Статья из интернет-издания "Рупор Одессы"
Митрополит из Одессы на страже Храма своего
В наше смутное, меркантильное время нравственного обнищания, погони за «красивой» жизнью и за наживой любой ценой, перманентной борьбы за власть и привилегии всё больше людей хотят найти духовную опору, свой символ веры, который поможет выстоять в противоречивом, жестоком мире. И прибежищем их становится церковь. В храмы идут, чтобы пообщаться с Богом, покаяться, обрести душевное равновесие. Хотя, к сожалению, есть и другая сторона медали: всё чаще церковь превращается в придаток действующей власти, обслуживая её интересы, становится сугубо официозным учреждением. Пример тому — устоявшееся правило, когда любой чиновник регионального уровня (православный ли по вере?), получив назначение в Одессу, первым делом едет представляться к митрополиту Одесскому и Измаильскому УПЦ МП Агафангелу (в миру Алексею Михайловичу Саввину, депутату облсовета от ПР).
Восточно-славянское пространство традиционно является православным.
И православие это не едино, несмотря на общую обрядовую сторону. Дело не в идеологии, а в отношениях церкви и государства. Московская патриархия, стремясь усилить свои позиции и расширить сферу влияния, упорно работает на действующую власть, когда Владимир Путин, прямо говоря, выступает в роли эдакого модернизированного, нового царя-батюшки. В Украине не прекращается борьба между УПЦ МП (невзирая на некоторые нюансы, идущей в форватере московского влияния) и УПЦ КП.
А в сторонке от этих «титанов» скромно стоят приходы Русской православной церкви заграницей — та их часть, что не согласилась пойти в услужение к Московской патриархии в 2007 году. Во главе их - наш земляк, одессит, предстоятель РПЦЗ (А) Агафангел...
Пасмурным октябрьским днем корреспонденты «Рупора Одессы» посетили храм во имя Архистратига Михаила, что на Михайловской площади Южной Пальмиры (при советской власти - сквер Полярников), и обстоятельно, в уютной, располагающей к доверию обстановке, пообщались с Владыкой Агафангелом — о духовном, о мирском-житейском. Храм восстановлен на месте бывшей знаменитой Архангело-Михайловской на Молдаванке церкви. Здесь сегодня постоянное представительство РПЦЗ(А) и епархиальное управление.
Справка: Агафангел (в миру Михаил Иванович Пашковский) родился 22 ноября 1956 года в Одессе. Окончил Одесский педагогический институт. До 2008 года являлся епископом Таврическим и Одесским прежней единой РПЦЗ.
В 2007 году выступил против Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП, перестал подчиняться Синоду РПЦЗ; вместе с рядом поддержавших его клириков образовал «Временное высшее церковное управление РПЦЗ», был избран его председателем. За раскольническую (?) деятельность был лишён священного сана Архиерейским собором РПЦЗ (МП) в 2009 году. Запрещения не признал.
18-20 ноября 2008 в штате Нью-Йорк (США) было проведено собрание, которое его участники назвали «V Всезарубежным Собором РПЦЗ». На этом собрании епископ Агафангел был избран первоиерархом РПЦЗ(А) с возведением в сан митрополита (полный титул: митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископТаврический и Одесский).
27 апреля 2010 года в Одессе на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ(А) был сформирован новый состав Архиерейского Синода во главе с митрополитом Агафангелом.
Предстоятель РПЦЗ (А) прост и скромен в общении, говорит свободно и очень доходчиво, что сразу вызывает симпатию.
Итак, сначала о самом важном — о ситуации в РПЦЗ в связи с Актом о каноническом общении 2007 года.
Митрополит Агафангел поставил точки над «и», указав, что РПЦЗ, образованную в 1921 году, сразу же отличало историческое неприятие советской власти.
И подчеркнул: «Русская православная церковь заграницей всегда писала правду и говорила правду».
Обстановка же для православной церкви в СССР была очень сложной — она так или иначе была при государстве - такой остается в нынешних постсоветских странах.
