Протоиерей Лев Лебедев: Духовная сущность современной промышленности
Современная промышленность!.. Сколько восторженных и сколько неприязненных слов несется в ее адрес! Сколько элементов комфорта и сколько проблем и хлопот она ныне доставляет человечеству! Одна из самых острых проблем – экологическая: что делать, чтобы прекратить, или хотя бы уменьшить вредоносное влияние промышленного производства на окружающую среду и прежде всего – на человека?
Очевидно, что для подхода к решению таких задач нужно сначала определить, с чем мы имеем дело в лице современного производства, что представляет собою оно по своей духовной природе (сущности)?
При общем взгляде как бы со стороны на это производство создастся картина полуфантастического кошмара. Словно гигантское железное чудовище, промышленность ползет по лицу земли (все более расширяясь) пожирая на своем пути все полезное и здоровое – землю, ее недра и энергию, воду, воздух, умы, души и здоровье людей, и изрыгая во вне огнь, дым и яды, губящее все живое! Элементы комфорта, который это чудовище способно при этом создавать, далеко не восполняют экологических потерь. Более того, этот комфорт, сам по себе является источником дополнительных бедствий: у жителей крупных городов развивается гиподинамия и связанные с ней сердечно-сосудистые, нервные и иные заболевания. Мягкая мебель, удачная автомашина, телевизор, водопровод, центральное отопление и т.д. и т.п. создают иллюзию благополучия, которая дорого обходится человеку, ибо он все более лишается естественного физического труда и движения, потребности в общении с себе подобными. В то же время огромное число людей, особенно в крупных центрах развитых стран попадает в полную зависимость от промышленности, хотя бы уже потому, что работа в ее предприятиях и учреждениях является для них единственным источником заработка, условием самого существования.
Поэтому скажем сразу, что, как ни ругай современную промышленность, остановить это железное чудовище в одночасье означало бы подвергнуть величайшим бедствиям сотни миллионов людей. Кроме того, приходится считаться со свободной волей людей, которые предпочитают пагубный комфорт здоровому образу жизни (не думая о деградации своих же потомков). А всякое насилие – даже спасительное – в наше время может встретить полное непонимание и яростное противодействие.
Однако, поскольку даже у приверженцев иллюзий «земного рая» ныне все более нарастает тревога в связи с губительным воздействием промышленности на окружающий мир, нужно, по крайней мере, разобраться в том, что она собою представляет.
В начале 1960-х годов в МГУ при работе над дипломной темой транспорта России в период Первой Мировой войны нам впервые довелось обнаружить, что транспорт продуктов в системе современного экономически развитого общества (государства) точь в точь подобен процессу обмена веществ и кровообращению в биологических системах, скажем, – в организме человека. При более широком изучении проблемы вполне выяснилось, что и вся экономическая система промышленно развитого общества в целом поразительно подобна живому организму. В слабо развитых обществах это не так заметно. Хотя, если присмотреться, то и самые примитивные, непромышленные человеческие сообщества устраиваются неким естественным образом как организмы с внутренним обменом веществ и определенным взаимодействием с внешним миром (семь-род-племя-нация-государство-мононациональное или многонациональное). Отличие таких непромышленных сообществ от развитых промышленных в том, что в первых все их устройство именно естественно подчинено не зависящим от человека законам бытия, а во вторых (промышленных) оно, в большей мере искусственно, контролируется сознательным социально–экономическим и научным творчеством людей. Это связано с научно-промышленным «прогрессом», общую оценку которому мы постарались дать в другой нашей статье «Религиозные аспекты экономики». Впрочем, о сознательности творчества здесь приходится говорить лишь в очень относительном смысле и с многими оговорками. Создатели различных двигателей и движущихся машин (паровозов, автомобилей, самолетов и т.п.), инженеры и экономисты, продумывающие наиболее рациональное устройство заводов, расположение их цехов, взаимодействие совместных предприятий и отношения с партнерами, как правило, никогда не задумывались и теперь не задумываются, во образ чего все это устраивается. Перед ними всегда – лишь локальные, ограниченные научные, технические, или экономические задачи. В последнее время появилась бионика, изучающая принципы действия разных биологических систем в окружающей природе и не без успеха использующая некоторые из них в различных машинах, или производственных процессах. Но и это воспринимается только как локальная промышленная задача.
А если подняться мысленно немного над эмпирией и посмотреть на все как бы сверху, охватить взглядом общую панораму шире, то станет хорошо видно, что у современной развитой промышленной системы (скажем, крупного индустриального государства) есть свои «мозг» (высшие эшелоны управления), есть «сердце» (производство средств производства), есть «нервы» (система связи, передачи информации), есть даже своего рода «душа» (банково-финансовая система), есть «кровообращение» (транспорт продуктов и иные формы «обмена веществ») и так далее. Иными словами, наблюдатель не без удивления обнаружит, что создаваемая как–будто стихийно на протяжении многих десятилетий, даже полтора–двух веков, промышленная индустрия развившегося общества, помимо сознательной воли людей – ее создателей, устроилась во образ развитого живого организма, и не какого-нибудь, а именно организма человеческого.
Как и почему это могло произойти?!
Вполне удовлетворительно на этот вопрос может ответить только богословие. Бог – Творец мира сотворил человека «по образу» и «по подобию» Своему (Быт. 1, 26), а, значит, в частности, со способностью (и потребностью) к относительно самостоятельному творчеству. Следовательно, человек, в свою очередь не может в своем творчестве творить ничего иначе, как тоже только по своему образу и подобию! Особенно наглядно это стало проявляться в последние времена в нарочитом стремлении к созданию человекообразных роботов.
Мы сказали, что творчество человека лишь относительно самостоятельно. В самом деле, человек, в отличие от Бога, не может творить «из ничего»; он пользуется тем, что уже создано Творцом мира. И это относится не только к исходным сырьевым материалам производства, но и ко всему комплексуусловий, в которых оно осуществляется, и, наконец – к внутренним законам самого творчества, главным образом, к законам человеческого мышления, его логики, которые тоже даны человеку его Создателем Богом.
Тогда правомерен вопрос: почему же творчество человека столь мучительно и трудно, почему допускает столько ошибок, почему очень многие даже самые удачные, казалось бы безошибочные, решения в дальнейшем развитии и применении приводят к феномену губительного влияния промышленности на окружающую среду, к угрозе общей, глобальной экологической катастрофы?
Все было бы, наверное, хорошо и прекрасно, если бы творящий человек находился в состоянии духовной чистоты, безгрешности, в неразрывном личном единении с Богом, в союзе любви и согласия, каким он и был при его сотворении «по образу и подобию» Божию! В этом случае, все, созываемое человеком, являлось бы таким же чистым, безгрешным, а, значит, – и безвредным для окружающего мира и самого человека, даже – полезным и благодатным.
Но беда в том, что в результате грехопадения человека прервалось его благодатное единение с Творцом, природа человеческая омрачилась, «образ Божий» в нем не исчез, но оказался сильнопомраченным, искаженным. Помрачилось и испортилось человеческое сознание и образ мышления. В человеке, его душе и сознании, стали действовать Богопротивные и человекоубийственные силы диавола и демонов его.
Поэтому в настоящее время человек, как не утративший вполне «образа Божия» в себе, испытывает потребность в творчестве, хочет его, стремится творить, но, как поврежденный грехом, творит большей частью совсем не то и не так, как следовало бы, не может учесть всех последствий своего творчества.
Отсюда уже хорошо видно, почему современная промышленность, естественно и закономерно устраивающаяся «по образу» и «по подобию» человека падшего, греховного, является в большей мере чудовищем или монстром, губящим окружающую жизнь (в том числе человеческую), чем полезным и благим орудием, помогающим человеку в его разумном управлении землей и собственной жизнью, хотя и эти положительные качества, пусть в меньшей мере, все же есть в промышленности (как есть добрые качества и в падшем человеке).
Промышленность современности (или, как иногда принято говорить, – вся техносфера) представляет собою нечто вроде гигантского многосоставного и очень многосложного человекообразного робота.Этот огромный робот, в отличие от малых (в виде человека) роботов, кажется, не имеет определенной «программы» и потому как-будто неуправляем.
Может быть, только теперь, в наши дни, когда вполне обнаружилась пагубность действий этого супер–робота, люди постараются научиться хотя бы отчасти управлять его движениями, чтобы, если и не совсем прекратить их разрушительность, то хотя бы до предела ее уменьшить.
Кажется, этому может содействовать международная интеграция в экономике. Мы живем в такое время, когда экономические системы отдельных государств на глазах уже сливаются, соединяются в некий единый мировой механизм, что и позволяет как-то регулировать его действие из одного или нескольких, немногих центров.
Однако, это же обстоятельство глобальной интеграции промышленного производства таит в себе и немалую опасность. Все будет зависеть от того, в чьих руках окажутся (и уже сказываются) центры управления мировой экономикой. Мы не случайно подчеркнули, что развитая промышленная система, лишь подобна живому человеческому организму, но сама по себе – отнюдь не организм, а именномеханизм, который может действовать, работать, только при постоянном участии и воздействии людей. Мы условно уподобили «душе» этого механизма банково-финансовую систему. Здесь осознанное и неосознанное влияние людей сказывается с особенной силой и имеет особенно далеко идущие последствия. Стержневым началом, основанием современной финансовой системы является«процент», обыкновенный ростовщический процент! В упрощенном виде это выглядит так: я даю соседу взаймы мешок зерна с тем, чтобы он вернул мне полтора… Я пользуюсь нуждой соседа, его безвыходным положением и без зазрения совести запускаю руку в его карман. Это как бы легальный, неприкрытый, даже узаконенный грабеж, обирательство.
По примеру банков вынуждены действовать и производства; здесь производителям заведомо выплачивается заработной платы меньше того, чем они на самом деле заработали (иначе просто невозможно так называемое «расширенное воспроизводство» промышленной системы). И хотя определенная часть отнятых таким образом у производителей средств идут вновь на нужды производства и даже возвращается производителям в виде различных социальных льгот и удобств, все же другая часть остается в руках работодателей в виде чистой прибыли, помещается в банки. Иными словами, и в непосредственно производительной, промышленно-хозяйственной сфере все движется за счет обирательства. На этом построена вся современная научно-промышленная цивилизация, которую поэтому с полным основанием можно было бы назвать цивилизацией грабительской, воровской. Примеры нынешних «вторых» и «третьих» стран, не могущих никак погасить даже проценты займов, взятых у международных супер-банков – хороший тому пример. Ныне все человечество ставится во все более тесную зависимость от банковских кредитов с их процентами, от золота, накапливающегося в подвалах этих банков.
Не оказывается ли, таким образом, что чудовищный механический супер–робот промышленности работает на тех, кто стремится подчинить себе все человечество? В самом деле, концентрация капитала и коммуникационных средств достигла в наше время чрезвычайно высокого уровня. Около 80% золота контролируется ныне определенными вполне сознательно организованными человеческими силами, в их же руках находится более 90% средств массовой информации, теперь не более 4-х и 5-ти банково–промышленных корпораций сосредоточили у себя важнейшие нити управления экономикой всей планеты. Постепенно стираются национальные, культурные, государственные границы. На глазах возникает «общеевропейский дом», упразднили меж собой таможенные и иные «барьеры» США, Канада и Мексика. Недалеко и до создания «общемирового дома».
Но во всяком «доме» должен быть хозяин, кто-то главный, который руководит всем. Его пока нет, но он должен скоро появиться. Тогда, нетрудно представить себе, что, получив в свои руки сосредоточенные в интернациональных центрах нити, рычаги, средства управления промышленной экономикой, этот «общечеловеческий» лидер, вождь, царь получит сразу реальную власть над всей внешней жизнью человечества. Иными словами, если включить церковные понятия, можно сказать, что материально–техническая подготовка пришествия Антихриста в общем и целом завершена. Не хватает «Самого»…
С этой точки зрения виднее становится, что «научно–технический процесс» и созданный им железный робот промышленности и в своем возникновении и в дальнейшем расширении и совершенствовании не был чем–то абсолютно стихийным, абсолютно беспрограммным и неуправляемым. Нет! В определенной, значительной мере он изначала был программным, направляемым и управляемым, хотя в немалой мере в это же время и стихийным и непредсказуемом. Таковым же в этой двойственности он остается и теперь. Поэтому не совсем упразднена ныне свобода воли людей, государств, человечества. Они еще могут что–то предпринять, чтобы не допустить всемирного диктатора, число имени которого – 666, и важнейшей целью которого будет стремление привлечь по возможности всех людей к последнему крайнему безумию поклонения диаволу как «богу». К примеру, национальные (государственные) правительства могут теперь, не оказывая прямого давления на центры промышленного производства и банки, влиять на деятельность своей и мировой экономики посредством продуманного регулирования транспорта, перевозок, прерывая или замедляя движение одних продуктов и ускоряя движение других, изменяя географические маршруты движения определенных грузов и т.д. Можно также постараться передать власть над основными нитями (рычагами) мировой промышленной системы в руки сознательных противников Антихриста. Но это задача политического характера, в чем мы не компетентны.
