Сергей А. Хазанов-Пашковский. К итогам годовщины СВО на территории Украины
Недавно миновал год с момента объявления Специальной военной операции и начала вооруженного противостояния между политическим режимом РФ и Украинским государством. И хотя значительную часть вопросов, связанных с текущими событиями обсуждать затруднительно вследствие прямых административных и уголовных санкций, тем не менее, определенные итоги подвести можно.
Обратимся к сухим статистическим данным.
В результате введения экономических санкций, у Российской Федерации за границей были арестованы валютные резервы на сумму более 300 миллиардов долларов, а также иные имущественные активы. Платежные карты всех без исключения российских банков перестали действовать за пределами РФ, с другой стороны, основные мировые платежные системы теперь недоступны для граждан РФ. Десятки крупнейших мировых компаний практически во всех отраслях экономики ушли с российского рынка и прекратили импорт своей продукции на территорию России. Евросоюз, а также США, Великобритания и Канада полностью закрыли свое воздушное пространство для самолетов из РФ. Был введен полный запрет на поставку нефтепродуктов из РФ в страны Евросоюза и ограничение цен на их экспорт в третьи страны. Прокачка газа со стороны Газпрома сократилась в 2022 году примерно на пятьдесят процентов, а в текущем году, по самым оптимистичным прогнозам, ожидается сокращение еще на сорок процентов, не говоря уже о падении закупочной цены. Также следует добавить незапланированные ранее расходы по финансированию вооруженных сил (в самом широком смысле – от производства различного рода вооружения до материального довольствия личного состава) и восстановлению разрушенной инфраструктуры на Украинской территории в ходе боевых действий, даже если учитывать только те области, которые перешли под контроль ВС РФ.
По указанным причинам общие экономические потери Российской Федерации приблизились к величине в 1 триллион долларов США. Масштаб этой гигантской суммы рядовому обывателю сложно даже приблизительно соразмерить. Для некоторой наглядности можно отметить, что если бы эти совокупные денежные средства решили использовать для строительства поликлиник, больниц и крупных медицинских центров широкого профиля, одна из наиболее острых проблем оказаниях медицинских услуг была бы решена для населения всех без исключения субъектов РФ на самом высоком уровне передовых государств. Или, к примеру, Россия полностью смогла бы преодолеть одну из своих извечных проблем: можно было бы проложить современное асфальтовое покрытие по всем федеральным, региональным и местным трассам, включая самые отдаленные регионы, общей протяженностью без малого полтора миллиона километров.
Но экономические потери, как ни чувствительны они для большинства населения России, все же отходят на второстепенный план, когда речь идет о человеческих жизнях.
Если сопоставить информационные сводки источников со стороны РФ, Украины, а также американских и европейских экспертов, можно вполне уверенно предположить, что общее число только погибших среди военнослужащих вооруженных сил РФ, Украины и буферных территорий ЛДНР составило более двухсот тысяч. Общее количество раненых из числа комбатантов к началу второго квартала 2023 года превысило миллион человек.
Жертвы среди гражданского населения посчитать зачастую сложнее, но если опять же брать совокупные потери украинской стороны и населения неподконтрольных территорий Донбасса, то с учетом таких городов как Мариуполь, счет во всяком случае идет на десятки тысяч. Среди них сотни погибших детей, включая младенцев. Количество раненых тоже измеряется десятками тысяч мирных жителей. С учетом все более регулярных обстрелов приграничных территорий в Белгородской и Курской областях, в первую очередь, даже по сообщениям официальных российских СМИ – количество убитых и раненых перевалило за сотню человек или вплотную приблизилось к этой цифре. По сравнению с потерями украинской стороны – эти показатели даже ниже статистической погрешности. Но это тоже человеческие жизни, которые являются жертвами противостояния.
Более пятисот населенных пунктов и городов Украины, где проживает в основном русское и русскоязычное население, получили серьезные повреждения или были разрушены в результате обстрелов и непосредственного противостояния воюющих сторон. А такие украинские города как Мариуполь, Бахмут, Ирпень, Изюм, Волноваха практически полностью стерты с лица земли и вряд ли будут восстановлены в обозримом будущем.
По самым скромным подсчетам, общее количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть свою страну в поиске убежища за границей приблизилось к десяти миллионам человек.
Из Российской Федерации также произошел массовый отъезд, конечно, численно не сопоставимый с Украиной, но тоже достаточно внушительный. По самым умеренным оценкам общее число покинувших Россию составило свыше миллиона человек, причем только за первые две недели после объявления мобилизации в сентябре 2022 года незамедлительно пересекло границу РФ не менее семисот тысяч, в основном мужчины призывного возраста. Необходимо учесть, что уехала наиболее социально активная часть населения, что неминуемо должно негативно сказаться на экономическом развитии внутри России уже в обозримом будущем.
