Памяти монахини Иоанны (Карловой)
† Монахиня Иоанна (Карлова)
Более пяти лет минуло со дня кончины насельницы Свято-Иоанновского монастыря (РПЦЗ) – монахини Иоанны (Карловой).
Мать Иоанна пришла в монастырь в 2002 г., будучи уже тяжело больным человеком. В течение шести лет, терпеливо преодолевая болезнь и искушения, она несла монашеский крест. 30 сентября/13 октября 2008 г. душа ее упокоилась в Господе. Похоронена монахиня Иоанна на сельском кладбище в Егоровке Одесской области. Несмотря на краткий по времени монашеский путь, мать Иоанна успела совершить много добрых дел для сестер и обители. И главное, ее трудами было положено начало развития в монастыре иконописного дела.
Монахиня Иоанна, в миру Галина Федоровна Стегасова (по мужу Карлова), родилась 11 сентября 1954 г. в поселке Мошково Новосибирской области. Через несколько лет семья Галины переехала в деревню Покровку Воронежской области, где прошли детские и юношеские годы будущей монахини.
В Покровке Галина росла под присмотром бабушки Мавры Андреевны. Родители девочки основную часть времени отдавали работе и поэтому не могли себя полностью посвятить ее воспитанию. Будучи неграмотной, бабушка, однако, прекрасно знала содержание Евангелия, православную догматику и до глубокой старости соблюдала церковные посты, все сопровождая молитвой. Это не могло не отразиться на духовном развитии внучки.
С ранних лет Галина обладала живым умом, любознательностью, хорошо рисовала. В 1970 г. после окончания восьмого класса она поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище. Окончив его, девушка уехала в Москву и работала на заводе художником-оформителем. Вскоре она вышла замуж. В 1975 г. родилась дочь Ольга. К сожалению, замужество оказалось неудачным, и вскоре Галина со своим супругом рассталась.
Оля росла болезненным ребенком. Однажды, когда ее жизнь была в опасности, мать обратилась со слезной молитвой к Богу: «Господи, я больше никогда не выйду замуж, только спаси Оленьку!» Дочь выжила, а Галина отнесла в храм свое обручальное кольцо.
Путь к православию для Галины был непростым. В начале 80-х годов, подобно многим людям, не имеющим опыта церковной жизни, она увлеклась восточной медитацией и другими подобными учениями. Однако вскоре ей помогли разобраться в духовных вопросах и встать на истинный путь книги иеромонаха Серафима (Роуза). Позднее ее настольными книгами стали творения святителя Игнатия (Брянчанинова) и святого праведного Иоанна Кронштадского.
Первоначально будущая монахиня духовно окормлялась в Донском монастыре, где находились мощи Святителя Тихона, Патриарха Московского, сугубо ею чтимого. Все ей было по душе в этом святом месте. Как она позже вспоминала, и священник был хороший, и монахи очень смиренные. Поэтому, когда пришло время Галине узнать об Истинной Православной Церкви, то не из-за внешних обстоятельств, но исключительно по идейным соображениям она покинула Московскую патриархию.
Так случилось, что Господь свел Галину с людьми, которые в советское время пострадали за православную веру. Они рассказали ей о Катакомбной Церкви, бывшей на территории России в безбожные годы, а также о существовании Русской Зарубежной Церкви. Таким образом, в 1992 г. Галина с дочерью стали прихожанками больничного храма Московской Марфо-Мариинской обители, которая относилась к Русской Православной Церкви Заграницей. Когда храм отобрала Московская патриархия, им пришлось ходить в домовые церкви РПЦЗ.
Еще в Марфо-Мариинской обители священник благословил Галину учиться иконописи, чего она и желала всей душой. В 1996 г. она поступила в иконописную мастерскую Андрея Запрудного в Твери. Более трех лет Галина обучалась там иконописи в стиле Московской школы XV века. Денег за обучение в мастерской не брали, однако и за выполненные заказы ученикам ничего не платили. Кроме того, работать приходилось в сыром подвальном помещении, а питание было скудным. Но, несмотря на пережитые тяжелые условия, мать Иоанна всегда с большой теплотой вспоминала эту мастерскую, самого Андрея Запрудного, который много дал своим ученикам как человек и как иконописец.
В 1998-99 гг. Галина расписывала иконостас в храме Святых Царственных Мучеников в Подольске. Примерно в это время ей был поставлен тяжелый онкологический диагноз. Врачи не оставляли ей шансов на жизнь, поскольку болезнь достигла уже последней, четвертой стадии. Тяжелое заболевание явилось толчком для переосмысления Галиной жизненных ценностей. Она поняла, что в миру больше жить не сможет.
