Архиепископ Нафанаил ( Львов )
Архиепископ Нафанаил (Львов)
Архиепископ Нафанаил - духовный писатель, автор богословских сочинений, работ о Библии, исторических сочинений, апологетических заметок, полемических работ, направленных на защиту Православия, проповедей.
Своеобразен и жизненный путь архиепископа Нафанаила (в миру Василия Владимировича Львова), объездившего полмира за годы своего служения - от Китая и Индии до Северной Африки, Германии и Австрии.
Принадлежал к дворянскому роду Львовых. Отец — Владимир Николаевич Львов (1872—1930) — член Государственной думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода во Временном правительстве (1917), активный деятель «сменовеховского» и «обновленческого» движений в 1920-е годы. В 1927 был выслан в Томск, где скончался в тюремной больнице.
Учился в гимназии в Санкт-Петербурге, продолжил обучение в реальных училищах в Бугуруслане и Томске.
Уже в детстве будущему архиерею пришлось пережить немало приключений. 13-летним мальчиком он был старшим мужчиной в семье, бежавшей от наступавших красных войск из Томска в Маньчжурию. Там он окончил школу(1922). В 1923—1929 был рабочим на Китайской Восточной железной дороге (КВЖД).
В 1928—1931 изучал богословие в Свято-Владимирском институте, был келейником и секретарём архиепископа (впоследствии митрополита) Нестора (Анисимова). Был пострижен в монашество, с 1929 — иеромонах. Был законоучителем в детском приюте при Доме милосердия в Харбине. В 1934—1937 — редактор издания «Православный голос». С 1936 — архимандрит. Участвовал в нескольких археологических экспедициях, в том числе во главе со знаменитым французским ученым и католическим монахом Пьером Тейяром де Шарденом. В 1935 собрал коллекцию каменных орудий палеонтологического человека и костей плейстоценовых животных, получившую высокую оценку Тейяра де Шардена.
В 1935—1936 около года иеромонах Нафанаил проповедовал среди христиан Южной Индии. Любовь к миссионерству ему передал учитель, епископ Нестор (Анисимов), которого называли апостолом Камчатки. Впоследствии дороги учителя и ученика разошлись. Владыка Нестор в 1948 году был арестован в Китае советскими спецслужбами, 8 лет провел в сибирских лагерях и вскоре после освобождения умер в сане митрополита РПЦ.), в 1937—1939 — начальник Православной миссии на Цейлоне.
В 1938 году был участником 3-го Всезарубежного Собора.
Перед Второй мировой войной переехал в Европу, жил в Словакии, где был помощником настоятеля монастыря преподобного Иова Почаевского, редактировал издание «Православная Русь», издавал Богослужебные и просветительские книги для оккупированных немецкими войсками областей СССР. В 1939—1944 — редактор журнала «Детство во Христе». В 1945 — настоятель Воскресенского собора в Берлине.
Принимал участие в спасении «перемещённых лиц» из числа советских граждан, которые по разным причинам оказались в Германии во время войны. Некоторые из них ранее сотрудничали с немцами, другие были угнаны силой, однако всем им в случае возвращения в СССР угрожали репрессии. Советские власти требовали выдачи всех «перемещённых лиц», однако архимандрит Нафанаил предотвратил передачу СССР из английской оккупационной зоны. Он пришел к английскому полковнику, ведавшему выдачей, и сказал, что все 600 перемещенных лиц, находившихся в лагере под Гамбургом, на самом деле польские граждане. Это была ложь, но ложь во спасение. Англичанин поверил (или очень захотел поверить) и отказался выдавать этих людей, которые затем влились в общий поток "второй эмиграции".
10 марта 1946 года Митрополит Анастасий (Грибановский) возглавил его хиротонию во епископа Брюссельского и Западно-Европейского, каковым он оставался до 1951года. Будучи истовым православным христианином, непримиримо относившимся к тому, что он считал ересью, архиепископ Нафанаил уважал древнюю западную христианскую культуру. Он вместе с владыкой Иоанном (Максимовичем) был одним из инициаторов включения в святцы Русской Церкви имен мучеников и праведников, прославленных на Западе до 1054 года - даты разделения Восточной и Западной церквей. Он справедливо считал, что в неразделенной церкви и африканский мученик, и ирландский проповедник, и основатель монастыря в стране франков были столь же православны, как и их восточные братья и сестры. Казалось бы, это очевидно, но далеко не все "зарубежники" это понимали и принимали.
В 1947—1949 годы также редактировал «Православные сборники» в Париже.
С 1951 года жил в Англии, епископ Престона и Гааги.
С 1952 года — администратор приходов РПЦЗ в Северной Африке, изучал церковную историю этого региона в первые века христианства. Владыка Нафанаил развил в Африке оживлённую пастырскую работу среди русских, объединил паству вокруг строительсва полноценного храма в Тунисе.
С 1954 года жил в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, окормлял приходы в Мангейме и Берлине, преподавал Ветхий и Новый Завет. Был редактором «Церковного голоса» (1955—1964) и «Вестника православного дела» (1959—1963). С 1966 года — настоятель монастыря преподобного Иова Почаевского.
С 1961 года до смерти состоял членом Свято-Князь-Владимирского братства, неоднократно председательствовал на его общих собраниях, с 1964 по 1978 состоял в правлении Братства.
С 1971 года — временно управляющий Австрийской епархией. В 1975 года получил в распоряжение своей епархии бывший католический храм святой Бригитты в Вене. Он попросил у Архиерейского Синода РПЦЗ
разрешения вновь освятить храм в честь этой святой — ирландской подвижницы V века, имени которой не было в «зарубежных» святцах. Однако ответ из Синода долго не поступал, австрийские власти настаивали на скорейшем решении вопроса, и владыка Нафанаил по своей инициативе освятил храм в честь почитаемой им ирландской святой.
с 1976 года — епископ Венский и Австрийский.
В 1981 году возведён в сан архиепископа. В конце жизни жил на покое в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене. Полуслепой и практически лишённый возможности передвигаться, владыка Нафанаил наладил в этой обители значительную по масштабам издательскую деятельность, направленную на выпуск духовных книг и брошюр, тайно переправлявшихся в СССР.
В день святого великомученика Димитрия Солунского, в субботу 8 ноября 1986 года, после длительной болезни мирно почил в обители преподобного Иова. 11 ноября в обители отпевание владыки Нафанаила совершили преосвященные Антоний (Бартошевич), архиепископ Женевский и Западно-Европейский, и Марк (Арндт), епископ Берлинский и Германский, с сонмом священнослужителей и при большом стечении верующих из Германии, Австрии и Франции. Тело покойного было перевезено в Висбаден, где на следующий день была совершена панихида и погребение на русском кладбище у церкви Святой Елизаветы.
Современники отзывались о владыке Нафанаиле как о высокообразованном религиозном деятеле, проникновенном духовном проповеднике. По их воспоминаниям,
своими краткими беседами он открывал сердца и многих привёл ко Христу Спасителю.
Он обладал обширными знаниями в различных областях человеческой мысли, особенно в богословии, философии, литературе, был автором многих жизнеописаний в «Житиях святых», изданных Мюнхенским монастырем.