РПЦЗ: Погребение епископа Романа
Погребение епископа Хайфского РОМАНА (†20 января/2 февраля 2024 года).
Город Хайфа, Святая Земля, 22 января/4 февраля 2024 года.
Метки: рпцз, епископ роман, вечная память
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Погребение епископа Хайфского РОМАНА (†20 января/2 февраля 2024 года).
Город Хайфа, Святая Земля, 22 января/4 февраля 2024 года.
Метки: рпцз, епископ роман, вечная память
Комментарии
Про отца Романа, точнее уже епископа, вчера не смогла писать. Шок, невозможность принять... И такое острое чувство конечности всего, как будто резко приблизился конец мира.
Первое воспоминание - отец Роман собирающий русскоязычных прихожан на службу лет 20 назад. Я и ещё двое горненских сестер на участке Марии Магдалины возле Тверии. Священника у нас нет, литургии, соответственно, тоже. У отца Романа маленькая машина. Он выезжает в пять утра, делает несколько ходок в разные точки, а после службы точно так же всех развозит.
Другой эпизод, лет через 10. Я уже не в монастыре, переезжаю в Назарет. У отца Романа уже большая машина, он помогает мне с переездом. Не просто подвозит, а еще и таскает мебель на пятый этаж. Потом я еду с ним и наблюдаю, как целый день он то устраивает кого-то на работу, то возит по святым местам... Порой его обманывали, он даже плакал, но продолжал помогать всем и каждому.
Потом явление народу нового Патриарха, служащего скорее не церкви, а партии ШАС. Почти прекратились крещения и венчания — Патриарх требовал непременно подавать о них сведения в МВД. Для евреев это грозило проблемами на работе или даже депортацией. Отец Роман продолжал крестить, выдавая справку на руки. Хочешь — отправляй, не хочешь — хоть съешь.
Дополнительной костью в горле Патриархии стала общественная организация "София" — первое в Израиле юридическое лицо, представляющее интересы местных православных христиан. Греки увидели в этом образ зарождающейся поместной церкви и испугались не на шутку. Отец Роман, исполняя требования Патриарха, из организации вышел.
Она продолжала действовать, в Назарете вовсю шел ремонт огромного здания, которое должно было стать центром с гостиницей для паломников, приютом для нуждающихся и церковью. Полуразрушенное здание передал "Софии" православный араб по имени Никон. Был торжественно подписан документ о том, что здание останется в собственности организации на веки вечные. Далеко не богатые христиане собирали на ремонт деньги. В итоге Никон прибрал отремонтированн ое здание себе. И это не единственный из рухнувших проектов по обретению дома для местной общины.
А гонения на отца Романа продолжались. Если бы он был греком, его бы просто выслали, а он араб, рожденный на Святой Земле, от него так просто не избавиться. Его запретили в служении. Ни одного канонического основания у этого запрета не было, потому отца Романа хиротонисали в епископа от другой православной церкви. И еще много лет он продолжал служить там, где предоставлялась возможность. Но, видно, ран сердечных накопилось так много, что сердце не выдержало. Обширный инфаркт — и всё. Многие лишились отца и друга, а в израильской церкви произошла такая перемена, что ее пока трудно осознать.
Да, у него было много ошибок; да, он был порой наивен и доверял не тем людям, но он пытался строить дом Божий, отдавая всего себя.
Глубокоскорбящие, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Все мы стоим печальные вокруг гроба, который уносит от нас дорогого Владыку Романа. Все мы плачем. И знаем при том, что плачем не о нем, а o себе. Ибо для нас явно, что покойный Владыка, который являлся одним из редких в наши дни праведников, наследовал вечное спасение. Слова церковного песнопения: «Блаженъ путь воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоенія» могут быть отнесены к нему с полным правом. Между нами нет ни одного, кто бы сомневался, что родной наш Владыка Роман из сей юдоли слез и печали уходит именно в райские селения для вечной радости. Поэтому мы плачем не о нем, а о себе, ибо мы остались сиротами. Он любил нас как родной отец. Мало того он любил нас как родная мать. Он учил нас добродетельной и целомудренной жизни. Он учил нас бороться со страстями и демонами. Он учил нас настоящему Православию. Он утешал нас в наших скорбях, он исцелял нас в наших болезней. Он окружал нас своей любовью. О, как нам не плакать, когда мы остались сиротами как птенцы без материнского крыла?
