Протодиакон Герман: Слово на 70-летие освящения св. Николаевского храма в Лионе
Христосъ Воскресе !
Прежде всего, от имени духовенства, приходского совета и всех прихожан св. Николаевского храма разрешите искренне поблагодарить Владыку Митрополита Агафангела, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви и правящего нашего Архиерея, за его присутствие с нами в этот день, несмотря на его заботы и несомненную усталость. Два дня назад только закончилось заседание Архиерейского Сѵнода, а завтра Владыка улетает обратно через Истамбул в Грецию на ответственный и вероятно утомительный Собор старостильных православных Церквей Греции, Румынии, Болгарии и Зарубежной Церкви, который продлится до следующего воскресенья. На наш престольный праздник в прошлом декабре, Владыка дал согласие приехать на наше 70-летие и вот, сдержал своё слово. Ещё раз — огромное Вам спасибо за внимание.
Во святом евангелии сказано: «Один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились, иные трудились, а вы вошли в труд их». Это, ведь, прямо к нам относится. Да, Отцы наши сеяли, а мы пользуемся их трудом и порою даже не замечаем, не думаем об этом. Нам конечно приятно, в праздничной атмосфере, все вместе встретиться, но смысл нашего юбилея должен быть иным : мы собрались, чтобы почтить память и великий подвиг наших Отцов. Никак не преувеличено употреблять слово «подвиг». Были бы мы способны, сегодня, воздвигнуть такой храм ? Конечно нет, о чём и говорить. А это несмотря на то, что многие из нас теперь пользуются благоустроенной жизнью. А какое было положение наших Отцов, строителей этого храма ? Они были на положении безправных изгнанников, в приютившей их стране, вместе с которой они однако проливали кровь во время Великой Отечественной Первой Мiровой Войны. Но прошлое быстро забывается, особенно благородное прошлое. Как и очень быстро было забыто свидетельство верховного главнокомандующего союзными войсками француза маршала Фош : «Если Франция не была стёрта с лица Европы, то этим прежде всего мы обязаны России».
Сейчас весь цивилизованный мiръ в течение ещё двух лет будет праздновать 100-летие Великой Міровой Войны, но если в тридцатых годах мало кто уже вспоминал правдивые слова рыцаря маршала Фоша, то что говорить о сегодняшнем дне ! Итак, Франция не была стёрта с лица Европы, в частности из-за жертвенного подвига России, зато Россия была стёрта, Россия была просто вычеркнута из Истории человечества. И те, кто не умер с оружием в руках в боях с красными сатанистами повторили Великий Исход, составив материк без территории, получивший название Зарубежной России, сердцем и душой которой стала Зарубежная Церковь, вокруг которой сплотились самые идейные Белые Эмигранты.
Очутившись за границей, рассеявшись по всем континентам свободного міра, те кто ещё вчера были всем, стали ничем, без прав, без бумаг, без средств, не гнушались работать порою чернорабочими, но по воскресеньям и выходным снова становились ''их превосходительствами'' и ''их благородиями'', какими и закончили свой земной путь. Русские беженцы всюду первым делом воздвигали храмы, заботились о доме Божием прежде, чем заботиться о собственном доме. Так и было сделано в Лионе. Храм выстроен собственными руками прихожан под командой неутомимого нашего приснопамятного первого настоятеля и строителя протопресвитера Виктора Пушкина, без малейшего пособия со стороны, без какого бы то ни было участия иностранных профессиональных строителей. Храм наш конечно не может соперничать с дореволюционными, царского времени храмами, да и со строящимися сегодня с применением современной техники. Тем не менее, воздвигнуть такой храм, в ту эпоху, в тех условиях — это настоящее чудо Божие. Подумать — закладка храма накануне войны, в мае 1938 года. Строили в течении восьми лет, в течении всей войны и храм был освящён в мае 1946 года. Когда были налёты, бомбардировки, Батюшка совершал общую исповедь прихожан-строителей. Опасность проходила, снова брались за работу. Статут эмигранта был далеко не завидным, условия были куда хуже тех, что предоставлены сегодняшним эмигрантам, не говоря о военном времени и экономическом кризисе, а тем не менее были такие настоящие герои, которые решались брать годовой отпуск и посвящали его строительству храма. Способны ли мы хотя бы понять до конца высоту такого подвига ?