4/17 июня 2002 г. в домовом храме московского прихода Святых Новомучеников и Исповедников Российских Галина приняла монашеский постриг с именем Иоанна в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Чин пострижения был совершен настоятелем Вышегородского Богоявленского монастыря Псковской области – иеромонахом Софронием (Мусиенко). Ввиду тяжелой болезни Галины, она была пострижена сразу в монашество, несмотря на то, что Епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (РПЦЗ) вначале благословил постричь ее в иночество.
Вскоре после пострига мать Иоанна приняла решение уехать в Ишимский Свято-Иоанновский женский монастырь, где, как она предполагала, по истечении недолгого времени ей придется отойти в мир иной. К тому времени врачи лечить ее отказались, и она уповала только на помощь Божию. Мать Иоанна созвонилась с игуменией обители – Матушкой Александрой и рассказала ей о своей тяжелой болезни, испрашивая благословения войти в число насельниц монастыря и выразив желание провести остаток дней в святом месте. Матушка Александра собрала всех своих сестер и передала им просьбу м. Иоанны, чтобы узнать их мнение на этот счет. Все сестры изъявили желание принять мать Иоанну в монастырь, предоставить ей надлежащий уход и, в свое время, достойное упокоение. Осенью 2002 г. мать Иоанна приехала в Ишим, думая, что дни ее земной жизни сочтены, однако Господь судил иначе. Еще целых шесть лет монахиня жила и трудилась во славу Божию в монастыре, черпая духовные и физические силы от благодатной святыни.
Преодолевая болезнь и искушения, монахиня Иоанна смогла, с Божией помощью, много сделать для монастыря. Под ее руководством несколько сестер обучались иконописи. К своему послушанию м. Иоанна всегда относилась очень ответственно и с большой любовью. Все события жизни она старалась оценивать сугубо с духовной точки зрения, а окружающие ясно ощущали монашеский настрой ее души и ревность к молитве. Как в миру, так и в монастыре м. Иоанне были чужды лицемерие и искание какой бы то ни было личной корысти. Ее душа всегда стремилась ко Христу и подвигу ради Него, вплоть до страданий. Болезнь постоянно давала о себе знать. Лекарства, которые принимала м. Иоанна, тормозили процесс развития рака, но вместе с тем давали и побочные эффекты, как, например, галлюцинации. Многое пришлось преодолеть монахине в духовном и физическом плане. Душа ее страдала, но боролась, побеждая искушения оружием Христовым – смирением, терпением и молитвой. Это был подвиг, скрытый от посторонних глаз.
До самого последнего дня, и даже на смертном одре, мать Иоанна давала советы своим ученицам, исправляя их работы. Все свое мастерство она передала сестрам, которые смогли после кончины своей наставницы работать самостоятельно. Много потрудилась монахиня Иоанна для монастырского храма. Большое Распятие с Предстоящими, Крест над Жертвенником, иконы Троицы, Евхаристии, Рождества Пресвятой Богородицы, Святителя Иоанна Шанхайского – все это ее работы. В храме также находится несколько отреставрированных ею икон – Божией Матери «Отрада и Утешение» и Казанской, Святителя Николая. Царские врата и диаконские двери были расписаны м. Иоанной и ее ученицами.
Во всех трудных обстоятельствах жизни монахиня Иоанна неизменно прибегала к молитве. Особенно она чтила Пресвятую Богородицу. Символично, что жизненный путь м. Иоанны начинался в Покровке, и именно перед самым праздником Покрова Божией Матери ее душа отошла ко Господу.
Вечная память монахине Иоанне!
Написали сестры Свято-Иоанновского монастыря (с. Егоровка, 12 декабря 2013 г.)
Комментарии
Фотографии монашеского пострига м.Иоанны.
Вспоминаются те дни, надо было писать прошение правящему архиерею о постриге, звонить, чтобы тогда еще о.Софроний, приехал т.к. в Москве не было иеромонахов. Наши "переговоры" с о.Софронием, какое имя дать матушке... Так как Владыка Евтихий благословил матушке быть приписанной к нашей второй общине в честь св.Иоанна, то матушка при постриге получила имя Иоанна. Наши московские прихожане, тогда первый раз присутствовали и молились за нее. Онаочень любила наш дружный приход, и хотя трудно было приезжать с другого конца города, всегда старалась быть на службах. По ее молитвам и дочь ее Ольга, продолжает быть на всех службах, хотя до храма надо проехать км.30, за что ее мужу Василию большое спасибо. Видно матушка молиться за него. Внук матушки Тихон, поет на клиросе в нашем приходе.
Вечная тебе память досточтимая мать Иоанна!
RSS лента комментариев этой записи