Синодик РПЦЗ Епископ Антоний (Дашкевич) Аляскинский 2/ 15 марта
Епископ Антоний 21 февраля 1859 , Волынская губерния — 28 марта 1934,Казынлык, Болгария — епископ РПЦЗ, епископ Аляскинский, викарий Северо- Американской епархии.
Биография
Родился в 1859 г. в Волынской губернии. Из семьи духовенства.
После окончания Волынской духовной семинарии принял священнический сан. Преподавал в Симферопольском духовном училище.
Был определён на церковную службу в Северо- Американскую епархию Русской Церкви. С 1896 по 1906 год служил настоятелем собора на Ситке и благочинным церквей Аляски.
Овдовев, в 1897 году был пострижен в монашество. В 1903 году был возведён в сан игумена.
В 1903 году был направлен Тихоном (Беллавиным) в помощь правительственным чиновникам, осуществлявшим топографическую съёмку и межевание, а затем оформление и регистрацию государственных патентов на церковные участки на Аляске[1].
В 1906 году перешёл в ведомство военного духовенства. Служил священником на флоте, в том числе на императорской яхте.
В 1906 году был возведён в сан архимандрита.
В 1906—1917 годах — благочинный духовенства Балтийского флота.
Собор Святого Архангела Михаила
St. Michael the Archangel Cathedral
После революции эмигрировал в Германию, затем переехал в Данию.
В 1919—1921 годах был настоятелем Александро-Невского храма в Копенгагене и духовником императрицы Марии Федоровны. Архиепископ Евлогий (Георгиевский), по своему признанию, сначала «отнесся к нему хорошо, а потом, изменил к нему отношение и стал его подтягивать»[2].
Участник Первого Зарубежного Церковного Собора, прошедшего 21 ноября- 4 декабря 1921 года в Сремских Карловцах.
11 декабря 1921 года был хиротонисан в епископа Аляскинского, викария Северо-Американской епархии. Архиерейскую хиротонию возглавил митрополит Антоний (Храповицкий) в Белграде.
Позднее епископ Григорий Граббе писал:
"Со слов [митрополита Антония (Храповицкого)] я знаю, что настоятель копенгагенской церкви архимандрит Антоний (Дашкевич), был рукоположен во епископа Аляскинского в 1921 году по предложению Патриарха Тихона, но в каком порядке это предложение было сообщено, я не знаю" [3].
Храм Александра-Невского в Копенгагене
Уже в 1921 году сведения о нестроениях в американской Церкви достигли Москвы. Патриарх Тихон решил послать в связи с этим в Америку ревизию. Ревизором был назначен находившийся в это время в Берлине митрополит (тогда архиепископ) Евлогий. От выполнения, возложенного на него поручения, митрополит Евлогий уклонился. В свою очередь находящееся в Сремских Карловцах эмигрантское Временное Высшее Церковное Управление отправило ревизовать Североамериканскую епархию Антония (Дашкевича), им же новоназначенного епископа Алеутского и Аляскинского. Впечатление о состоянии дел в Североамериканской епархии у епископа Антония сложилось крайне отрицательное, отчёт, в котором в крайне неблагоприятном свете была представлена деятельность архиепископа Александра (Немоловского) и митрополита Платона (Рождественского) был послан им в Сремские Карловцы, а оттуда отправленном в Москву (но, судя по всему, до места назначения не дошедшем). Подобное вмешательство Временного Высшего Церковного Управления (позже Архиерейского Синода) в американскую церковную жизнь вызывало крайнее раздражение митрополита Платона. После представления доклада епископа Антония в ВВЦУ Заграницей архиепископ Александр (Немоловский) навсегда покинул Северную Америку. В1924 г. на Детройтском соборе митрополит Платон (Рождественский) в одностороннем порядке провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке. После конфликта, произошедшего на Соборе в Сремских Карловцах 1926 года, митрополит Платон полностью прервал отношения с Архиерейским Синодом.
Что касается архиепископа Александра и митрополита Платона, то к ним митрополит Антоний обращался через Высшее Церковное Управление Заграницей следующим образом: «В виду страшных испытаний и гонений, коим подвергается Российская Православная Церковь, и исключительности переживаемого ею момента, когда особенно требуется церковное единение для согласованного успешного противодействия врагам Церкви, просить Высокопреосвященных Митрополита Платона и Архиепископа Александра не расчленять единое тело Российской Православной Церкви»
В 1922 году был уволен на покой по болезни. Жил на покое в Бостоне (США), а затем в Шипке (Болгария).
Скончался от кровоизлияния в мозг 15 марта 1934 года [4] в городе Казынлык, Болгария, в государственной больнице. Похоронен на Русском кладбище при Храме- Памятнике Шипка.
Приложения
ПИСЬМО ЕПИСКОПА АНТОНИЯ (ДАШКЕВИЧА)
ПАТРИАРХУ ТИХОНУ
Вашему Святейшеству –
Счастлив принести все свои лучшие и искреннейшие
пожелания ко дню Ангела. Воспоминания переносят на
много лет назад и вселяют надежду на лучшие просветы
будущего...
Милостию Божиею призван я к архиерейству. Бремя
нелегкое, потому что такое же и время. Ситха[5]обнищала,
обветшала. Все ее лучшие деятели перемерли. Собор
течет, рушится. Туда же потянулся согнувшийся и даже
падающий дом. В корване[6]по краткому доношению
настоятеля «ни цента». Церковные земли Аляски митрополитом
Платоном заложены, и есть подозрение, что
в таком же вавилонском обороте и многие из церквей.
