Блаженнейший Митрополит Антоний: Неделя о блудном сыне
(Лк.15:11-32). Эта притча может быть наиболее известна, и потому мы напомним лишь некоторые мысли, которые она в нас вызвала. Притча отмечает постепенность внедрения пороков. Им противостоит добро, виденное человеком в своей жизни, и если бы не это препятствие, то порок внедрялся бы в человека и в общество с быстротой брошенного камня и изуродовал бы его и окружающих. Блудный сын не погиб («в себя пришел»). Поводом к раскаянию послужил голод. Это – драма повторяющаяся всегда и в наши времена. Голод и нужда – это повод к покаянию, первый толчок; добрые воспоминания – указывают путь покаяния. Блудный сын едва ли бы покаялся, если бы не вспомнил добро, которое он прежде видел. Это надо помнить всегда и надо помогать друг другу, чтобы у людей были воспоминания добра; помогать и внутренне, и внешне.
Путь покаяния и возвращения к добру – путь далекий. Его можно пройти лишь с искренним чувством. Но помните, что идущего видит издалека его Отец, и возвращающийся «мил ему был».
Слова блудного сына, обращенные к Отцу, – это обстановка спасения: порочное само приговаривает себя к наказанию, само осуждает себя и наказание признает заслуженным и справедливым. Неужели, скажут, он не понимал, что это было бы жестоко со стороны Отца взять сына в число наемников. Нет, он не считал Отца жестоким, но наказание почитал справедливым и заслуженным – таково всегда всецелое покаяние, и в ответ на него Отец одевает его в первую, или прежнюю, одежду.
Покаяние есть надежное и прочное условие возрождения. В покаянии есть горечь, но есть и элемент радости, ибо за покаянием стучится в сердце и надежда. Но покаяние наступает постепенно, и путь возвращения не близкий. Редко сразу прекращаются пороки. У отступивших от Бога есть голод духовный, но есть и грубость души, и избалованность сердца.
Страдания и голод, говорим, есть первое средство к возрождению. Но и помимо них могут наступить покаяние и умиление: вспомните Закхея, который не нуждою гони- мый, с такою искренностью и силой отдался покаянию и умилению, что стяжал спасение себе и дому своему.
Старший сын не обрадовался возвращению брата и его примирению с отцом. Почему? По зависти. Это тяжкий грех, и столь распространенный, и какая сила этого греха. Из-за нее избивали Апостолов и убили Христа: «Пилат видел, что из зависти предали Его». Зависть кипит в сердце как ненависть, но она еще связана с клеветой. Мы не свободны от зависти, она многих среди нас приводит к злодеяниям, и если сравнить наше отношение к жертве наших злодеяний из зависти с отношением иудеев ко Христу, то надо сказать, что последние лучше нас, потому что они верили, что поступают правильно, чего нет теперь, и теперешние враги Христа не лучше, а хуже той страшной толпы злодеев, которая добивалась распятия Его. Вся жизнь Европы есть борьба со Христом, и все, говорящие со злобой или насмешкой о Евангелии, - соучастники этой борьбы. Ужаснемся же глубине падения врагов Христовых и тому, что нет такой высоты, на которую бы не посягала клевета.