Синодик РПЦЗ протоиерей Сергий Щукин 23/5 декабря
Протоиерей Сергий Щукин
(Щукин Сергей Сергеевич)
(1891 - 1977)
Родился в 1891 г. в г. Ростов-на-Дону в семье инженера-железнодорожника. Учился в специализированном московском техническом учебном заведении. В 1918 г. получил диплом инженера-химика. Активный участник московского, а затем ростовского отделения Российского студенческого христианского движения. В 1934 г. был арестован органами НКВД за религиозную деятельность. Приговорен тройкой к пяти годам заключения по ст. 58, п. 10 (контрреволюционная агитация). Ссылку провел в Ухто-Печерских лагерях в Коми. В 1943 г. эвакуировался на Запад. В 1946 г. рукоположен епископом Нафанаилом (Львовым) в сан иерея на Благовещение в барачном храме св. Прокопия Устюжского в г. Гамбург (Германия). Жил и служил в лагере для перемещенных лиц Фишбек под Гамбургом (Германия) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). С 1949 г. служил в г. Брадфорд (Йоркшир, Англия). В 1952 г. переехал в г. Торонто (пров. Онтарио, Канада). Протоиерей. Служил вторым священником в Торонто. Активно работал с молодежью, организовал приходскую школу, Владимирский кружок для старшей молодежи. С 1966 г. до своей кончины был настоятелем Свято-Троицкого храма в г. Виндзор (Канада). Митрофорный протоиерей (1976). Скончался 5-го января 1977 года.
Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США).
Р. ПЛЕТНЕВ ПАМЯТИ О. СЕРГИЯ ЩУКИНА
Я познакомился с о. Сергием в начале 1954 года, когда он привлек меня не только прочесть лекцию-две, но и стать "советником" Кружка (Общества) св. Владимира Равноапостольного в городе Торонто. Вскоре я почувствовал высоту духовного роста, глубину знаний о. Сергия и стал гордиться его дружбой. Наша связь не ослабевала с годами и если мы не могли видеться, то вели регулярную переписку. Последнее письмо о. Сергия было за десять дней до его кончины.
Прежде чем я сообщу некоторые сведения из жизни и трудов покойного, мне думается важным дополнить ту характеристику о. Сергия, которую дал в своей статье в " Новом Русском Слове " в 1977 г., вскоре по смерти о. Сергия, солагерник его. писатель и поэт Б.А. Филиппов. В Протоиерее Щукине было огромное трезвение ума, столь ценимое великими Учителями и св. Отцами Церкви. Я жаловался на душащий меня гнев на коммунистов и особенно на большевиков. Отец Сергий мне заметил, что и справедливый гнев, на хулителей Духа Святого, гнев часто бессильный, замутняет духовное начало и отягощает душу. Человек в гневе уже плохо различает грех от грешащего, а и он сам, гневающийся, в чем-то виновен, как член нации и человечества. Когда я однажды сурово и беспощадно критиковал одного нашего общего знакомого, о. Сергий молчал и всматривался в меня. — Что ж ? Разве то, что я сказал, есть неправда и ложь, преувеличение ? — спросил я сгоряча. Отец Сергий на это возразил приблизительно так: "Знаете ли вы и положительные черты характера этого человека ? " Я задумался. Да, говорю, он честен, он очень прилежен в работе. — Видите, вот вы и думайте, говоря о нем или с ним, о всех его добрых качествах, отметая то, что вы находите дурным. Я послушался, и очень многое легче и гораздо успешнее потекло в наших отношениях с тем, кого я критиковал в запальчивом увлечении. Никогда я не слышал осуждения человека, а не его греха со стороны о. Сергия. Раз мы говорили о Сталине. Отец Сергий тихо и грустно произнес: — "У Сталина уже не было совести, она была выжжена злом". Не менее удивляла и восхищала меня способность о. Сергия проникнуть в ряд характеров и сказать, как тот или другой будет действовать. И ни разу не было ошибки. А если я не обратил внимания и попал впросак, то о. Сергий ни разу мне не сказал: " А помните, я предупреждал вас ?" Он просто уже не вспоминал своих слов. Помнил, да не напоминал.
Важный и интересный был как-то у нас разговор о Толстом. Очень мягко, но ясно о. Сергий дал мне понять, что беда последних дней Толстого была в угашении смирения и оттого невозможности покаяться. Тут же он добавил, что выше Православия нет религии. Истинность же его догматов и преданий засвидетельствована рядом мистических откровений. При разговоре о нашем старчестве, я спросил, пресеклось ли оно со смертию о. Нектария оптинского. На это прямого ответа я не добился. Интересовал меня этот вопрос потому, что от бывшего лагерника я слышал еще будучи в Торонто, что в лагере был один юродивый Христа ради. Его все любили и немножко побаивались. Он обладал прозорливостью и чтением мыслей. Оптина прекратила свое земное существование, но исчезло ли и старчество с его долгой традицией ?
Отец Сергий был весьма и разносторонне одаренным человеком, кроме своей специальности талантливого инженера и теоретика он был и богословом, а сверх всего, когда хотел, мог писать и серьезные и добродушно веселые стихи.
Потерю в земной жизни такого друга и совето-давца нечем заменить и печаль пекуче-горькая обвивается около сердца. Но верю, он в Селениях праведных помолится о всех его друзьях, еще живых и любящих его. И по смерти — Любовь есть, ибо Она есть и "бездна осияния".
Скончался он в светло-радостном настроении в 10 часов утра 5-го января 1977 года. Он причастился Святых Таинств в полном обладании своего ума и духа.