И вот, рассматривая эти выборочные статистические данные, нельзя не задаться вопросом – стоило ли объявлять СВО, вводя вооруженные силы на территорию Украины, которая уже давно по своим масштабам переросла в полномасштабное военное противостояние.
Что же было достигнуто за прошедший год?! Цели СВО, при всей их туманности и неоднократной корректировке в зависимости от развития ситуации на фронте, во всяком случае предусматривали территориальное разграничение с военно-политическим блоком НАТО, и в этой связи – полную демилитаризацию Украины, ее денацификацию, а также устранение политического руководства Украины во главе с действующим президентом.
Если говорить о демилитаризации, то за последний год украинские вооруженные силы получают регулярную военную помощь от государств, участников НАТО, включая современные танки и бронемашины, артиллерийские системы, беспилотные летательные аппараты, зенитно-ракетные комплексы. Помощь эта хоть и идет с большой задержкой и в ограниченных объемах, тем не менее боевое оснащение ВСУ вышло на такой высокий уровень, который ранее нельзя было даже представить.
Прямым следствием объявления СВО стало решение со стороны Финляндии и Швеции о присоединении к НАТО. Финляндия уже достигла поставленной задачи. Так что вместо территориального разграничения РФ теперь имеет дополнительно более тысячи километров протяженность границы с участником недружественного блока только в сухопутной ее части.
Президент Украины В. Зеленский в настоящее время имеет такой рейтинг популярности среди граждан, какой, видимо, не имел еще не один украинский лидер, а по версии журнала Time он признан самым влиятельным человеком в 2022 году.
Что касается денацификации. Если боевые подразделения из числа украинских ультра-правых еще недавно не имели существенной поддержки в украинском обществе (для справки, на президентских выборах на Украине пророссийский кандидат по фамилии Рабинович набрал больше голосов, чем все украинские националисты вместе взятые), то теперь они являются культовыми фигурами, национальными героями в прямом смысле слова. Их именами называют улицы в крупных городах, включая столичный Киев.
Кремлевский режим, объясняя вынужденную необходимость проведения СВО, в первую очередь апеллировал к защите интересов России и так называемого русского мира. Если на одно мгновение допустить, что политическое руководство РФ хоть в какой-то степени выражает интересы русского народа, можно ли согласиться с тем, что поход на Украину отвечает русским национальным и государственным интересам?!
Федор Достоевский, один из выдающихся русских мыслителей, имеющий общемировое значение, провидчески предсказав в одном из своих романов облик нынешних кремлевских правителей, в другом романе, устами одного из героев, высказался о том, что даже высшая гармония не стоит слезинки только одного замученного ребенка. Тем самым, отвергая иезуитский принцип, он, в очередной раз, провозгласил, что цель, даже благая, не может оправдывать недостойные средства для ее достижения. Некоторые священники Московской Патриархии, вроде протоиерея Владислава Цыпина, утверждают, что Достоевский как православный христианин был чужд таких взглядов. Впрочем, упомянутый сергианский священник, сделавший успешную карьеру еще при Советской власти при поддержке чекистов, и всегда готовый услужить начальству, в 2021 году был даже готов отредактировать жития Св. Митрополита Филиппа, после того, как Путин публично усомнился в том, что Святитель был убит именно Малютой Скуратовым. Для таких уместно будет привести слова покойного предстоятеля Сербской Церкви Патриарха Павла. «Сербскую Церковь и меня обвиняют в разжигании войны ради сохранения Великой Сербии. Я заявляю – если бы ради сохранения Великой Сербии требовалось преступление, я никогда не дал бы на это согласие. Пусть исчезнет тогда Великая Сербия. Если бы таким образом требовалось сохранить и малую Сербию, я не дал бы согласие и на это. Пусть исчезнет и малая Сербия, только чтобы не было крови. Нет, такой ценой – нет! Если бы такой ценой надо было бы сохранить последнего серба и я сам был бы этим последним сербом, не было бы моего согласия. Пусть мы исчезнем, только в этом исчезновении останемся людьми Христовыми. Иначе мы не согласны жить. В этом суть, ибо мы знаем, что предки наши столько веков и лет переживая беды и войны, выстояли в правде и всех нас сохранил Господь Всевышний, Который всегда на стороне добра. И если надлежит нам пострадать, то лучше сложить головы, чем стать нелюдем».
Сергей А. Хазанов-Пашковский
апрель 2023 года
Метки: сергей хазанов-пашковский