Самым страшным врагом для руководства СССР, по твердому убеждению Агафангела, было инакомыслие (и это же характерно для тех, кто правит нынешней Россией).
Православные священники были дискредитированы сотрудничеством с КГБ, а те, кто на это не шел, подвергались страшным репрессиям. После Великой Отечественной войны гонения обрушились и на священников РПЦЗ (когда советские войска вошли в Европу и Китай); их выдавали советским органам тогдашние западные союзники.
Конфликт РПЦЗ с Московской патриархией как раз и заключался в том, что МП так или иначе обслуживала правящий режим.
Наступила горбачевская перестройка, однако, ситуация не оздоровилась. Приходы РПЦЗ стали заполняться выходцами из СССР, старые убежденные непримиренцы умирали, их потомки ассимилируются.
РПЦЗ стали пытаться подмять под себя, а попросту говоря - подчинить МП, её представителей обливали грязью.
Как отмечает митрополит Агафангел, цель была одна: «Чтобы умолк голос свободной церкви».
Борис Ельцин старался склонить РПЦЗ на свою сторону, будучи в Америке, но с ним тогда её представители не пожелали встретиться. В качестве эмиссара использовался и генерал Александр Лебедь.
При Путине сторонники объединения РПЦЗ с МП (а фактически её поглощения Московской патриархией) сразу подняли голову.
Причем, по утверждению Агафангела, «вопрос об объединении был у руководства СССР и РФ на самом высоком уровне. Всё делалось планомерно, работали специалисты».
И вот состоялся Акт 2007 года, «сторонники политической советской линии возобладали», начался захват имущества приходов.
Резюме: Московская патриархия и те, кто в неё влились (РПЦЗ МП) — это политический придаток госсистемы.
Как следствие - руководителями разных уровней в МП и РПЦЗ МП нередко выбирают людей аморальных, дебоширов, мздоимцев.
Митрополит Агафангел подчеркивает: «Мы не пошли на этот шаг (на объединение), мы не хотим, чтобы церковь была частью госаппарата, частью КГБ (ФСБ)... В мире нет так тесно связанных церкви и государства как в РФ... Не дело церкви отрабатывать политические задачи».
Именно в этом состоит суть раздела; «главное, что разделяет — это свобода. И все обвинения в наш адрес - ложь... «Мы сохранили свою свободу, хотя в материальном плане от объединения безусловно бы выиграли».
Предстоятель РПЦЗ (А) не встает в демонстративную позу гневного обличителя Московской патриархии, указывая: «Мы желаем, чтобы МП стала просто церковью, свободной, независимой».
Митрополит Агафангел осуждает участие православной церкви в Украине и России в избирательных кампаниях, говоря прямо: «Позор для церкви — политагитация... Использование церковного ресурса, насилие над батюшками (которых заставляют в ней участвовать) - это тот фактор, который также сдерживает нас от объединения. За подобное стыдно перед Богом и совестью». К тому же, считает митрополит, это только создает эффект отторжения у верующих.
Рассказывая о позициях РПЦЗ(А) в Украине, её предстоятель сообщил, что именно здесь она находится в лучшем положении (в обстановке борьбы православных церквей — не до неё). В США митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американским ездит два раза в год, одновременно руководит Таврической и Одесской епархией. Всего же в Украине до 25 приходов РПЦЗ (А). Неподалеку от Одессы, в Егоровке, действует монастырь РПЦЗ (А).
Говоря об известном царском Архангело-Михайловском храме в Каннах, который сегодня находится в ведомстве РПЦЗ (А), митрополит скромно замечает, что руководит им прежде всего русская православная Ассоциация.
Наш разговор с митрополитом Агафангелом переходит на дела житейские.
Речь идет о храме во имя Архистратига Михаила, который усилиями священнослужителя-одессита превратился в настоящий церковный центр.
