Игумения Александра (Чернявская): "Политические" заметки православного христианина
Каждый человек имеет свои политические убеждения, пристрастия, может симпатизировать тем или иным политическим идеям. В настоящее время общество очень политизировано. Церковь, к сожалению, также участвует в этом процессе. Поэтому мне бы хотелось донести до церковных людей те взгляды, которых всегда держалась наша Зарубежная Церковь в отношении политики.
Все наши иерархи Зарубежной Церкви (Владыка Анастасий, Владыка Иоанн Шанхайский, Владыка Филарет и Владыка Виталий), которых мне довелось знать, - все они были монархистами. Тем не менее своих взглядов они никому не навязывали. В СМИ со своими идеями не выступали, политикой никогда не занимались и того же требовали от своих пасомых. В журнале «Православная Русь» никогда не печатали политических статей. Писали исключительно на богословские и святоотеческие темы, а также публиковали исторические и архивные материалы по истории России.
Хочется привести также один личный пример. Я выросла в монархической среде среди людей, пострадавших от большевистской власти. Поэтому в юности моим естественным желанием было внести свою лепту в борьбу против коммунизма. Закончив университет, я уехала в Вашингтон и устроилась на работу в государственные СМИ. Владыка Филарет, узнав о моем решении, не благословил мне это место работы. «Власть и политика, - сказал он, - вот те сферы, от которых верующему человеку надо держаться подальше». Как духовное чадо Владыки я последовала его совету. Мне пришлось оставить карьеру работника СМИ. В дальнейшем моя профессиональная деятельность никогда не была связана с политикой.
Мне вспоминается еще один случай, показывающий отношение Владыки Филарета к тем, кто занят политикой. Наиболее близкие духовные чада Владыки (это была в основном молодежь) составляли кружок, где обсуждались интересующие нас вопросы, касающиеся церковной жизни, духовная литература, прочитанная нами по совету Владыки. Среди членов этого кружка был один молодой достойный священнослужитель, который стал выступать в печати со своими политическими взглядами, а затем устроился на государственную службу, которая также требовала от него постоянно заниматься политикой. Этого священнослужителя Владыка удалил из членов кружка, это было нам всем примером.
Как раз в то время, когда Владыка Филарет был Первоиерархом Зарубежной Церкви, Америка начала войну против Вьетнама. Помню, что по этому поводу было много разных толков. Монархисты и либералы разделились во взглядах. Монархисты поддерживали войну, считая ее антикоммунистической. Либералы, напротив, считали, что Америке не надо вмешиваться во внутренние дела другой страны. Обе эти политические партии оказывали давление на Владыку Филарета, добиваясь, чтобы он принял чью-то сторону. В ответ на это Владыка с амвона с возмущением говорил, что Зарубежная Церковь не принимает никакой идеологии и в политику вмешиваться не будет; граждане каждой из воюющих сторон должны исполнять свой воинский долг. «Мы можем только молиться о возвращении наших солдат домой и о прекращении войны», - такой ответ давал Владыка тем, кто хотел втянуть нашу Церковь в политические игры.
В истории Церкви мы можем найти немало примеров, когда христиане ревностно несли государственную службу до тех пор, пока их не ставили перед выбором: языческое государство (империя), признанное обществом, или вера во Христа. Приведу лишь три примера. Как мы знаем, великомученики Георгий Победоносец, Феодор Тирон и Андрей Стратилат – все несли воинскую службу и на этом поприще добились больших успехов. Но когда они должны были выбрать: или государство с его языческой верой, или Христа, они выбрали Христа.