Есть ещё одна характеристика нашего прихода, которую следует подчеркнуть — его идейность и неоднократно засвидетельствованная приверженность к идеалам Зарубежной Церкви. Приход основан был в 1928 году после того, как правящий русский архиерей, Митрополит Евлогий, откололся от Зарубежной Церкви. Поскольку русский храм в Лионе остался с ним, то те, кто не хотели идти в раскол и желали оставаться верными Зарубежному Сѵноду под председательством Митрополита Антония, основали наш свято-Николаевский приход, который расположился в большом, с любовью обустроенном деревянном бараке, но который в 1937 году дотла сгорел вследствие криминального поджога. Не легко было быть Белым Эмигрантом во время Народного Фронта, когда во главе страны стояли социалисты и коммунисты. Но нет худа без добра : не будь этого злодеяния, мы может быть так и ходили бы по сей день в этот деревянный барак. Но, решили не падать духом и выстроили настоящий храм, о чём выше была речь. И тут, погружённые в заботы с окончанием строительства, в обстановке после-военной суматохи, когда связь с Сѵнодом была прервана, доверились ложным слухам о том, что будто наш Архиерейский Сѵнод распущен и приход по инерции остался со своим Архиереем, перешедшим под омофорМосковской Патриархии. Но скоро поняли роковую ошибку и на чрезвычайном приходском собрании, подавляющим большинством была вновь проголосована верность Зарубежной Церкви : 139 голосов за Митрополита Анастасия и всего 11 за советского патриарха Алексея I.
И тут потекло полвека спокойной жизни, о которой с любовью вспоминают немногочисленные оставшиеся лионские русские старожилы. Но новые искушения явились, как ни странно, в связи с падением советского строя, о чём на каждом богослужении мы молились в течении всех этих десятилетий. Но, увы, распад Советского Союза не вылился в то, о чём мечтали. Конечно, пост-советская Россия это уже не то царство сатаны, которое было установлено безбожными большевиками, но это далеко не историческая Россия, не наша Россия. И тут снова появилось брожение умов. Некоторые недальновидные активисты стали против всякой очевидности уверять, что Зарубежная Церковь окончила свою миссию, возложенную на неё Промыслом Божиим, и будто настало время слияния с официальной Церковью в России. К сожалению, наш тогдашний настоятель, доверившись разным ложным заверениям возомнил целесообразным перетянуть приход с храмом на новый курс, ведущий к слиянию с Московской Патриархией. Слава Богу нашлись люди, понимающие пагубность такого решения и, как полвека раньше, было устроено чрезвычайное приходское собрание, на котором ещё раз была недвусмысленно подтверждена верность идеалам Основателей нашего прихода, верность Белым идеалам, верность наследию Зарубежной Церкви. Было подано 51 голос за Митрополита Виталия и 35 в пользу нового курса.
Будем надеяться, что и подрастающие поколения и новые составы прихожан сумеют сохранить и передавать залоги строителей и основателей нашего храма. Они посеяли, мы пожинаем и не имеем никакого нравственного права изменять нашим Отцам. Сегодняшние прихожане должны знать и помнить, с гордостью, чьи они наследники, чьим трудом и духовным подвигом им дано свободно пользоваться. На каждом богослужении Церковь молится на сугубой ектении о «приснопамятныхъ создателехъ святаго храма сего». Слова эти не должны проходить мимо наших ушей, а должны мы с благодарностью повторять их в своём сердце и в молитвах наших никогда не забывать имена хотя бы приснопамятных протопресвитера Виктора Пушкина, священно-архимандрита Серафима (Кондратьева), Архиепископа Антония (Бартошевича) и имена всех тех, кого мы поминаем на панихидах в родительские субботы, и благодаря которым дано нам вот уже 70 лет молиться в этом намоленном храме.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый