Синодик РПЦЗ 17/1 марта Архиепископ Феодосий (Самойлович) Бразильский и Сан- Паульский
Архиепископ Феодосий (Самойлович)
Владыка Феодосий родился 19 июня 1884 г. В патриархальной семье скромного, сельского священника Иоанна Самойловича в с. Мокраны Кобринского уезда Гродненской губернии и в крещении был наречен Павлом. Таинство крещения было совершено дедом по матери, заслуженным протоиереем о. Павлом Петровским, известным всему Полесью своей поистине пастырскою настроенностью и жизнью чуждой компромиссов. В юные годы он учился в Жировицком духовном училище, смотрителем которого в то время был П.Ф.Полянский, впоследствии митрополит Крутицкий. После окончания Литовской духовной семинарии в г. Вильно 6 августа 1907 г. Павел поступил в Петербургскую духовную академию. 9 июня 1912 г. он принял монашество с именем Феодосии в честь преподобного Феодосия Печерского, основателя монашества на Руси, от руки Епископа Георгия, впоследствии Митрополита Варшавского.
Каникулярное время, иеромонах Феодосий, проводил в древлеправославном Яблочинском монастыре, Холмской Епархии.
По окончании духовной академии с ученой степенью кандидата богословия, присужденной ему за исторический труд "Православные монастыри Гродненской епархии", он был назначен помощником смотрителя Томского духовного училища, а затем переведен на такую же должность в Обоянское духовное училище Курской епархии, где его и застала Первая мировая война.
В этом же году рукоположен во иеромонаха.
В 1918 году после закрытия училища находился в Обоянском Знаменском монастыре.
В 1919 году был священником в воинских частях.
В 1919 году переехал в Крым и назначен наместником Херсонского монастыря в Севастополе, - в том месте, где в свое время принял крещение князь Владимир. Затем руководителем Пастырско-богословского училища.
Прямой, честный и бескомпромиссный, русский всей душой, о. Архимандрит не мог оставаться в порабощенной безбожниками Родине и пойти на те уступки духу времени, которые предъявлялись священнослужителям. Он предпочел принять на себя тяжкий крест изгнаннической жизни. В 1920 г., после поражения белых, отец Феодосии покинул родину, разделив тяжелую судьбу изгнанника со многими духовными лицами и сотнями тысяч православных людей. В Константинополе служил госпитальным священником при русском посольстве. В 1921 году вместе с митрополитом Антонием (Храповицким) переехал в Сербию.
Вступил под омофор Сербской Православной Церкви, трудился в Тимочской, Шабацкой, Битольской и Пакрачской епархиях.
В 1930 году воссоединился с Русской Православной Церковью Заграницей.
В 1930 г. Архиерейским Собором отец Феодосии был избран на архиерейскую кафедру в Детройте. 28 декабря того же года в Белграде Митрополитом Киевским и Галицким Антонием совместно с архиепископом Курским Феофаном отец Феодосии был рукоположен в сан епископа1. В Детройте Владыка проявил себя стойким и бескомпромиссным борцом за православие. «Старожилы» Детройта помнят и чтут своего первого Архипастыря, что особенно выявилось в 1953г. При личном свидании Владыки с Детройтской паствой.
В 1934 г. православные, осевшие в Бразилии, обратились к Архиерейскому Синоду с просьбой открыть у них русскую православную архиерейскую кафедру и прислать им епископа. В октябре 1934 г. постановлением Архиерейского Синода (и благодаря личному участию управляющего Синодальной канцелярией отца Георгия Граббе) была учреждена Бразильская православная епархия, куда правящим епископом с титулом епископа Сан-Паульского и Всей Бразилии был назначен преосвященный Феодосии (Самойлович), служивший к тому времени епископом в г. Детройте и викарием Восточно-Американской епархии2.
