 11 октября 2015 г. в Архангело-Михайловском храме г. Одессы сослужил Первоиерарху РПЦЗ(А) Митрополиту Агафангелу, не разрывая при этом евхаристического общения с другими единомысленными архиереями и клириками РПЦЗ(В). Как уже было сказано, такое стремление к евхаристическому (а не административному) единству с представителями различных ветвей РПЦЗ согласуется с предписаниями Постановления св. Патр. Тихона № 362, как и переход Дальневосточной епархии на самоуправление. Более того, именно такой подход открывает путь к возможному в будущем примирению и единению различных ветвей РПЦЗ и ИПЦ без поглощения одних другими, признав возможным существование нескольких параллельных церковно-административных структур («самоуправляющихся церковных округов») на одной канонической территории, как это и предусматривает Патриаршее Постановление № 362 (п. 2) на случай чрезвычайного положения и отсутствия легитимной высшей церковной власти в лице законного Патриарха, Собора и Синода всей полноты Поместной Русской Церкви.
Нет смысла бегать от одной юрисдикции к другой, плодить все новые и новые расколы, микроосколки и синоды. Необходимо возвратиться к основополагающему для всех «осколков» Патриаршему Указу № 362 о самоуправлении и на его основе искать духовного единства с единоверными братьями из других ветвей РПЦЗ и ИПЦ.
Будем надеяться, что на примере Дальневосточной епархии сделан первый шаг не к очередным разделениям, но к точному и неискаженному исполнению духа и буквы Постановления св. Патр. Тихона № 362, к отказу от узурпации полномочий высшей церковной власти, к примирению и единению различных ветвей РПЦЗ и ИПЦ, не подменяя при этом духовное, евхаристическое единство и соборность Истинной Православной Церкви как мистического Тела Христова «папистским» единством внешним, административным, как земной организации.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи