Протоиерей Павел Адельгейм. НОСТАЛЬГИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Протоиерей Павел Адельгейм (Псковская епархия РПЦ МП). НОСТАЛЬГИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ. Потомки эмигрантов верят, что Россия по-прежнему является той страной, из которой уехали их деды
Мы все по-разному
Судьбой опалены.
Кто крепость взял,
Кому Сибирь знакома.
Знать потому теперь
Попы и дьяконы
О здравьи молятся
Всех членов Совнаркома.
Сергей Есенин
Зарубежную Церковь томит ностальгия и обещание воссоединиться с "Церковью в России" по освобождении от советской власти. Накопились причины, которые торопят верить, что время уже пришло. Чувствами русских эмигрантов советская власть играла много раз и каждый раз выигрывала. А они жестоко проигрывали и дорого платили за доверчивость, потому что чувства их были искренними.
РПЦ МП всегда играла на стороне советской власти. Не потому, что любила советскую власть, а потому, что любила власть как таковую, и была плотью от её плоти, как вся советская номенклатура.
Наивный Запад понимает "советскую власть" в качестве идеологической структуры, которая закончится, когда её переименуют. "Советская власть" постоянно меняет кожу: свою собственную и карательных институтов. Запад верит, что карательный "ЧК" изменился, когда его назвали "НКВД", переродился, когда назвали "ГПУ", подобрел, став "МГБ", гуманизировался, назвавшись "КГБ", и совсем одемократился в "ФСБ". Теперь она занимается правозащитной деятельностью, благотворительностью и любит деток.
В мгновение ока исчезла в стране КПСС, словно её не было. Куда вдруг делась многомиллионная партия? КПСС никогда не было. Был миф про КПСС. Реально существовала номенклатура, которая никуда не делась: была, есть и будет, меняя кожу, сохраняя своих людей и свою сущность.
"Советская власть" выражает содержание общественного сознания, которое меняется медленно – дай Бог, столетиями, под воздействием объективной реальности. Внутренний процесс идёт и в наши дни, но в нём отсутствует этический императив. Он ориентирован на коллектив, а не на личность, которая всегда в долгу. Мы пели "где так вольно дышит человек", когда полстраны погибало в лагерях. Запад восхищался нашим гуманизмом. В Туле делают самовары. Рабочие тайком выносят детали. Когда соберут, неизбежно получается пулемёт. Нам понятно почему, а Запад не понимает.
Наши эмиссары много раз уговаривали эмигрантов вернуться. Всегда успешно. Митрополит Николай (Ярушевич), искренний патриот и замечательный проповедник, принимал деятельное участие в этих акциях. Когда его спрашивали "Владыка, зачем Вы лжёте, что у нас в стране свобода совести?", он отвечал: "Если ваша мать пьяница, вы будете об этом кричать на весь мир?"
Последствия репатриации описаны на Западе. Вспомните судьбу Марины Цветаевой, вернувшейся до войны. Вспомните казачество, возвращённое после войны. Да разве всех перечислишь?! Чего ещё надо? Факты не нравятся, хотят надеяться. Вольному – воля.
Почему бы РПЦЗ не проанализировать опыт возвращения в РПЦ МП православной Церкви "непоминающих"? Это были исповедники, вернувшиеся из лагерей, ссылок, целые поколения, выброшенные за борт советской действительности. Многие из них теперь прославлены как новомученики. Как сложились их судьбы? Одни не дожили до наших дней, другие вписались, третьи не сумели. Раскол преодолён формально. Противостояние "советского" и "антисоветского" сознания пережило советскую власть. Политика была ни при чём. "Антисоветское" сознание выражало верность христианским идеалам, отказ от лжи, ориентацию на человека. "Советское" сознание означало конформизм, оправдывало ложь, приносило человека в жертву. Две жизненные позиции отразились в мировоззрении, религии, искусстве и науке.
К 1927 году выявились два направления церковного сознания, по-разному определившие взаимоотношения Церкви с государством. Одну позицию высказали в "Соловецком послании" епископы, заключённые в Соловецком концлагере. Противоположная позиция изложена в "Декларации" митрополита Сергия (Страгородского). Противостояние позиций было принципиальным и предопределило раскол Церкви на "сергиан" и "непоминающих".
Вернувшись, "непоминающие" остались людьми второго сорта на вторых ролях. Архиепископ Ермоген (Голубев) отдал РПЦ МП своё сердце и все силы. Он закончил жизнь в заточении, лишённый богослужения и свободы. Кто его обманул, запер до конца дней в Жировицком монастыре и не отвечал на его обращения?
Запад не понял, что случилось в Лондоне? Устав РПЦ МП 1988 г. позволял митрополиту Антонию (Блуму) скорректировать Устав для Сурожской епархии при условии утверждения Москвой. Устав остался не утверждённым. Епископ Василий (Осборн) убедился, что надежды митрополита Антония не сбылись, и ушёл в Константинополь.
"Акт о каноническом общении" построен по принципу русского выражения "да нет": "Разрешаю, но запрещаю". Один пункт противоречит другому и требует дополнительных объяснений, например, третий девятому. Одиннадцатый и двенадцатый пункты уничтожают смысл десятого. Прямое повторение лондонской истории. Избрание Предстоятеля и каждого архиерея, учреждение епархий утверждает Москва. А как быть, если не утвердит? Процедура согласования не предусмотрена, и решение о назначении примет Москва.
Неужели куцая схема, где ничего не договорено, может стать правовой основой для существования РПЦЗ(Л) в новых условиях? Сплошь белые пятна, провоцирующие произвол. Заявление на самостоятельность не защищено механизмом и останется пустой претензией. Что за детский сад!
Не смогли найти грамотного юриста? Вымерли профессора канонического права? Право всегда защищает слабых. Всё, что не прописано в праве, сильные истолкуют в свою пользу, когда придёт время.
Объяснять эмигрантам прописные истины советской психологии бесполезно. Опыт их ничему не учит: "Никого ещё опыт не спасал от беды". Потомки эмигрантов верят, что Россия по-прежнему является той страной, из которой уехали их деды. Мы живём в другой России, болеющей утратой нравственных основ. Они разрушены и в государстве, и в Церкви, и в обществе. Когда потеряна совесть, даже право не может помочь. Если покаяние не пробудит совесть, исход будет летальным. Вековой призыв к покаянию, который РПЦЗ обращала к России, теперь умолк...