Митрополит Платон и преосвященный Александр
увертливо отмалчиваются при спросе об этих операциях и
наличии к сему документов. Одно слово: старушка Ситха
– «разбитое корыто».
Конечно, Богу содействующу, долг нашего послушания
– принять меры, чтобы зашевелились ссохшиеся кости.[7]
В Карловцах меня нарекли Алеутским и Аляскинским.
Я рад был бы слышать подтверждение сего от Вашего
Святейшества, атлантические же владыки сами о себе могут
возглаголать в подобающих доводах — кому какая честь по
месту делания. В виду крайней бедности Алеутской епархии
я покорнейше также просил бы прирезать ей четыре прихода
по тихоокеанскому побережью, по той линии, что раньше
вмещалась старая русская Америка: Сеаттли, Пуебло,
Гортс Горн и Сан-Франциско. Конечно – оговариваюсь –
кафедральной резиденцией остается историческая Ситха.
После ежегодных объездов высаживаться нужно будет в
одном из указанных мест, а также иметь месячный отдых
за труд далекого благовествования, это такая привилегия,
коею по Вашей милости я уже пользовался во дни оны.[8]
Доклад о ревизии повелено Высшим Русским
Церковным Управлением представить Вашему
Святейшеству через Американские благотворительные
организации.[9]Заключение по сему делу означенным
Управлением направлено по другому тракту, мне же дано
знать, что доследование произведено «исчерпывающе,
правильно и честно».
Вашего Святейшества преданный слуга епископ
Антоний
13 VIII 1922
ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. No 26. Л. 94—95.
1 ↑Аляскинское викариатство // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 91-92. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
2 Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни. Воспоминания, М., 1994, 401
[3] http://zarubezhje.narod.ru/av/a_042.htm
4 ↑Bishops Who Died within the Hierarchy of ROCOR (by dates) - ROCOR Studies
5 Ситха (в современном написании Ситка) – исторический центр православия в Америке на Аляске.
6 Корвана – церковная казна.
7 Образ заимствован из книги пророка Иезекииля (37, 1– 14) – пророчество, читаемое на утрени Великой Субботы.
8 Еп. Антоний в прошлом служил в подчинении у Патриарха Тихона, когда тот занимал американскую кафедру.
9 Согласно сохранившемуся в архиве письму митрополита Евлогия (Георгиевского) (см. No 6 в разделе I ч. I настоящего тома) отчет был отправлен через Ригу
Примечание
У епископа Антония есть расхождения в дате смерти, у нас в Синодике стоит 2/ 15 марта. А во многих источниках 15/28 марта. Точнее сказать стоит в основном только 15 марта.1) http://zarubezhje.narod.ru/av/a_042.htm, 2) http://drevo-info.ru/articles/18312.html, из этой даты в разные стороны отступают.
У нас к 2-е, в википедии на основании этого сайта http://www.rocorstudies.org/church-people/lives-of-bishops/2011/11/27/reader-isaac-lambertsen-bishops-who-died-within-the-hierarchy-of-rocor-dates-by-calendar-order/ в сторону 28 числа
15/28 March Metropolitan Methodius of Harbin & Manchuria 1932 and Bishop Anthony of Alaska & the Aleutians 1934
Комментарии
Из переписки еп.Амфилохия (Вакульского) к свящмуч. Иоанну (Поммеру), где он ссылается на письмо "архиеп" Евдокима (Мещерякова) опубликованное в тогдашней газете "Правое дело" №107, где он ("архиеп" Евдоким) предлагает дать место еп.Антонию. И прямо обвиняет еп.Антония, что он - живоцерковник, отступник от православия, проживает возле Бостона со своей женой! В том же сборнике писем, митр.Платон обвиняет еп.Антония - как неверующего епископа, приводя в пример, что он за три года по назначению на кафедру - не служил.
Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях, также упоминает, что "он не доехал до Аляски ...".
Что касается назнаения еп.Антония по благословению Св.Патриархом Тихоном, то еп.Амфилохий пишет, что он был прислан "без ведома Святейшаго", а в бытность когда будущий Святитель был епископом Алеутским, отстранил его от дел благочинного Аляски.
Еп.Инокентий (Пустынский) вывел о.Антония из клира Аляскинского викарианства.
Есть большая ошибка в почислении его за штат. В прилагаемом повествовании указана дата 1922 год.
Но читая "Церковные Ведомости" 1924 г.,№3-4, стр.2, видим: "Определение Архиерейского Синода от 25 января-7 февраля с.г. постановило: 1.Преосвященног о Антония Епископа Алеутского и Аляскинского, уволить согласно прошению, по болезни, на покой. 2.Суждение о местопребывании Преосвященного Антония иметь по окончании им клинического лечения".
Может причина его почисления на покой - была другой?
После этого указа, он уже больше не упоминается в церковной жизни РПЦЗ.
Конечно хочется верить, что это недоразумение.
ps: Интересная судьба и русского кладбища в Шипке. До 1934 года оно принадлежало РСФСР (СССР) и лишь 23 июля 1934 г. храм-памятник Рождества Христова и прилегающие к нему здания и земли были переданы представителем СССР в собственность Болгарии. Но до 8 ноября 1952 г. в храме существовало русское благочиние МП.
RSS лента комментариев этой записи