25 сентября - день памяти митрополита Виталия (Устинова)
(1897-1987)
Мирское имя Владыки Виталия было Ростислав. Родился он в Петрограде 18 марта 1910 года в семье морского офицера. Родителей его звали Петр Константинович и Лидия Андреевна. Вскоре семья Устиновых переехала в Севастополь, где Ростислав и провел свое детство. Так же он поступил в кадетский корпус, с которым в 1920 году осенью выехал в Югославию и пробыл в нем до 1923 года, когда выехал с матерью во Францию. Там он окончил колледж, где половина преподавания велась на английском языке, затем отбыл воинскую повинность в одном из французских кавалерийских полков и некоторое время работал в одном английском предприятии на юге Франции.
Ростислав Петрович справа, рядом с аббатом,во время учебы в одном из лучших учебных заведений Франции - иезуитском колледже короля Людовика Святого, где в свое время учился писатель Виктор Гюго и другие представители французской элиты
Протекли еще несколько лет жизни в Mipy. Стали приходить думы о монашестве. При помощи добрых людей Ростиславу удалось связаться письменно с миссионерской обителью преп. Иова Почаевского во Владимировой на Пряшевской Руси, что привело к решению приехать туда на испытание. Прибыл он во Владимирову в конце великого поста в 1938 году.
Приблизительно через год после прибытия, Ростислав был мною пострижен в рясофор, с наречением имени Виталий, что значит по-русски «жизненный». Он вполне оправдал данное ему имя. Стал он после этого больше проходит клиросное послушание, работая в то же время в монастырской типографии. Еще через год в 1939 г. он мною же был пострижен в мантию, т.е. принял полный монашеский чин, и вскоре местным епископом был рукоположен в иеродьяконы. Тут возникла еще большая необходимость изучать богословские науки, а днем время уходило на монастырские послушания. Свободным оставалось только вечернее и ночное время. Часто о. Виталий ложился спать во втором часу ночи, а в 4 часа утра звонок будильника пробуждал всех на молитву.
Молодому иеромонаху Виталию было поручено духовно обслуживать по воскресеньям и большим праздникам три села: Медвежье, Порубку и Кориевцы. Туда весной, летом и осенью приходилось ходить пешком, а дорога была неблизкая: дремучим лесом около 10 верст. Ездить было слишком тряско из-за очень плохой дороги. Зато зимой за о. Виталием всегда приезжали на санях, и ехать было легко и приятно.
Пастырская деятельность о. Виталия развивалась весьма успешно. Крестьяне его полюбили, и уже в 1942 году ему удалось воодушевить их на построение в центральном селе Медвежьем нового большого деревянного храма, вместо старого, вконец обветшавшего. Освятить храм удалось только в начале 1944 года, ввиду приближения фронта, братство преп. Иова Почаевского вынуждено было эвакуироваться в Братиславу. Оставаться было немыслимо, ибо почти вся печатная деятельность братства была направлена против безбожников, следовательно, против большевиков.
С Божией помощью и с помощью друзей братства в Швейцарии, удалось всем членам братства, в том числе и о. Виталию, выхлопотать швейцарские визы, но немцы не пожелали дать транзитных виз. После долгих оттяжек немецкий консул посоветовал нам ехать в Берлин и там, в центре, попытаться выхлопотать выездные визы.
Под самое Рождество 1944 года братство преп. Иова Почаевского прибыло в Берлин и разместилось по 1 -2 человека среди русских насельников Берлина. Тогда Берлин почти каждую ночь, а часто и днем, подвергался бомбардировкам американских и английских аэропланов. Часто прилетали сразу по тысяче и более самолетов. Две трети Берлина превратились к тому времени в развалины. Больше месяца братство в таких тяжких условиях провело в Берлине. Выездных виз так и не удалось получить. Было решено ехать на юго-запад Германии поближе к швейцарской границе. Дали нам отдельный вагон. Упросился ехать с нами настоятель кафедрального собора в Берлине протоиерей (ныне почивший архиепископ) Адриан Рымаренко со своими духовными чадами. Храм в Берлине оставался совершенно без духовенства, а паствы было еще очень много, особенно так называемых «остов»(восточных рабов).
Видя создавшееся трагическое положение, архимандрит Нафанаил и иеромонах Виталий вызвались добровольно остаться при соборе опекать брошенную паству, хотя это было связано с огромным риском, ибо большевики уже находились в полусотне километров от Берлина. Оставались сии самоотверженные пастыри в Берлине до самого последнего дня. Когда тот наступил, уходить на юго-запад, нам вдогонку, было невозможно, ибо путь был уже отрезан советскими войсками. Оставалось попробовать пробиться на северо-запад по направлению к Гамбургу. Пешком, неся на себе в рюкзаках все необходимое для совершения богослужения, шли отцы Нафанаил иВиталий. Иногда их подвозили немного случайные грузовики.
Приблизительно через год им пришлось разделиться. Архимандрит Нафанаил был рукоположен в Женеве во епископа и назначен Архиерейским Синодом РПЦЗ управлять Западно-Европейской епархией с кафедрой в Париже, а отец Виталий, возведенный Синодом к этому времени в архимандриты, был назначен настоятелем в Лондоне и благочинным на всю Англию. В Англии он пробыл до лета 1951 года, собрав около себя несколько человек идейной иноческой братии.