Епископ Григорий (Граббе). Как Блаженнейший Митрополит Антоний создал Зарубежную Церковь *)
Сегодня много говорилось о любви, которою исполнена была личность Блаженнейшего Владыки Антония. Это естественно, ибо любовь была главной его отличительной чертой. И так многогранна его личность, что находятся все новые и новые проявления его любви, о которых каждый из нас может оказать нечто интересное. Я со своей стороны позволю себе сказать несколько слов о том, как эта любовь Владыки Антония послужила делу создания Зарубежной Русской Церкви.
Можно сказать, что силы и условия для создания ее накоплялись благодаря Владыке Антонию за много лет до нашего изгнания. Они накоплялись его делами любви по отношению к православным других племен и теми узами, которые связывали его с другими Православными Церквами. Эти узы были таковы, что независимо ого его громадного научного авторитета, для многих и вне России делавшего его мерилом православности и каноничности, отношение этих Церквей к нему и выехавшей с ним иерархией само собою исключало строгий формализм, а было как бы порывом ответной любви к нему.
Владыка Антоний всем своим существом жил в Церкви. В ней не было для него ничего безразличного или мало интересного, и жизнь каждой Поместной Церкви была также близка его душе, как жизнь его родной Церкви, а чада каждой Поместной Церкви были для него близкими братьями. Поэтому он не только оказывал широкую помощь учащейся молодежи из других православных стран, но и живо откликался на церковные события на Востоке. Будучи лишь епархиальным архиереем, он уже имел большие личные связи. Таким образом, он был известен на Востоке не только как выдающийся великий ученый богослов, но и как свой, близкий человек, который всегда готов оказать всякого рода помощь.
_________________________
*) Речь, сказанная на чае в память Блаженнейшего Митрополита Антония 28 июля/10 августа 1937 г. в Белграде.
Этим, кажется мне, объясняется, что с появлением его во главе русской иерархии в беженстве, Автокефальные Церкви не задумываясь пошли навстречу его желаниям, с невероятной легкостью положив начало казалось бы новому каноническому факту. Конечно появление беженцев с такой многочисленной иерархией на территории других Церквей было случаем необычным в церковной истории. Их каноническое положение может и должно регулироваться 39 правилом Трулльского Собора, но ведь это правило было вынесено по особому случаю и со времени своего издания не имело повода для применения в полном объеме. Во всяком случае было бы естественно довольно длительное обсуждение данного вопроса по необычности его. Но обаяние личности Митрополита Антония было таково, что Константинопольский Патриархат, вообще такой ревнивый к власти, уже в ближайшие после эвакуации дни признал существование и права особой юрисдикций нашего Высшего Церковного Управления. Теперь в Константинополе не любят вспоминать об этом акте любви, но его нельзя вычеркнуть из истории. Равным образом, тому же обаянию личности Митрополита Антония надо приписать и приглашение Высшего Церковного Управления в Югославию. По приглашению Патриарха Димитрия Владыка приезжает в Белград и очень скоро Сербский Собор выносит постановление о принятии Высшего Церковного Управления под свое покровительство и о предоставлении ему на территории Сербского Патриархата прав самостоятельной юрисдикции.
Нет сомнения, что если бы Митрополит Антоний был только великим ученым, но не привязали бы к себе, еще живя в России, сердец наших восточных православных братьев своим участием к их судьбе - иерархи Автокефальных Церквей не отнеслись бы к нему так тепло и вопрос о каноническом положении Зарубежной Церкви на практике сразу встретился бы с большими осложнениями. Любовь Митрополита Антония подготовила почву для благоприятного в подлинно-христианском и каноническом духе разрешения его.
Та же любовь и моральный авторитет Владыки Антония обезпечили и возможность для Зарубежной Церкви сорганизоваться.
Он прибыл беженцем в Константинополь с группой архиереев, не имевших в то время своих епархий. И ему добровольно, безпрекословно подчинились архиереи, в то время находившиеся на епархиях, врученных их управлению Всероссийской Церковной Властью. Они подчинились моральному авторитету Владыки Антония и их привязывала к далекому, географически, центру обаятельная, любвеобильная личность его. Почти все они в жизни так или иначе соприкасались с ним, так или иначе испытали на себе его любовь и получали все новые выражения ее в его письмах.
В течение нескольких лет я имел великое счастье быть близким сотрудником Владыки, и могу сказать, что по откровенности своей он не делал тайны из своей личной переписки. Она и проходила вся перед моими глазами, и я хорошо знаю, сколько любви изливал он на своих собратий и какой любовью они ему отвечали. Эти исполненные любви, отношения, начало которых надо искать в далеких ученических годах наших архипастырей, сделали возможным организацию Зарубежной Церкви с единым центром.
Пятнадцать с лишним лет труда Владыка посвятил Зарубежной Церкви. Силою своей любви он и основал, и сплотил ее так, что ныне она уже может существовать и по отшествии его. И будем надеяться, что она и далее сохранит заложенные им начала, которые затем принесет и на Родину, влив их в будущую возрожденную после гонения Русскую Православную Церковь.
Ист.: «Церковь и Ее учение в жизни».
Собрание сочинений. т. 2, сс.129-131
Метки: митрополит антоний