Архиепископ Афанасий (Мартос). Жизнь прихожанина
Цель земной жизни каждого человека — это спасение своей души в вечности. Православная вера и Православная Церковь содержат всё то, что нужно для достижения этого спасения. Епископ Феофан, знаменитый Вышинский затворник, пишет следующее: “Веруй во всё, во что веровать повелевает Святая Православная Церковь, и, приемля благодатные силы через Таинства и взгревая их через участие во всех Богослужениях и через исполнение всех других постановлений Святой Церкви, иди неуклонно путём заповедей, Господом Иисусом Христом нам предписанных, под руководством законных пастырей, и спасёшься”.
Церковь имеет двоякое значение: с одной стороны она есть “от Бога установленное общество людей, соединённых Православной верою, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами” (катехизис), а с другой стороны в практике принято называть православный храм церковью. Православный христианин относится к одному и другому названию с благоговением и уважением.
Слово Божие учит, что Церковь, как общество православных верующих людей, есть живое мистическое тело Христово, Глава, которой есть Сам Христос. Церковь, как Тело Христово, исполнено благодати Божией, спасающей и освящающей силой Божией. Поэтому всякий, кто пребывает своею верою в лоне Церкви Православной, спасается для жизни вечной. В символе Православной веры мы читаем следующее определение: “Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Этими словами мы выражаем свою веру, что Православная Церковь едина во всём мире; она пребудет таковой до скончания сего века. Поскольку Православная Церковь существует во всём мире и к ней принадлежат все народы, исповедующие Православную веру, то она называется Вселенской. Существующие отдельные Православные, так называемые Поместные Церкви, как например: Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Болгарская, Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и другие автокефальные Церкви, нисколько не нарушают единства Вселенской Православной Восточной Церкви. Все эти Церкви имеют собственное управление, независимое от другой, но сохраняют единство Православной веры, единство Таинств, единство благодатных даров Святого Духа, единство в общении молитвенном. Мы являемся чадами Русской Православной Церкви Заграницей, а через неё принадлежим к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Православной Церкви.
Господь Иисус Христос, основывая Свою Церковь, установил в ней священную иерархию, т. е. епископов, священников и дьяконов. Избранные для служения Церкви в каждой из этих священных степеней посвящаются или рукополагаются, а не самозвано становятся таковыми. Причём это рукоположение должно быть совершенно законно, т. е. канонично. Без канонического рукоположения посвящение не действительно. Через законное рукоположение в таинстве священства сообщается благодать Всесвятого Духа рукополагаемому в священный сан. Эта благодать даёт ему право священнодействовать, учить и управлять в Церкви Христовой. Миряне не имеют этих прав и не могут совершать никаких священнодействий. Самозваное исполнение священных действий не есть священнодействие, а кощунственное действие, глубоко оскорбляющее Самого Господа.
Из трёх степеней священства епископство есть самое высокое по дару Духа Святого. Епископ есть преемник или наследник Святых Апостолов по благодати. Он имеет всю полноту Апостольской власти. Святые Отцы Первохристианской Православной Церкви и Священные каноны Вселенских соборов, основываясь на Священном Писании, ставят епископский сан очень высоко в церковной иерархии. “Без епископа нет Церкви”, “Кто не с епископом, тот не со Христом” — таково учение Православной Церкви. Без воли и благословения своего епископа никто из клира и мирян не имеет права ничего делать в Церкви. Священники и дьяконы исполняют свои священные обязанности только по полномочиюи с благословения своего епископа. Таким образом, по установлению Иисуса Христа, епископы, а через них и священники являются устроителями и управителями в Церкви Христовой, работниками на ниве церковной. Архипастырям и пастырям Господь вверил души верующих приводить в послушание веры, руководить их в жизнь вечную. Они являются вдохновителями и устроителями, как всей Церкви, так и отдельных малых церквей или приходов. С них Господь спросит ответа за судьбы Церкви, за судьбу прихода, ими возглавляемого, за судьбу отдельных православных христиан, вверенных их духовному водительству. Священство есть служение страшное и ответственное перед Богом. На этом начале созидаемая жизнь в приходах освящается благодатью живущего в Церкви Спасителя Иисуса Христа.
Воодушевляющая вера, естественно, подвигает всех прихожан на живое деятельное участие в церковной жизни. Здесь каждый прихожанин несёт и должен нести своё послушание, порученное ему духовным пастырем. От этого послушания никто не может уклониться, не причинив ущерба душе своей. Уклонение отдельного прихожанина от возложенного на него послушания удаляет его от надежды на достижение спасения своей души. И наоборот, добросовестное исполнение своего послушания или своего служения в Церкви есть дело спасительное, приносящее великую пользу душе. Всякое доброе дело, исполняемое с усердием для блага Церкви в приходе, принимает Господь и как бы складывает на весы христианских добродетелей делателя. Счастлив тот, кто в течение своей земной жизни накопил много таких добродетелей. В каждом приходе открывается широкое поле для делания, и даются большие возможности для накопления христианских добродетелей.
