Несуществующая сенсация
Недавно в интернет появилось интервью митрополита Марка (Арндта), в котором он выразил несогласие с патриархом Кириллом, действиями Московской патриархией и осудил войну в Украине. Из этого некоторые сделали вывод, что к отделившейся, якобы, от Московской патриархии УПЦ МП может присоединиться и РПЦЗ МП. Но это, как сейчас принято писать, "фейковая сенсация".
Во-первых, УПЦ МП даже не может думать отделяться от МП, поскольку у них "общая мать" – КГБ-ФСБ, которая не позволит своим агентам действовать бесконтрольно. В своё время, от одного довольно высокопоставленного чиновника КГБ, на общем приёме в посольстве, я узнал, что в первые месяцы существования Украины в качестве самостоятельного государства, во внутреннем дворе здания КГБ в Киеве сожгли все личные дела священнослужителей, которые там хранились. В начале мне было не совсем понятно, зачем они это сделали. И только сейчас я понял, что это было сделано по приказу из Москвы, чтобы в Украине не были раскрыты агенты КГБ среди церковников, личные дела которых не успели переправить в РФ. Эти самые нераскрытые агенты (и другие, завербованные ими позже), действуют и сегодня, в основном в рядах УПЦ МП, выполняя установки Кремля. Вряд ли им кто-то разрешит отделиться от КГБ-ФСБ.
Во-вторых, и митрополит Марк (Арндт) вряд ли желает отделяться от МП. Я не знаю, насколько он причастен к КГБ-ФСБ, но я прекрасно знаю высоту амбиций этого человека. Он себя весьма ценит, и малейшее несогласие с ним или игнорирование его личности, вызывает с его стороны бурную реакцию (я это много раз имел возможность наблюдать). Его Кремль обидел, не поставив над всей Германией (несмотря на его действительно выдающиеся заслуги в деле уничтожения РПЦЗ), с ним не считаются в Европе и не принимают его предложений в отношениях с Евлогианами и тамошними приходами МП. Вот он и высказался в отместку. Да, он такой, высказаться может. А уходить ему просто некуда – выбор у него только между Московской патриархией и Константинополем (который Марк не любит ещё больше, чем МП).
Так что, не следует пытаться раздувать костёр, который уже давно погас.
+М.А.
Церковное единство дышит на ладан
По примеру УПЦ юрисдикцию Московской патриархии собирается покидать Православная церковь за рубежом. Причина — милитаристская риторика Кирилла
Алексей Малютин
Вслед за Украинской православной церковью, которая на соборе 27 мая в Киеве декларировала свою полную независимость от Московской патриархии, о намерении двигаться в том же направлении намекает новое руководство Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) — той ее части, которая в 2007 году «воссоединилась» с РПЦ. Торжественному празднованию 15-летия этого события помешала случившаяся прямо накануне торжеств 16 мая кончина первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала), считавшегося промосковским. Новый предстоятель РПЦЗ (пока временный — в ранге председателя ее Синода) митрополит Марк (Арндт) анонсирует резкую смену курса своей церковной организации.
В конце мая Марк, этнический немец, занимающий Берлинскую и Германскую кафедру РПЦЗ, дал обширное интервью немецкой радиостанции RND. Осудив позицию патриарха Кирилла (Гундяева), «который приветствует войну», глава РПЦЗ сравнил ее с сервеллизмом Московской патриархии советских времен, когда РПЦ «оправдывала преступления коммунистического государства». Таким образом 80-летний Марк вернулся к своей старой (30-40-летней давности) критике «сергианства» — идеологии Московской патриархии, зафиксированной в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, где радости большевиков провозглашались радостями церкви, а их неудачи — ее неудачами.
Еще 20 лет назад Берлинский митрополит решил, что «сергианство» осталось в прошлом, РПЦ перевернула эту страницу своей истории. Теперь, благодаря происходящему в Украине, его постигло горькое разочарование. А может, и запоздалое покаяние в том, что, прельстившись видимостью «бурного церковного возрождения» в России, он всеми силами толкал свою церковь в объятия Москвы. А ведь именно РПЦЗ самим своим независимым существованием свидетельствовала миру, что есть другое русское православие, не изуродованное противоестественным союзом с безбожной властью и КГБ…
Впрочем, Марк признает, что «специальная военная операция» разделила его церковь — во многих общинах выявились как сторонники Путина, так и те, кто сочувствует Украине. Паству РПЦЗ сегодня составляют в основном новые эмигранты — и доли тех, кто приехал из России и из Украины, примерно одинаковы. Тем не менее, христианство, если оно сохраняет хоть в какой-то мере верность своему Основателю и Отцу, не может превращаться в подстилку для тирании.
«Я считаю войну преступлением, — говорит митрополит Марк. — Некоторые говорят, что на самом деле она длится восемь лет и что, например, правительство Украины допустило ошибку, запретив использование русского языка в школах. Вероятно, это так. Но это никогда не может быть оправданием для войны. Ни в коем случае!»
Утверждение, что власть в Киеве «захватили нацисты» глава РПЦЗ назвал «нонсенсом». При этом иерарх выразил сдержанное недоверие публикациям, говорящим о масштабах разрушений или зверствах оккупантов. Он уверен, что на любой войне насилие и даже преступления совершаются с обеих сторон. Марк призвал Россию как можно быстрее вывести войска с территории Украины и приветствовал перспективу вступления Украины в ЕС.
В заключение митрополит предположил, что его церковь может покинуть Московский патриархат. «Мне трудно поверить, что украинская часть нашей церкви захочет остаться с российской [церковью]», — признает он и добавляет, что именно этнические украинцы — наиболее преданные и активные чада РПЦЗ. Так сложилось за последние 30 лет, по мере ухода в мир иной старой русской эмиграции, созидавшей Зарубежную церковь. Еще в марте Синод РПЦЗ фактически разрешил приходам, на которых преобладают противники «спецоперации», прекратить литургическое поминовение патриарха Кирилла (Гундяева).
Очевидно, на позицию нового предстоятеля РПЦЗ повлияли процессы, происходящие в Украинской церкви. Предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) — личный друг митрополита Марка. Они неоднократно обменивались визитами: Марк бывал дома у Онуфрия в Черновцах, а Онуфрий участвовал в освящении нового монастыря Берлинской епархии РПЦЗ под Мюнхеном. В частных беседах Марк признается, что считает Онуфрия самым благочестивым и набожным архиереем Московского патриархата. Поэтому ему представляется знаковым, что именно такой архиерей стал лидером и символом исхода из РПЦ ее клира и паствы, оказавшейся в свободном мире.
Количественно РПЦЗ в десятки раз уступает УПЦ — она объединяет всего около 300 приходов в США, Канаде, Западной Европе и Австралии. Но ее символическое значение для концепции «русского мира» трудно переоценить. Когда 17 мая 2007 года в московском храме Христа Спасителя подписывался Акт об объединении РПЦ и РПЦЗ, Владимир Путин пафосно провозгласил с амвона, что этот Акт знаменует «окончание Гражданской войны в России». Хотя примерно половина приходов РПЦЗ тогда не поддержала Акт и постепенно раскололась на 17 новых церковных юрисдикций, кремлевская пропаганда сделала все, чтобы преподнести «воссоединение церкви» как финальный аккорд формирования глобального «русского мира», который больше не имеет каких-либо альтернатив. Главный куратор «воссоединения» по линии РПЦ о. Тихон (Шевкунов) (ныне митрополит Псковский) уверял, что именно белоэмигрантская консервативная идеология РПЦЗ станет фундаментом «русского мира».
Потеря такого «символического актива» — еще один симптом фундаментального просчета, который совершило российское руководство, планируя свою «спецоперацию». Она встает в один ряд с расширением инфраструктуры НАТО, сокращением российского сырьевого экспорта, изоляцией от международных рынков денег и технологий. Вероятнее всего, окончательное решение о новом каноническом статусе РПЦЗ будет принято на ее Архиерейском соборе в конце июня, через 40 дней после кончины митрополита Илариона.
Метки: московская патриархия