Протесты в Черногории: как РФ раскачивает Балканы, используя МП
Протесты и споры в Черногории по поводу нового закона о религии бушевали в течение двух месяцев и не имеют признаков остановки. Новый закон прокладывает путь государству к присвоению большей части собственности Сербской Православной Церкви в стране.
В отличие от возмущенных чиновников в Белграде, российские власти воздерживаются от публичного участия в этих дебатах. Тем не менее, Русская Православная Церковь, государственные средства массовой информации и связанные с ней средства массовой информации ведут полномасштабную кампанию по дискредитации как самого закона, так и президента Мило Джукановича, пишет в своей статье издание Riddle.
Эта кампания в СМИ напоминает о других, проводимых российскими актерами в отношении Черногории, например, во время парламентских выборов 2016 года и накануне вступления Черногории в НАТО. В этой кампании, как и в других, участвуют известные политики и «аналитики» на Балканах, которые тесно связаны с российскими властями и их пропагандистской машиной. Их методы и аргументы существенно не изменились. Разница лишь в том, что на этот раз Русская Православная Церковь возглавила кампанию и задала тон. Она решительно поддержала осуждение Сербской Православной Церковью закона и провела параллели между Черногорией и церковным расколом в Украине.
Закон Черногории «О свободе вероисповедания» разрешает захват и передачу в собственность государства собственности и земли, используемой религиозными общинами, если они принадлежали государству до 1 декабря 1918 года, или если нет документов, подтверждающих их регистрацию в качестве собственности церкви (как это часто бывает в большинстве древних святынь и святых мест).
Со своей стороны, российское правительство официально отреагировало на эту ситуацию в Черногории только один раз. В заявлении, сделанном в конце декабря, российский МИД сосредоточил внимание на «возможности изъятия 650 религиозных объектов у Сербской православной церкви с перспективой их передачи раскольнической и непризнанной« черногорской православной церкви », а также попытка полностью изгнать сербскую православную церковь из Черногории. По мнению Москвы, эта попытка дала церковному вопросу в Черногории новое международное значение. В то же время российская дипломатия довольно явно отходит от светской риторики, прямо сейчас указывая на «важность сохранения многовековых основ, единства и солидарности православного мира».
Между тем, Москва ничего не сказала об отказе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) запретить Черногории применять новый закон до тех пор, пока Конституционный суд страны не примет решение или пока не будет достигнуто соглашение с Сербской православной церковью. Похоже, что ведущую международную роль в последнем вопросе взяла на себя Русская Православная Церковь.
Так, в конце января Волоколамский митрополит Иларион, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, встретился с послом Черногории в России Рамизом Башичем. 17-18 февраля Иларион отправился в Белград, где он не только беседовал с высокопоставленными представителями Сербской православной церкви, но также встретился с министром инноваций и технологического развития Сербии Ненадом Поповичем. Хотя позиция Поповича является наиболее удаленной от церковных вопросов, он является предпочтительным собеседником для гостей из Москвы, учитывая его пророссийские позиции.
Во время встречи с Иларионом Попович охарактеризовал события в Черногории как «часть старого сценария ослабления сербского и русского народов: единственных народов, которые сохранили независимость, свободу и силу православной веры». В то же время министр связал церковную проблему с деятельностью НАТО, которая якобы стремится установить полный контроль над Балканами.
Министр и бизнесмен Ненад Попович владеет компанией ABS Electro, которая объединяет несколько российских электротехнических фирм. Как упоминалось ранее, Попович является последовательным и решительным сторонником «русского мира». В 2014 году он основал прокремлевскую сербскую народную партию. Это национально-консервативное движение выступает против интеграции Сербии в ЕС и НАТО и выступает за ее членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Сербская народная партия даже сумела войти в парламент и оспаривала выборы 2016 года в рамках коалиции, возглавляемой правящей Сербской прогрессивной партией президента Александра Вучича.
Попович получил Орден Дружбы в Москве в 2010 году в знак признания его большого вклада в экономическое и культурное сотрудничество между Россией и Сербией. Он также получил множество религиозных наград и участвует во всех мероприятиях в Белграде, связанных с Русской православной церковью.
«Старый сценарий», согласно которому Запад подрывает русский и сербский народы, был поднят не только Поповичем.
С конца декабря ситуация в Черногории стала важной темой в российском медиа-ландшафте. Об этом говорят и пишут в государственных и консервативных, православных СМИ, а также в российских публикациях с балканской аудиторией (например, «Спутник» и «Балканист»). Наиболее часто цитируемыми опрошенными являются митрополит Амфилохия, глава Сербской православной церкви в Черногории, и светские критики режима Джукановича, которые пытаются представить черногорского лидера как крайне одиозного и открыто призывают к его отставке.
Небольшой проблеск в заголовках показывает драматический тон, который многие российские издания используют для описания этих событий: «Президент-атеист толкает Черногорию к расколу в украинском стиле», «Последние остатки единства между южными славянами разрушаются», «Открытый война против православия во всем мире »,« США используют мафию, чтобы уничтожить каноническое православие в Черногории ».
Эти грубые обвинения часто сопровождаются неточной или неподтвержденной информацией, такой как заявление, сделанное российской государственной медийной сетью ТАСС, о том, что сторонникам Джукановича были вручены «по 20 евро каждый» за участие в митинге. И хотя эмоциональные предсказания, в том числе даже кровопролитие, не сбылись, они остаются неотъемлемой частью кампании, цель которой — вызвать неуверенность и страх.
Автор этих причудливых и мрачных прогнозов — Игорь Дамьянович, пророссийский черногорский обозреватель, который является важным комментатором российских государственных и церковных СМИ. ТАСС описывает Дамьяновича как «политолога», хотя невозможно найти какую-либо информацию из открытых источников о его образовании или квалификации в этой области — в отличие от его фотографий, позирующих с главой Чечни Рамзаном Кадыровым или пресс-секретарем МИД России Марией Захаровой.
Дамьянович дебютировал в русскоязычных СМИ в 2014 году с убедительной статьей под названием «Крым не Косово», которая началась со ссылки на «террор фашистского меньшинства Киева». Позже он был представлен в различных должностях в качестве координатора антинатовского проекта, аналитика и независимого журналиста. Он играл активную роль в кампании против Джукановича перед выборами 2016 года, которые в России наиболее заметно проводились Царьградом, ультраконсервативным телеканалом, связанным с православным миллионером Константином Малофеевым.
Кроме того, Дамьянович является организатором маршей «Бессмертный полк» в Черногории, за что российское правительство даже вручило ему благодарственное письмо за развитие патриотического воспитания среди молодежи. Тем не менее, на Балканах эти парады часто рассматриваются скорее как инструмент кремлевской пропаганды, наряду с мероприятиями, проводимыми Ночными волками, пророссийской православной байкерской группой или Балканской казачьей армией. Большим поклонником этих инициатив является Боро Джукич, который служил почетным консулом России в Черногории с 2014 по 2018 год. Джукич является важным событием в сообщениях российских государственных СМИ на Балканах и помогает организовывать встречи с митрополитом Амфилохией. Джукич также любит фотографироваться в костюмах с русскими символами и размахивать оружием российского производства; он знаком с Александром Залдостановым (известным как «Хирург»), лидером Ночных Волков, и вручал награды сомнительным балканским «казакам».
По-видимому, именно Джукич стоял за созданием прокремлевской консервативной партии «Настоящая Черногория» в 2018 году, которая получила серьезную поддержку российских СМИ. Как и Дамьянович, в последние годы Марко Милачич стал постоянным собеседником российских государственных СМИ о ситуации в Черногории. Оба четко поддерживают продолжающиеся акции протеста на своих страницах в социальных сетях.
В Москве Милачич, похоже, считается перспективным политическим лидером. Например, он был среди политиков, приглашенных пообедать с Владимиром Путиным во время визита президента России в Белград в 2019 году. Он знаком с высокопоставленными членами российской правящей партии «Единая Россия», такими как Сергей Железняк и Петр Толстой. Железняк при содействии Милачича также пытался снять лидеров оппозиционной Демократической партии с крючка после того, как они стали причастными к попытке государственного переворота 2016 года, которая, по данным черногорской прокуратуры, была подготовлена сотрудником российских служб безопасности.
Российские СМИ также прилагают большие усилия, чтобы обеспечить публичную известность позиций осужденных лидеров Демократического фронта в отношении церковного права, что способствует их влиянию в протестном движении. Лидеры оппозиционной консервативной коалиции никогда не упускают возможности подчеркнуть позитивную роль России на Балканах как защитника сербов и их святых мест. Они используют нынешние протесты в качестве этапа для усиления антинатовской пропаганды, обвиняя альянс в оккупации Черногории и превращении страны в колонию. Деятельность этих прокремлевских актеров на фоне массовых протестов была охарактеризована некоторыми экспертами на Балканах как случай российских «гибридных операций».
Пока не ясно, как будет решаться спор между черногорскими властями и Сербской православной церковью. Ясно, что для России это стало возможностью начать еще одно антизападное и антиукраинское пропагандистское наступление.
Метки: московская патриархия, черногория