Церковно-приходская деятельность может выражаться в разных видах и формах. Один поёт в церковном хоре, другой читает при Богослужении, третий управляет церковным хором, четвёртый трудится над уборкой и украшением храма, пятый прислуживает в алтаре и помогает священнослужителям, шестой шьёт и чинит священные облачения или возжигает лампады, седьмой занимается приходской благотворительностью, восьмой жертвует на сооружение храма, девятый учительствует в церковной школе, десятый увещевает и обличает заблудших и отступивших от Православия и т.д. Исполнение должности церковного старосты или члена приходского совета, или казначея, или ревизионной комиссии приносит душе пользу, ибо это служение Церкви, а служение Церкви есть служение Христу. Душеполезным служением является служение Церкви в сестричестве, ибо это служение посвящается Дому Божию и делается во славу Божию. И все виды церковной деятельности приносят пользу душе делателя, если он исполняет это во славу Божию, для спасения души своей, в простоте сердечной, а не ради гнусной корысти или движимый честолюбием. Святой Апостол Павел называет служение Церкви созиданием тела Христова (Еф. 4:11-13).
Служа Церкви, нельзя вносить расстройство в церковную жизнь. Всякое расстройство в церковной жизни, вносимое отдельными лицами или группами лиц, есть большой грех, противный Богу, строго осуждённый святым Апостолом Павлом (1 Кор. 1:10-12). Разделение в церковной жизни или вражда в Церкви уничтожает спасительное дело Христово. В своей церковной деятельности каждый должен поступать соответственно наставлению Слова Божия, в котором сказано: “Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил… И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования: то имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли — в учении, увещатель ли — увещевай, раздаватель ли — раздавай в простоте, начальник ли — начальствуй с усердием, благотворитель ли — благотвори с радушием, любовь да будет не притворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру, будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы; в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве… Будьте единомышленны между собою; не высоко мудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь (заботьтесь) о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12:3, 6-18).
Это наставление Апостола указывает нам тот путь, по которому мы должны шествовать, чтобы достигнуть вечного спасения. На строго христианских принципах устраивалась вся церковная жизнь первых веков Христианства. Христиане тех веков были высоконравственными в своей частной и семейной жизни. На строго православных принципах должна устраиваться и наша жизнь ныне. Если высокое благочестие первых христиан нам кажется ныне непосильным, то всё же к их идеалу нам нужно стремиться. Древняя и новая Русь воплощала в своей жизни христианские идеалы. Сонмы святых угодников Божиих, в земле Российской просиявших, свидетельствует об этом. Все они являются нашими небесными заступниками и молитвенниками пред престолом Всевышнего. К их заступничеству мы должны почаще обращаться с горячей молитвой. Их небесная помощь всегда является действенной. Русские православные люди глубоко верили в это, служили молебны и десятками тысяч ходили на поклонение мощам этих святых Угодников, глубоко почитали память своих небесных покровителей, имена которых, полученные при крещении, они носили. И вера их не оставалась тщетной. Благочестие русского народа искони сияло ярко на весь православный мир. Вся жизнь его не только личная и семейная, но даже общественная и государственная была проникнута церковностью. Жертвенной рукой созидались великолепные храмы, соборы и монастыри. Вся Русь была густо усеяна множеством храмов Божиих, в которых ежедневно совершались Богослужения. В праздничные и воскресные дни эти храмы были переполнены молящимися, в них искусно пели мощные хоры, совершались торжественные Богослужения. Опаздывавших в церковь на Богослужение тогда было мало, ибо все стремились попасть к началу Богослужения. Разговоров, перешёптываний, расхаживаний по храму во время службы не было. Все пребывали на молитве в благоговейном настроении. Мужчины стояли справа, а женщины слева в храме. Женщины все молились с покрытыми головами и вели себя скромно и смиренно. Молящиеся сознавали, что они находятся в Доме Божием пред лицом Самого Господа, Который взирает на них и знает их помышления. Народ любил свои храмы и много жертвовал на их украшения и содержание. При каждом храме жизнь била ключом. Русский человек нёс туда своё горе и свою радость. По его молитвам Господь помогал ему и давал силы нести свой житейский крест, который для многих был очень тяжёлым. Неверующих тогда не было на Руси, а все принадлежали к своему приходскому храму, являясь его прихожанами. Настоятель у них был не только священником, но и истинным отцом духовным. Он знал своих прихожан, называл их по именам, а прихожане были его детьми, которые относились к нему с уважением и любовью.
Наш народ уважал и умел уважать своё духовенство. В таком виде и в таких формах развивалась церковная жизнь на Руси со дня крещения её при Великом князе киевском святом Владимире, и раньше его, со дня святой благоверной княгини Ольги. Русские люди, очутившись по воле Божией на чужбине и расселившись по разным странам, воспитанные в православной вере, начали устраивать свою жизнь в новых условиях с сохранением благочестивых традиций своих славных предков. Везде, где поселилась более-менее значительная группа русских эмигрантов, там был воздвигнут храм Божий трудами и жертвами русских поселенцев. Вокруг этого храма сосредотачивалась не только церковная жизнь, но и общественно-политическая. Сооружённый храм становился объединительным центром.
При явной помощи Божией и большой жертвенности многих русских людей доброй воли, мы создали великолепный храм Божий в столь короткое время, что у одних вызвало недоумение, а у других восторг. Этот храм является нашим кафедральным собором и будет таковым для всех архипастырей Аргентинской епархии Русской Православной Церкви заграницей. Отныне вокруг собора должны объединиться и под моим архипастырским омофором сгруппироваться в одну дружную семью все русские люди, находящиеся не только в Буэнос-Айресе, но и в других городах Аргентины.
Если первый русский храм в этом городе, сооружённый более полсотни лет тому назад, послужил местом церковного раскола и большой церковной смуты по вине своекорыстных людей, то сей собор может ныне объединить их, ранее отклонившихся от церковного русского единства. Ничто не препятствует им возвратиться назад в лоно Русской Православной Церкви и быть с нами“в единстве духа, в союзе мира, «по выражению Святого Апостола Павла (Еф. 4:3). Пробуждаемый этим благочестивым желанием я призываю вас и всех русских людей сплотиться здесь, возле сего кафедрального собора и объединиться теснейшим образом в горячей молитве об отпущении грехов многих, о спасении души своей, об освобождении родины нашей от коммунистического ига. Нам не о чем враждовать друг с другом, нам нечего делить между собой. Но зато у нас много данных для объединения. Единство спасает, а раскол губит. В Буэнос-Айресе много православных людей, но далеко не все они состоят прихожанами в том или ином приходе, как полноправные его члены. И такое явление свидетельствует о несознательности наших соотечественников в церковном отношении. Многие не состоят в приходе, потому что не понимают значения и важности этого дела. По определению Приходского Устава Всероссийской Церквивремён святейшего патриарха Тихона, “приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящих из клира и мирян, пребывающих на определённой местности и объединённых при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального Архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля.” “Назначение прихода состоит в том, чтобы православные христиане, объединённые верой во Христа, молитвами, христианским учением и церковною дисциплиною, содействовали друг другу в достижении спасения через участие в Таинствах, христианском просвещении, доброй жизни, в делах христианского благотворения и имели попечение о нуждах своего храма, причта и прихода с его учреждениями, а также о нуждах обще-епархиальных и общецерковных Русской и Вселенской Церкви”. Как видно из этого определения, приход не есть организация светского характера, преследующая земные цели.
Приход есть общество чисто религиозное, освящаемое благодатью Духа Святого. Каждый член прихода, исполняющий требования Церкви и церковной дисциплины, спасается для вечности. Пребывающий в приходе, пребывает в лоне Православной Церкви, ибо приход есть малая церковь. Вот почему так важно состоять членом прихода и нести на себе все тяготы церковной жизни. Жаль, что многие не желают состоять прихожанами, уклоняясь от активного участия в церковной жизни.
О спасательной пользе состояния членом прихода я приведу пару примеров, взятых из действительной недавней жизни. В одном из приходов нашей Епархии несколько лиц сожительствовали без церковного брака, что является тяжким нарушением Закона Божия. При моём посредстве эти лица обвенчались в Церкви и стали полноправными прихожанами и искренне благодарили меня, что я увёл их с грешного пути и ввёл их в церковную жизнь. Таких примеров можно было приводить много. В другом приходе сестричество состояло почти на половину из незаконно сожительствующих женщин. Когда мы объяснили, что они не имеют права состоять в сестричестве без церковного брака, то часть из них немедленно обвенчалась в церкви. Таким образом, как видите, церковная дисциплина имеет благотворное влияние на исправление грешников.
Опасение исключения из состава прихода должно удерживать истинно верующих и церковных людей от впадения в тяжкий грех. Согласно церковным правилам, прихожанами признаются все лица православного исповедания, живущие в пределах данного прихода и сохраняющие живую связь с приходским храмом. Все эти лица вписываются в особую приходскую книгу вместе с их семействами. В этой книге отмечаются фамилии, имя, отечество, звание и род занятий каждого, сколько лет или дата рождения и крещения, дата бытия и исповеди и Святого Причастия, вступления в брак, время смерти, время переселения в приход или выбытия из него. Обязанностью прихожанина является: принимать участие по воскресным и по возможности праздничным дням в Богослужениях в своём приходском храме, несколько раз в году исповедаться и причащаться Святых Тайн Тела и Крови Христовых, принимать участие в делах благотворения, христианского просвещения и взаимопомощи. Вот в таком виде представляется жизнь и деятельность доброго прихожанина Православной Русской Церкви, ревнующего о своём личном спасении и о развитии прихода, к которому он принадлежит.