Архиепископ Феодосии на приеме у президента Бразилии Ж.Кубичека
5 января 1935 г. владыка Феодосии, послушный законной Высшей Церковной Власти, оставил «текущую млеком и медом» страну и отправился в неведомые и малоизвестные края. Оказалось: жатвы много, а делателей не только мало, но полное отсутствие. С Владыкой прибыл в Бразилию бывший инок Оптиной пустыни иеромонах отец Пармен. Новоприбывшие столкнулись с обычной, к сожалению, косностью. Все заняты «злобой дня», запросы же духа забыты. С этого момента начинается его деятельность по устройству новой Русской православной епархии. Везде совершая поездки на расстоянии свыше 5000 км. Владыка лично руководил жизнью епархии. В 1939 г. Бразильская епархия РПЦЗ получила юридическое оформление, после чего был организован Епархиальный Совет. Епископ совершал строго уставные богослужения по воскресным и праздничным дням. Службы сопровождались песнопениями церковного хора, которым долгие годы управлял псаломщик Д.А.Суханов.
Помимо забот об удовлетворении религиозных нужд православных русских людей, рассеянных по Южной Америке, владыка был занят вопросом строительства храмов. За сравнительно короткий срок (восемь месяцев) в Сан-Пауло на пожертвования прихожан и деньги, выделенные для епархии протопресвитером отцом Константином Изразцовым, по проекту археолога Константина Трофимова, позднее принявшего священнический сан, был возведен Свято-Николаевский кафедральный собор, освящение которого состоялось 6 августа 1939 г.3. Со временем епархиальный храм превратился из приходского в один из центров православия в Южной Америке, а вновь учрежденная кафедра была призвана обслуживать все православные приходы на континенте (кроме Аргентины).
Более двух десятков лет владыка Феодосии являлся бессменным редактором и издателем единственного в зарубежье епархиального журнала - "Сим победиши". Епископ Виталий, викарий той же епархии, основавший обитель преподобного Иова Почаевского в Вила-Алпина, организовал типографию, которая издавала журнал "Православное обозрение" и выпускала церковные книги, богословские труды, русские православные календари4.
В круг забот владыки Феодосия входила миссионерская деятельность в других местах обширной Бразильской епархии. После окончания Второй мировой войны, с началом так называемой "второй волны" эмиграции, в Бразилию стали прибывать перемещенные лица (за 1947-1951 гг. сюда переехали 6,4 тыс. русских и украинцев)5. Среди них особенно много было детей и женщин с Дальнего Востока, из Китая, потерявших мужей. Им нужно было подать совет, помочь устроиться, найти приют, получить бесплатный совет у специалиста и прочее. Все обращались к Владыке, и никто не уходил от него не обласканным. Русская церковь оказывала этим людям посильную помощь в обустройстве, по мере возможности облегчала процесс адаптации. Девочек бесплатно определяли в учебные заведения, для мальчиков был открыт интернат Святого Владимира в г. Иту (в 100 км от Сан-Пауло), где местные отцы-иезуиты предоставили помещение, а промышленники и предприниматели пожертвовали оборудование и денежные средства6. С целью обратить людей в лоно церкви и помочь словом божьим вновь обращенным предлагали специально изданные молитвенники (молитвословы), в которых параллельно с церковно-славянскими текстами помещались переводы всех молитв на русский язык с объяснениями.
С прибытием в Латинскую Америку новых беженцев расширилась деятельность Бразильской епархии, увеличилось количество приходов и священнослужителей. По ходатайству владыки Феодосия Епархиальный Синод направил из Европы новых священников: членов Братства преподобного Иова Почаевского архимандрита Агапита (который в 1956 г. становится епископом Гоянийским, викарием Бразильской епархии), игумена Валентина и других.
В результате к началу 50-х годов Бразильская епархия включала в себя следующие приходы: при Свято-Николаевском кафедральном соборе в Сан-Пауло (настоятель - Владыка Феодосии); при обители Св. Троицы в Вила-Алпина (настоятель - иеромонах отец Павел); Покрова Пресвятой Богородицы в Вила-Селина (настоятель - митрофорный протоиерей отец Николай Предович); Преподобного Сергия Радонежского в г. Индианополисе (настоятели - протоиерей отец Александр Самойлович и иеромонах отец Серафим); Воскресения Христова в г. Вила-Анастасио (настоятель - протоирей отец Георгий Трунов); Преподобного Серафима Саровского в г. Карапикуива (настоятель - игумен отец Иннокентий);
Св. Мученицы Зинаиды в г. Рио-де-Жанейро (настоятель - митрофорный протоиерей отец Иоанн Наговский); Покрова Пресвятой Богородицы в г. Нитерой (настоятель - архимандрит отец Агапит); Всех Святых в г. Нитерой (обслуживал митрофорный протоиерей отец Иоанн Наговский); Преподобного Сергия Радонежского в г. Порто-Алегре (настоятель - игумен отец Валентин). Кроме того, действовали община Св. Мученика Пантелеймона в местечке Пратос и другие в городах Гояния, Понта-Гроса и Лондрина (штат Парана)7.