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» — эти строки из драмы Пушкина «Борис Годунов» приходят на ум при обсуждении данной темы.
Справка: первый камень в основание Архангело-Михайловской на Молдаванке церкви был заложен 8.11.1817 года. А уже через несколько лет там начались службы. Её создание связано с именами градоначальника Ланжерона, генерал-губернатора Воронцова. Храм пережил несколько реконструкций, занимал самую большую территорию в Одессе после Спасо-Преображенского собора. И уничтожены они были варварами оба в середине тридцатых годов.
Восстановление храма на Молдаванке началось в 2000 году (до этого в сквере Полярников было прибежище наркоманов). Совершенствование действующей церкви продолжается и поныне. Слава Богу, что в 2012 все разрешительные документы были подтверждены, ибо противников строительства было и есть немало.
Сегодня церковный центр РПЦЗ(А) на Михайловской площади — подлинный оазис одесской Молдаванки.
И всё это создано благодаря помощи из-за границы, благодаря поддержке одесситов (хотя богатых спонсоров у храма нет).
Вдоль храма посажены березки. Рядом сооружен бювет — причем, Агафангел сам (после того как было собрано 600 подписей жителей) ходил к тогдашнему мэру Одессы Руслану Боделану и убедил градоначальника в том, что бювет надо создать именно на этом, удобном для людей месте.
Построена трапезная - за счет того, что Владыко Агафангел продал свою собственную одесскую квартиру и переселился в храм. Трапезная дает маленький доход, который очень нужен церкви, однако, здесь ежедневно бесплатно кормят по 10 человек.
Кстати, сторожа в храме нет — сам же митрополит вместе со своей верной сподвижницей, секретарем и казначеем прихода матушкой Рафаилой его и охраняет. А народ вокруг, увы, разный - стройматериалы, которые достаются с таким трудом, частенько воруют; в прошлом году даже отравили собаку, которая бдительно сторожила церковь.
При церковном центре создана прекрасная детская площадка. Она маленькая, но очень уютная, отлично оснащенная; сюда, как убедились корреспонденты «РО», даже в дождливый день приходят многие мамы со своими малышами. И вот она, правда жизни: как говорит матушка Рафаила, в сооружении площадки не помогал никто - ни Малиновская райадминистрация, ни депутатский корпус, ни мэрия.
Более того, площадку почему-то постоянно проверяют различные комиссии — чем-то она чиновникам не нравится. Равно как не нравится храм и инспекторам из газовых служб, которые неоднократно составляли предписания, чтобы церковь сама (?!) осуществила работы по переносу труб газоснабжения.
Нет позитивной реакции от властьимущих и по поводу неоднократных обращений церковнослужителей о ремонте дорожек в сквере Михайловской площади. А в ямах и колдобинах здесь можно ногу сломать.
Матушка Рафаила с горечью замечает: «Ведь это надо не для церкви, а прежде всего, для жителей Молдаванки, для людей».
В храм можно приносить различные вещи, одежду — их активисты РПЦЗ(А) раздают в районы области — прежде всего, престарелым. Туда же направляется гуманитарная помощь, поступающая из США.
Храм во имя Архистратига Михаила обречен на самовыживание, но тем не менее с Божьей помощью преодолевает трудности. Здесь сегодня не только епархиальное управление, но и заочная Кирилло-Мефодиевская семинария, воскресная школа (жаль, слушателей пока очень мало). Пытается приход (и небезуспешно) издавать свою литературу (книги выходят в одесском «ВМВ»).
Вот так и живут, творят богоугодные дела в Одессе наш земляк, предстоятель РПЦЗ(А), митрополит Агафангел и его сподвижники. Без ненужной помпезности, без навязчивой рекламы и агитации, просто, свободно и хорошо. А потому в этот храм хочется прийти ещё и ещё раз, чтобы обрести мир в измученной повседневными жизненными дрязгами душе. Там вам будут искренне рады и помогут добрым словом...
http://internetsobor.org/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit