Юрий Солдатов: К восьмидесятилетию смерти Блаженнейшего Митрополита Антония (1863-1936)
В этом году 28 июля исполняется 80 лет, с того времени, как мы были покинуты нашим Аввой ушедшим в лучший мир. Под руководством Владыки Митрополита Антония и зарубежного Синода, в одну РПЦЗ были собраны покинувшие после гражданской войны Отечество эмигранты и те верующие, кто был в зарубежных епархиях и приходах прежде до революции. Все были объединены под одним административным руководством в вере продолжения прежде указанного Священным Синодом и Патриархом Тихоном пути. В то время как Владыка Антоний призывал верующих следовать словам Священного Писания: «поступайте так, как повелел вам Господь, Бог наш: не уклоняйтесь ни направо, ни налево», то Митрополит Сергий в СССР призывал верующих к сотрудничеству с правительством, преследующим Церковь. Владыка Антоний учил «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» а Митрополит Сергий любить богоборческую власть и подчиняться ее законам. С авторитетным мнением Блаженнейшего Владыки Антония считались все Православные Автокефальные Церкви и к нему прислушивались также инославные христиане. Как это отметил Архиепископ Лазарь «когда великий праведник ХХ столетия, архимандрит Иустин (Попович) писал о своем Авве, Блаженнейшем Митрополите Антонии (Храповицком), основателе и первом Предстоятеле Русской Зарубежной Церкви, он сравнивал себя с муравьем, который пытается рассуждать о полетах Орла. Что может знать муравей со своей муравьиной «высоты» – о высоте, на которую поднимается, и в которой парит Орел? Что он может сказать об этой высоте? Такова мысль праведника о праведнике, святого о святом».
Господь Бог уже первых людей учил законам жизни, которым должно следовать людям Божиим. Русь была «домом Богородицы», что свидетельствуется ее милостями к народу Ее почитающему, где каждый город имеет Ее свою особо почитаемую там икону, многие, из которых были по Ее милости чудотворными. Триединый русский народ, принимая христианство, принял в свои сердца слова Богородицы сказавшей служителям на свадьбе в Кане «что скажет Он вам, то сделайте». Св. Владимир и затем другие правители государства приложили к церковной и общественной жизни учение Церкви в Номоканоне, который постепенно включил совместному суду Церкви и Князя подсудные дела, и эта практика проводилась впоследствии в Московской Руси. Устав был составлен на Учении Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, включая личные, семейные, конституционные, юридические, криминальные, моральные, благотворительные и многочисленные другие законы. Ничего в этом не было изобретено людьми, но было дано людям прежде: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», не давай ложного свидетельства, не желай другому зла, никто не должен жениться на жене своего отца, и проклят тот, кто ляжет с женою отца, с дочерью своих родителей или тещей, проклят тот, кто берет подкуп для убийства, о супружеских делах: не возводи порочных обвинений на супругу, за ложь виновный будет нести наказание, наказание за опорочение не обрученной, законы развода, в имущественных делах: возвращение потерянного другим, и оказание помощи при нужде. Конституционные вопросы: «не можешь поставить над собою царем иноземца», а царь должен следовать законам и во все дни жизни своей бояться Господа Бога и исполнять все слова закона, военные законы: новоженцев в течение года не брать в походы, предлагай врагу заключение мира, в судебных делах: судьи должны справедливо решать дела, при несогласии с решением суда обращение к высшей инстанции, не должно извращать законы и принимать подкуп, не допустимо обращаться с животными и птицами бесчеловечно, нуждающимся, следует оказывать помощь.
Все эти законы были для прославления Господа Бога, как Св. Апостол Павел сказал: закон дан по причине преступлений до времени пришествия Спасителя, «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». Вот чему учили Владыка Антоний и духовенство РПЦЗ, в то время как Митрополит Сергий призывал верующих в СССР служить советскому правительству и государству. В то время как в заграничных богословских школах и семинариях изучались необходимые для пастыря предметы, и воспитывалась любовь к Богу и Отечеству, то в семинариях СССР учащиеся изучали историю КПСС, конституцию СССР и марксизм-ленинизм. Митрополит Антоний и духовенство РПЦЗ следовали принятой данной русскому народу Богом миссии нести Учение Христа всем народам мира, за что верующие благодарны Богу, за честь возвещать и сохранять Учение, в то время как в Отечестве Господом было допущено преследования религии, везде там был обман, а духовенство МП вводило в заблуждение обманными речами о религии и населении в СССР жителей зарубежных стран. Аввы больше нет среди верующих РПЦЗ, но его труды для Церкви были посеяны на благодатной почве и дали и продолжают приносить богатый урожай. В 2004 году духовные лица и миряне для противостояния объединения РПЦЗ с МП основали «Общество Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)» которое совместно с газетой «Наша Страна» начало борьбу с сергианским влиянием и против захвата МП Зарубежной Церкви. Общество на Интернете стало издавать религиозно-культурный журнал «Верность», в котором помещались статьи зарубежных и отечественных духовных лиц и мирян. Богословские труды Владыки Антония издаются как в Отечестве, так и Зарубежье. Верующие помнят о том, что Владыка призывал как духовенство, так и верующих, принимать деятельное участие в делах Церкви, и ни в каком случае не идти на предательство признания нововведений обновленцев, Митрополита Сергия. Русская Церковь заграницей доказывала любовь к Господу, призывая всех христиан в лоно Христовой Церкви, как этому учил Господь и в этом большая заслуга Блаженнейшего Митрополита Антония.
Г.М. Солдатов