Нам же в рамках данной статьи предстоит ответить на вопрос: как люди, человечество дали втянуть себя в дьявольский Зиккурат новой Вавилонской башни современной промышленной цивилизации?
Хотя и падший и поврежденный грехом человек в глубинах души, часто лишь в подсознании знает, помнит о своем Богоподобии и потому постоянно попадается на то же самое искушение, каким диавол в облике змия соблазнил первых людей. «Нет, не умрете, но… будете как боги…» (Быт. 3, 5). После этого и по сей день желание стать «богом» вопреки Богу является основным движущим стимулом многих людей, не желающих принимать Божественного учения и Церкви Божией. В древности ярче всего оно проявлялось в попытке создания первой Вавилонской башни (подробней об этом – в нашей книге «Крещение Руси», Москва, 1987 г., глава «Русское язычество»). Теперь, в наши дни, то же стремление очень откровенно проявляется в создании второй «Вавилонской башни» промышленной цивилизации. Она уже сумела вызвать у людей иллюзию возможности устройства некоего подобия «рая на земле» без Бога в виде комфортабельной жизни в изобилии всяческих земных благ.
У этого стремления стать «как боги» есть варианты. В последние времена появились теории «протестующие» против всего мира, всего бытия, как сотворенного Богом, и потому «регрессивного» по отношению к человеку, ибо он сам хочет быть «богом–творцом»… Так, сюрреализм, взявший за основу философскую алхимию, предлагает превратить всю жизнь человечества (главным образом – нравственную) в хаос, т.к. хаос предшествовал началу Творения и тем самым «революционным путем» захватить ту точку, которая есть Бог в акте сотворения Им мира». Тогда человек сможет сам стать «богом», творящим свой мир силой собственного воображения. «Мудрецы-алхимики» отчасти, правы: такая «точка», такой «философский камень» есть. Более того, он не вне человека,
он в нем самом. Но он не подвластен человеку, он – в руках Всемогущего Бога, у Которого ничего невозможно захватить революционным путем!..
«Мудрецы-строители» Вавилонской башни и супер-роботы промышленности не вполне согласны с методикой «алхимиков»; хаос их пугает. Но они предполагают, что нечто вроде хаоса может произойти из–за того, что «башня» и «робот» все–таки не вполне управляемы и могут саморазрушиться по причине той же экономической катастрофы. Поэтому некоторые из этих «мудрецов» предусматривают переселение элиты человечества (с некоторым количеством послушных рабов) на другие планеты. С этой целью ведутся интенсивные разработки различных космических станций и проекты поселений на других планетах.
Если даже допустить невозможное и представить, что эта затея удалась, то и на иных планетах у людей произойдет то же самое, что на земле, т.к. не может измениться духовная сущность научно-технического робота, которую мы теперь в общих чертах знаем.
Однако сатанинская приманка для людей – «станете как боги» – это именно приманка! Над людьми, поддавшимися этому искушению, посмеется не Бог, любящий всех, а тот, кто искушал людей, диавол – Люцифер. Он пытается привлечь к поклонению себе человечество отнюдь не для того, чтобы облагодетельствовать его какими-либо удовольствиями (пусть даже преступными), но для того, чтобы потом вечно издеваться над поверившими ему людьми и вечно мучить их, ибо он, как сказано «лжец и отец лжи» (Иоанн 8. 44).
Только глубокое покаяние, смирение пред Богом из чистой любви к Нему, вера в Спасителя Иисуса Христа, жизнь в Нем и с Ним могут провести людей «узким путем» и «тесными вратами» в Царство Небесное, где, освободившись от всех последствий греховности люди получат достоинство соработников и сотворцов Бога в новой преображенной вселенной на «новой земле» под «новым небом» (Откр. 21, 1). Покаяние, смирение и вера, сокрушающие кумиры антихристовых идей, являются также и основным средством к благому изменению даже нынешней земной жизни людей, к обузданию безудержного роста губительных влияний промышленности на окружающий мир, к предотвращению глобального экологического бедствия.
Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ
Русский пастырь №16/1993 г.