АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Приход Царевича-мученика Алексия в Одессе, и его настоятель протопресвитер Валерий

Не было бы в Одессе прихода Русской Зарубежной Церкви св. Царевича-мученика Алексия, если бы к нам 2 ноября 1997 года не присоединился из МП протоиерей Валерий Алексеев (в 2010 возведён в сан протопресвитера), — священник, чья жизнь полностью была посвящена служению Церкви Христовой. Свою позицию он изложил в заявлении "Я сделал свой выбор", которое было опубликовано в журнале "Вестник ИПЦ" (№4, 1997г., сс.31-34).

В течение полугода о. Валерий сослужил владыке Агафангелу по воскресным и праздничным дням. По благословению владыки были поданы документы на регистрацию устава Свято-Алексеевской общины, которую одесская областная администрация зарегистрировала 26 февраля 1998 года.

Затем было подано прошение о передаче общине Свято-Алексеевской часовни (или крестильного домика), которая случайно сохранилась от взорванного коммунистами в 1936 году пятикупольного храма в честь Алексия, человека Божия (сама площадь, на которой стоял храм, была переименована с Новоконной на Алексеевскую, в честь Наследника царевича Алексия, который, в возрасте 10 лет, неожиданно ненадолго потерялся здесь, во время прибытия в Одессу Государя Императора Николая Второго с Августейшей семьёй 2 июня 1914 года — городской вокзал был рядом с храмом).

7 мая 1998 г. Малиновская райадминистрация своим распоряжением передала Алексеевской общине для совершения богослужений строение, бывшее при Алексеевском храме (площадью 27,7 кв.м). Община туда смогла войти только 5 октября того же года после длительных бюрократических проволочек в присутствии представителей милиции и судебного исполнителя.

Здание представляло собой полуразрушенный сарай, в котором до того времени хранился инвентарь одесского "Зелентреста" (лопаты, мётлы и пр.). Крыша текла, стены покрыты плесенью, оконные рамы сгнили, в общем, состояние было аварийное.

Отец Валерий тут же отслужил благодарственный молебен и принялся за работу. Много усилий и времени (более 3 месяцев) потребовалось ему, а также прихожанам и благотворителям, чтобы привести здание в надлежащий порядок. Как человек деятельный, он добивался поставленных целей: когда было нужно, сам собирал мусор, красил, помогал в сооружении иконостаса, ремонтировал крышу (и даже при этом однажды с неё упал).

В течение нескольких месяцев совершались акафистные пения Божией Матери перед её иконой "Державная" до того, как начались регулярные богослужения — митрополит Агафангел (тогда епископ) совершил чин освящения иконостаса и первую Божественную литургию в канун Рождества Христова, 24 декабря 1998/ 6 января 1999 года в сослужении протоиерея Валерия. С этого дня по воскресным и праздничным дням и дням чтимых святых всегда совершались богослужения. Отец Валерий не пропускал ни одной службы, даже если в маленьком храме никого, кроме него и матушки Людмилы, на службе не было.

Непрестанно заботился о благоукрашении храма, очень многое сделал своими руками, привёл маленькое помещение в идеальный вид, его усилиями был установлен купол (он был изготовлен по заказу о. Валерия в Архангело-Михайловском женском монастыре УПЦ МП и за него были уплачены деньги, однако игумения Серафима Шевчик, узнав, что это для о. Валерия, запретила его вывозить; много сил пришлось приложить батюшке, чтобы удалось вывезти и установить купол на здании).

Были поданы прошения о разрешении на расширение имеющегося помещения, но ни одно из них городскими властями удовлетворено не было.

К сожалению, Московская патриархия всячески порочила нашу Церковь — служащие поблизости священники призвали своих прихожан открещиваться и плеваться, когда они проходят мимо нашего храма, и некоторые из них этот ритуал исправно проделывали.

Интриги и безконечные подстрекательства священноначалия МП продолжались до 2003 года, когда тогдашний мэр Одессы Боделан Р.Б. решил подарить наш действующий храм Московской патриархии. Ни письма нашего Владыки в адрес мэра, ни пикетирование сессии Одесского горсовета и городской мэрии прихожанами нашей Церкви не возымели действия, и 11.07.2003 решением сессии Одесского горсовета, "учитывая, — как говорится в нём, — просьбу Одесской епархии УПЦ", наш действующий храм был передан в дар МП (!) Это, кстати, только один из множества примеров гонений на нашу Церковь со стороны Московской патриархии с использованием ими "админ-ресурса".

Письма в городские инстанции, СМИ и Президенту Украины, которые направил митрополит Агафангел, были безрезультатны, а представительство по управлению коммунальной собственностью даже сообщило, что вопрос об отказе в передаче нашего храма в дар Московской патриархии дважды выносился на рассмотрение сессии горсовета, но получил отказ. "Учитывая, что отменить вышеуказанное решение возможно только при наличии письменного отказа Одесской епархии УПЦ от этого помещения и то, что проводится работа по оформлению документов на это помещение для Одесской епархии УПЦ, передать Вам спорное помещение не представляется возможным".

Суды, вплоть до Верховного Суда, которые длились до 2006 года, куда епархией были поданы многочисленные иски, приняли, как и всегда, сторону МП и оставили решение сессии Одесского горсовета без изменений и не подлежащим обжалованию.

Управляющим епархией митрополитом Агафангелом было подано письмо на имя мэра Одессы Гурвица Э.И. о выделении нам взамен отобранного помещения подходящего здания для богослужений. Нам был предоставлен список из 39 помещений, в основном, подвалов, совершенно для нас не пригодных. После долгих протестов и просьб, нам было предложено взять в аренду помещение бывшей насосной станции по ул. Кордонной, 49, которое оказалось лучшим из всего предложенного ранее. Пришлось соглашаться (договор аренды был заключён 27.10.2004), хотя и это помещение было в ужасающем состоянии. Крыша полностью прохудилась, со стен во время дождя лились потоки воды, везде ощущался стойкий запах гнили, подвал был завален мусором и затоплен на 1,5-2 метра, удобств никаких не было и пр. Вплотную к помещению росли огромные деревья, которые могли в любой момент обрушиться на здание.

Отец Валерий и его матушка были очень удручены. Но руки опускать было некогда. Первую помощь оказала епархия. Её силами была откачана вода из подвала, спилены шесть 22-метровых деревьев, отремонтирована кровля; с потолка перестало течь, был сделан ремонт внутри помещения, подшит деревянной вагонкой потолок, подведено электричество и восстановлено водоснабжение, на пол уложена плитка; а дальше уже подключился отец Валерий, который очень тяжело пережил всё случившееся, — соорудили иконостас, поменяли окна, установили ставни, приобрели церковную утварь и сделали всё остальное для того, чтобы можно было совершать богослужения, которые начались в 2005 году.

Неоднократно митрополит Агафангел обращался к мэру с просьбой передать в дар это помещение, но вопрос не решался до 2007 года, когда сессия Одесского горсовета приняла решение разрешить выкуп помещения по остаточной стоимости здания. Одна из наших прихожанок заложила свою квартиру и взяла кредит в банке (благочестивые прихожане Алексеевского храма потом его выплатили). Четыре года исправно вносили арендную плату, т.к. из списка льготчиков на сессиях горсовета, где преобладало лобби УПЦ МП, нас всегда вычеркивали.

27.03.2008 в связи с погашением кредита и внесением остаточной стоимости, которую оценило управление коммунальной собственности (50 000 грн — тогда $10000) был нотариально оформлен договор купли-продажи нежилого строения (нынешнего Алексеевского храма), которому впоследствии официально был присвоен статус культового здания. Таким образом, здание храма св. Мученика царевича Алексия стало церковной собственностью.

Постепенно храм благоукрашался благодаря стараниям отца Валерия, старосты Андрея Парвадова (ныне чтец этого храма), благотворителей и прихожан. Было проведено теплоснабжение, заменили все трубы и переложили магистральный водопровод. Установили кондиционер и многое другое. Отец Валерий, что называется, дневал и ночевал в храме, радовался каждой новой иконе, любому элементу благоукрашения храма. Очень хотелось ему иметь место для отдыха, элементарные удобства (за неимением места, он отдыхал на полу в алтаре, а туалет был в соседнем административном здании). Был разработан проект реконструкции здания с пристройкой колокольни и комнатки для священника с необходимыми удобствами (что было осуществлено уже после кончины батюшки).

Отец Валерий очень любил людей и особенно детей, которые всегда вокруг него собирались, прислуживали в храме.

К сожалению, на Благовещение, 25 марта/ 7 апреля (н.ст.) 2011 года батюшка внезапно, в результате обширного инсульта, скончался. И заменить его, к сожалению, до сих пор никто не может. Сегодня, несмотря на прошедшие 13 лет, в храме всё напоминает о нём.

22 марта 2024 года умерла его матушка Людмила.

Тем не менее, усилиями старосты Андрея Парвадова, благотворителей и прихожан был достроен домик священника и небольшая колокольня с куполом. Сооружена ограда вокруг здания, благоустроена территория: спилены старые прогнившие деревья, уложена плитка вокруг храма, установлены скамейки и доска объявлений, посажены цветы и сделано ещё очень многое.

Теперь богослужения совершают по очереди священники епархии. Жизнь прихода Царевича-мученика Алексия продолжается.

Матушка Рафаила

2024 год  

Метки: рпцз, одесская епархия, храм царевича-мученика алексия, валерий алексеев

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Приход Царевича-мучени ка Алексия в Одессе, и его настоятель протопресвитер ВалерийМитрополит Агафангел 04.07.2024 11:25
Тогда каждый шаг давался огромными усилиями, а Московская патриархия, за которой стоял административны й ресурс, была главным нашим противником. Впрочем, как она была главным противником и Катакомбной Церкви в СССР.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.