Удивительный пример верности Христу оставил нам святитель Николай Японский. Самым трудным временем его миссионерской деятельности была Русско-Японская война 1904-1905 годов. Сразу после начала войны русский посланник предложил Владыке Николаю покинуть Японию, но тот ответил отказом и остался в Токио. Японским священникам и прихожанам он велел молить Господа о победе Японии. Сам же молился о победе России, сознавая, что Господь попустил это тяжкое бедствие за духовное отступление русского народа. Благословляя японских христиан исполнить свой долг перед родиной, епископ напоминал: «Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь – не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам… Любовь к Отечеству есть святое чувство. Но кроме земного Отечества у нас есть еще Отечество Небесное. Это Отечество наше есть Церковь, которой мы одинаковые члены и по которой дети Отца Небеснаго действительно составляют одну семью. И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего Небесного Отечества, какой кому надлежит. И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир».
Когда в Японию стали прибывать русские пленные (их число достигло 73 тысяч), святитель Николай с согласия Японского правительства делал все возможное для духовного окормления русских пленных. Они имели возможность посещать православные храмы, снабжались книгами, иконами. Деятельность святителя Николая во время войны была высоко оценена и в Японии, и в России. Император Николай IIв конце 1905 года писал святителю: «Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки. Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание брани и посреди вражды бранной удержать мир, веру и молитву в созданной Вашими трудами Церкви».
Если посмотреть на всю историю христианства от первомучеников до новомучеников, - все они умирали за Христа, но отнюдь не за какую-то идеологию или государственную идею, какой бы привлекательной она ни казалась. Тот, кто утверждает обратное, просто оскорбляет мучеников и вносит соблазн в души людей.
Если говорить о новомучениках, многие из них являлись монархистами. Когда произошла Февральская революция в России, то в течение короткого времени традиционные ектеньи о поминании Императорской фамилии в церкви были упразднены, стали поминать Временное правительство. И хотя для многих священников и мирян было тяжело смириться с этим фактом, но они делали это, подчиняясь новой власти. Благо, Временное правительство в исповедании веры не чинило им никаких препятствий. Этот факт, однако, никак не умаляет исповеднического подвига этих людей в наших глазах.
Позже, когда произошел октябрьский переворот и к власти пришли большевики-богоборцы, ревностные священники и их духовные чада прекратили поминание властей. Многие и многие новомученики и исповедники предпочли смерть за Христа, отказываясь идти на компромиссы с безбожной властью. Часть Русской Церкви, как мы знаем, в то страшное время перешла на катакомбное положение. Эти исторические примеры показывают нам, как в идеале должен поступать православный христианин по отношению к властям.
Выше я упоминала о Февральской революции. Кратко остановлюсь на белом движении, которое было связано с ее идеями. Белое движение возникло в противовес красному террору и ставило своей целью борьбу с большевизмом. Однако это движение не имело внутреннего единства. Большое количество политических партий, существовавших в то время в России, мешало белому движению осуществлять его цели. Большинство участников движения разделяли идеи Февральской революции и видели Россию демократической республикой, монархически настроенных было немного. Только претерпев ужасы гражданской войны, поражение, а затем тяжести эмигрантской жизни, многие участники белого движения вспомнили, наконец, о Царе – помазаннике Божьем. Но к тому времени Царь был уже умучен, убит и растоптан.
Все эти горькие исторические факты меня лично все больше и больше убеждают, что долг наш как православных христиан молиться о мире всего мира и о спасении своей души. В особой степени это долг священства. Сегодня через СМИ и интернет идет новая информационная война, война на уровне сознания за души людей, когда политические баталии разобщают и ослабляют Церковь, и есть большая опасность уйти от Христа за красивыми политическими лозунгами. Мне хочется призвать всех верных чад Церкви не заниматься политикой, не делить ближних на «своих» и «чужих», ясно сознавая, что надо отдавать кесарю кесарево, а Богу – Божье.
В заключении хочу обратиться ко всем, кто прочел этот материал, что я не ставила целью вызвать полемику по данному вопросу. У меня нет желания отвечать на различные мнения и отклики. Если у читателей возникнут какие-то вопросы, читайте Евангелие, Апостол, жития святых и знакомьтесь с историей поглубже.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи