Протоиерей Виктор Добров: Записка Архиерейскому Собору РПЦЗ
Ваше Высокопреосвященство,
Высокопреосвященнейший Владыко Агафангел,
Ваши Преосвященства, участники чрезвычайной сессии осеннего 2014 г. Архиерейского Собора РПЦЗ!
По инициативе Константинопольского Патриарха и при поддержке МП, подготавливаемый отступниками от Святого Православия т.н. "VIII Всеправославный Святой и Великий Собор", судя по просочившейся информации, намерен провести рeформу по целому ряду жизненно важных для Святой Церкви вопросов. В частности, ожидается введение "исправленного Юлианского календаря", совпадающего с католическим, упразднение постов, перевод богослужений на современные языки и т.д. и т.п.
В связи с этим ожидается массовый отток остатка верных Богу христиан из Поместных православных церквей в старостильные ИПХ юрисдикции.
На фоне ширящейся всемiрной апостасии безмерно радует свершившееся на наших глазах чудо объединения наших братьев во Христе ИПХ Греции и подготовка к проведению Большого Собора Истинной Православной Церкви.
Несомненно, было бы желательным чтобы единство всех ИПХ укреплялось и выражалось единообразной формой приема клириков и мирян, приходящих в Церковь из ересей и расколов.
Разумеется, что и для верного остатка в недрах Московской Патриархии, прибежищем и кораблем спасения в первую очередь станет наша Церковь.
В связи с этим, не исключена возможность того, что в обозримом будущем присоединиться к РПЦЗ изъявит желание значительная часть духовенства и прихожан МП, что ставит перед нами вопрос: готова ли Зарубежная Церковь выполнить эту миссию? К сожалению положительно на этот вопрос ответить пока сложно.
На данный момент в РПЦЗ существует два способа приема клириков из патриархии:
1.Присоединением к РПЦЗ по личному усмотрению епархиального архиерея.
2.Присоединением к РПЦЗ в соответствии с действующим Соборным документом от 2/15 мая 1990г. предписывающим:
а. Обращение клирика МП к архиерею РПЦЗ с просьбой о приеме в общение через покаяние в сергианстве.
б.Покаяние клирика с амвона во время часов.
в.Обращение к своему приходу о заблуждениях МП.
г.Покаяние прихожан за следование заблуждениям МП.
д.Приглашение клириком прихожан следовать вместе с пастырем и их общая присяга на верность священноначалию РПЦЗ с целованием св. Креста и св. Евангелия.
е.Заключение клириком соглашения с приходом ( введение Нормального приходского устава РПЦЗ)
ж.Извещение о факте перехода в РПЦЗ епархиальной власти МП и мирских Властей.
Второй способ приема контрпродуктивен: предписываемая им процедура может показаться унизительной и оттолкнуть ищущих общения с РПЦЗ и при этом по сути не исправляет канонического ущерба, обретенного пребыванием в патриархии.
Если даже не касаться вопроса поголовной сомнительности хиротоний современного епископата МП в свете 30 и 29 Апостольских Правил: обретения сана через мирских начальников в советский период и симонии в постсоветский период бытия МП, ни первый способ, ни второй приема не отражают канонических требований, в частности Первого Правила Василия Великого, о приеме в Церковь приходящих из раскола и ереси, чем несомненно является современная сергианская и экуменическая МП. Напомню, что ныне и сергианство, как ранее был экуменизм, анафематствован в РПЦЗ.
Церковная история полна известных примеров изменения чина присоединения к Церкви одних и тех же еретиков в разные времена. Позволю себе привести лишь один пример:
Никейский Собор предписал принимать новациан через возложение рук епископа, а Трульский Собор определил принимать тех же новациан через мvропомазание. Новацианство в 5-ом веке ни чуть не изменилось и оставалось по сути тем же, что и в веке 4-ом. Очевидно, что изменилась практика приема, поскольку изменились времена: время острой борьбы и противостояния с ересью сменилось эпохой привлечения и возвращения заблудших в Церковь.
В среде зарубежного духовенства бытует мнение о том, что форма ранее совершенных Таинств наполняется Духом по факту присоединения кающегося к Церкви. Это мнение не разделяет свят. Василий Великий, предписывающий в своем Каноническом Послании к Амфилохию в порядке снисхождения принимать отрекающихся от заблуждения через мvропомазание.
В свете вышеизложенного дерзну сказать, что до сих пор формально действующий в РПЦЗ Соборный документ 1990 г. за четверть века своего существования уже изжил себя, и должен быть пересмотрен, а лучше всего аннулирован.
Мне думается, что было бы хорошо выработать в РПЦЗ новый, единый документ, регламентирующий прием клириков из любой православной по обряду экуменической, сергианской, новостильной, раскольной или "осколочной" юрисдикции через мvропомазание, отличая при этом, разумеется, названные юрисдикции от самосвятов и самочинных сборищ.
Относительно приходящих клириков ни хиротесий, никаких повторных хиротоний или публичного на коленях покаяния с амвона не потребуется, но лишь подача прошения о приеме с изложением причин и присоединение к Церкви через мvропомазание: клириков - правящим архиереем РПЦЗ, а архиереев - Первоиерархом Зарубежной Церкви.
Эта форма приема была бы необременительна для приходящих и приемлема в свете Первого Правила Василия Великого, не тревожила бы наше каноническое сознание и совесть, но при этом заставила бы замолчать всех наших недоброжелателей: у кого повернется язык на критику исправления хиротоний Святым Духом?
Такая практика вывела бы РПЦЗ из среды "осколков" и при этом поставила бы "осколки", не имеющие своего мvро и не обладающих правом мvроварения, на подобающее им место.
Прошу рассмотреть поднятый мною вопрос и предложение на предстоящей сессии Архиерейского Собора РПЦЗ.
Испрашиваю Благословения Собора и святых молитв.
Протоиерей Виктор Добров
Член Канонической Коммисси при Синоде РПЦЗ