Приходы стали еще одной стороной деятельности владыки Феодосия: нередко он совершал в них уставные богослужения, важное место занимала обрядовая сторона церковной жизни. Находясь в католической стране, русской православной миссии удавалось жить в согласии с представителями другой конфессии. Так, в 1952 г. первый викарный католический епископ Бразилии преподнес в дар храму Св. Мученицы Зинаиды статую Спасителя, несущего крест, с надписью "Возрождение России явится результатом ее страданий". В свою очередь, представители русской православной церкви преподнесли католической церкви икону Божьей Матери8.
Архиепископ Феодосии как ценитель научного знания, преимущественно богословского, объединил вокруг себя лучших общественных и церковных деятелей русской эмиграции в Бразилии, которые проявляли заботу о твердости веры, благочестии и сохранении православных традиций и обрядов русского народа. Часто беседуя с ними лично, или же при посредстве почты. Кроме центрального органа Бразильской епархии "Сим победиши" в послевоенный период начали выходить и другие издания православного содержания. "Вера и верность" ("Бюллетень Постоянного совещания русских православно-национальных деятелей", печатался с 1950 г., редактор В.Д.Мержеевский), "Владимирский листок" (духовно-исторический ежемесячник общества Св. князя Владимира, председатель В.В.Гюльцгоф), "Дружеское слово" (ежемесячник для христианской общины и семьи, выходил с 1948 г.). На страницах православных изданий публиковались послания и статьи владыки Феодосия.
В мае 1953 г. под председательством архиепископа Феодосия прошел I съезд Бразильской епархии с участием мирян, а также высокопреосвященного Иоасафа, архиепископа Буэнос-Айресского и Аргентинского, владыки Антония, преосвященного епископа Лос-Анджелесского. На съезде были представлены доклады по широкому кругу вопросов, в частности: "Взаимоотношение пастырей и мирян" (отец Сергий Бородин), "Об участии мирян в церковном управлении" (В.Д.Мержеевский), "О материализме с христианской точки зрения" (протопресвитер А.Шабашев), "Единение и Церковь" (епископ Виталий), "О богослужении и миссионерстве в Бразилии" (архимандрит Агапит). На молебне при открытии съезда служили 3 архиерея и 13 священников14. В декабре 1954 г. прошел II съезд Бразильской епархии.
Долгий путь служения церкви Владыки Феодосия во многом определял духовное состояние русской эмиграции в Бразилии. Высшая церковная власть отметила достоинства владыки Феодосия выдачей благословенных грамот, а в 1950 г. он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Благодаря служителям, подобным отцу Феодосию, церковь сумела занять достойное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций русского зарубежья в странах Латинской Америки. Открытием новых приходов, строительством храмов православная церковь помогала русской диаспоре за рубежом пройти сложный путь адаптации и вживания в чужую среду.
Сатанинская злоба и здесь пыталась опорочить все эти христианские, часто не заметные добро делания. Но клевета - скоро проходит.
Скончался 1 марта 1968 года в Сан- Пауло.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ко дню 25-летия служения в архиерейском сане Феодосия, Архиепископа Сан-Паульского и всея Бразилии (1930-1955). Юбилейный сборник. Сан-Пауло, 1956, с. 7.
2 Там же. Стр.9
3Русская Православная Церковь Заграницей, т. 2, Нью-Йорк, 1968, с. 1219.
4Русская Православная Церковь Заграницей, т. 2, Нью-Йорк, 1968, с. 1219.
5 Б. С. Х о р е в, В. Н. Ч а п е к. Проблемы изучения миграции населения. - Статистическо-географическое исследование. М., 1978, с. 101.
6 За правду, 10.IV. 1954. - Библиотека-фонд "Русское зарубежье", с. 92.
7 Ко дню 25-летия служения... с. 17.
8За правду, 9.IV. 1952. - Библиотека-фонд "Русское зарубежье", с. 84. н Там же, т. 3, с. 28.