Да, мы плачем о себе, а не о нем. О нем самом мы должны только радоваться. Ибо он мог сказать о себе подобно св. апостолу Павлу: "Желаніе имею разрешитися и со Христомъ быти " (Фил. 1,23). Он стремился душой "облещись в небесную свою храмину" (2 Кор. 5,2). Будучи еще на земле, он быль уже небесным гражданином. Краткий осмотр его жизни приводит нас к уверенности, что он весь принадлежал Христу, что он был весь облить Его благодатью, что он быль весь устремлен к небу, как настоящий Ангел.
Кто мог бы в пределах краткого надгробного слова описать его богатую чудесами жизнь, в которой всегда проявлялся дивный покров Божий над ним? С самого детства до своего успения он был беспрерывно со Христом, в благодатном общении с Ним и находился постоянно под кровом дивной Божией десницы, творящей чудеса. Он безконечно любил Бога, Его святую Церковь, святых отцов и их творения, которыми всегда обильно пользовался в своих проповедях и беседах. Он особенно любил молиться Пречистой Божией Матери и вымаливал у Нее помощь для себя и для своих духовных чад. У него была чистая, детская вера в то, чему учит нас наша мать, святая Православная Церковь. Владыка часто читал Священное Писание. Из Божественных Слов он черпал вдохновение и примеры, чтобы вести праведную жизнь и бороться с грехом.
Бог даровал ему столь сильное молитвенное дерзновение, что он исцелял своею молитвою больных и всячески помогал всем, кто обращался к нему.
Его милосердие было замечательным и безграничным. Он с радостью подавал нуждающимся из своих скудных средств. Нередко, отслужив Божественную литургию, которую он совершал почти каждый воскресный и праздничный день, отправлялся подать нищим свою лепту, при чем обнимал и целовал их, нисколько не гнушаясь их грязью и лохмотьями. Но еще больше творил он милостыню тайно.
До самых последних дней земной жизни покойного Владыки любовь била ключем из его сердца. Он любил своих духовных чад тихо, незаметно. Многих он направил на путь спасения. Многим открыл путь чистого Православия и предохранил их от увлечений гибельным иноверием.
При всех этих высоких качествах Владыка Роман отличался тихим и кротким нравом и невозмутимым глубоким смирением. "Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать" (Иак. 4,6), говорит Слово Божие. За свое великое смирение наш дорогой Владыка Роман удостоился быть сосудом Божией дивной и чудотворящей благодати, при помощи которой и сам он жил праведно, и другим помогал находить путь ко спасению.
Бог устроил так, Владыка служил в день своего Успения Божественную Литургию, и это величайшее утешение.
Скорбящие братья и сестры!
Нас подавляет тяжелая печаль. Мы плачем не о Владыке Романе, а о себе, ибо остаемся сиротами. Но да будет утешением для нас то, что сейчас там на Небе царствует великая радость, ибо новый земной ангел присоединяется к небесным ангелам и увеличивается благодатный сонм небожителей.
Пусть нас утешают дорогие воспоминания о любимом нашем Владыке Романе. Будем утешаться его ценными заветами. Будем исполнять его спасительные советы, которые он нам давал в своих дивных проповедях. Будем следовать его светлому примеру. В таком случае смерть, которая ныне физически удаляет его от нас, не будет уже в состоянии духовно разлучить нас с ним.
Наконец будем благодарить Всеблагого Бога за то, что Он дал нам возможность иметь в своей среде такое сокровище и радоваться ему. Будем молиться Богу, чтобы Он упокоил в Своих небесных селениях Своего редкого избранника и любимца Преосвященнейше го епископа Романа.
Да будет вечна его память! Аминь.
Святая Земля
4.02/22.01/2024
+ іерм. Павел
RSS лента комментариев этой записи