Митрополит Филарет: Св. Григорий Палама (+fr)
По церковному уставу, во второй воскресный день Великого поста, Православная Церковь, помимо празднования воскресного дня, еще вспоминает одного из великих иерархов и проповедников чистого Православия, святителя Григория Паламу, который был архиепископом города Солуни или иначе Фессалоник. Святитель Григорий принадлежал к числу тех великих благовестников христианской истины, у которых дело с жизнью не расходилось, и поэтому, помимо тех богословских сокровищ знания, которые он оставил в изобилии, как наследство для Православной Церкви, он привлекал к себе души человеческие своею святою и подвижническою жизнью и, таким образом, его духовное воздействие было двойным: он учил и своим словом и самою жизнью своею. Ему приходилось бороться с еретиками, которые искажали истину Православия самыми различными способами.
Был один вопрос, чисто богословский, из-за которого у него была долгая борьба с исказителями Истины. Когда Господь Иисусъ Христосъ преобразился на горе Фавор и просиял там, «как солнце» (Мф. 17,2) – по их утверждениям, этот чудесный свет, был обычным светом, какой мы постоянно видим в солнце и других источниках света – светом обычного порядка.
Святитель Григорий Палама, возражая на это, учил, что это был совсем иного порядка свет, ибо он указывал на слова апостольские «Богъ есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1,5). А Символ Веры наш, как вы знаете, говоря о Сыне Божием, о Господе Иисусе Христе и Его воплощении на земле, гласит, что Он есть «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного». А о нашем обычном свете Библия говорит, что он не присущ Богу, как вечное свойство самой Его Природы, а сотворен Им во времени: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1,3). В конце концов, эта чисто православная точка зрения восторжествовала и противники святителя были посрамлены. В наше время теперь часто говорят, что это «отвлеченно-богословская тема». Может быт для наших теперешних современников это именно так, а что касается истин бытия Божественного, истин духовного порядка, относящихся к тому, что невидимо и что вечно, это к сожалению теперь мало кого интересует.
Сейчас вообще, братие, когда мы наблюдаем окружающую жизнь, то мы видим, какие сбивчивые, какие неправильные представления об истине христианской наблюдаются у теперешних людей, у многих из тех, кто именует себя и искренно считает себя верными чадами Православной Церкви. А в действительности, как приходится часто наблюдать, о Православии они имеют самые сбивчивые и неясные понятия, а часто и вообще никаких не имеют.
Справедливо было сказано в одном православном органе печати, что в последние годы вдруг все себя возомнили знающими всё – знающими и православную веру и богословские истины, и т. д. Решили, что они всё знают и всё понимают и могут всех учить и наставлять. Потому-то так много сейчас путаницы, неразберихи, и несогласий, внутри церковной ограды. Еще святой апостол Павел говорил о том, что люди хотят быть учителями, но не понимают того о чем они говорят и не понимают как следует даже и того, что сами они говорят.
А когда звучит голос Истины, то ему мало внимают.
Когда жил святитель Григорий Палама, было время иное. Это теперь людям кажется, что тот вопрос из-за которого он боролся с еретиками, был «отвлеченно богословский» вопрос; а тогда это было близко их душе и сердцу, поэтому для них это не были отвлеченные споры. Но будем с вами помнить, что только Церковь Христова есть столп и утверждение истины, что только Господь Иисусъ Христосъ есть источник чистого, истинного учения. Он Сам о Себе сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Он есть сама воплощенная Истина.
И потому-то, христианин должен всегда, когда он встречается с каким-либо учением, всегда проверить его истиною Христовою. То, что нас приводит ко Христу, истинно и благословенно, а то что нас отводит от Христа и от Православия, есть только гибельный обман, в какие бы привлекательные виды ни облекался этот обман. Еще раз повторяю: помните, всё, что отводит нас от Христа Спасителя, от Его учения и чистой православной церковности, всё это только заблуждение и гибель. Поэтому раз и навсегда скажи себе : «Не принимаю никакого учения, кроме Христова, и не знаю никакого другого учителя, кроме Христа Спасителя, – не знаю и знать не хочу...» Аминь.
св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
Saint Grégoire Palamas
Selon le typicon, le deuxième dimanche du Grand-Carême, l’Église orthodoxe célèbre, outre la résurrection hebdomadaire, un des très grands hiérarques et prédicateurs de l’Orthodoxie authentique, saint Grégoire Palamas, archevêque de Thessalonique. Saint Grégoire était du nombre des grands propagateurs des vérités chrétiennes chez qui la confession était en totale conformité avec la vie. C’est pourquoi, en plus des trésors de connaissance théologique qu’il a laissés en abondance comme un héritage pour l’Église orthodoxe, il attirait à lui les âmes par sa vie d’ascèse et de sainteté, ce qui fit que son impact spirituel était double : il enseignait par sa parole et par sa vie même. Sa vie durant, il avait dû combattre des hérétiques qui s’employaient à déformer la vérité de l’Orthodoxie de diverses manières.
Il y avait alors, notamment, une question purement théologique qui l’occupa de longues années de lutte contre les prévaricateurs de la vraie foi. Selon leurs dires, lorsque notre Seigneur s’était transfiguré sur le mont Thabor et avait brillé « comme le soleil », cette lumière miraculeuse, était selon eux une lumière habituelle, semblable à celle que nous voyons grâce au soleil ou toute autre source de lumière – c’était une lumière ordinaire.
Saint Grégoire Palamas, s’opposant fermement à cette thèse, enseignait qu’il s’agissait là d’un genre de lumière complètement différent et qui correspondait aux paroles de l’apôtre : « Dieu est lumière, et il n’y a point en Lui de ténèbres ». En outre, vous n’ignorez pas que lorsque le Symbole de notre foi parle du Fils de Dieu, de Notre Seigneur Jésus-Christ et de Son incarnation, il y est dit qu’Il est « Lumière de Lumière, vrai Dieu de vrai Dieu » . Alors que s’agissant de la lumière ordinaire, la Bible nous dit qu’elle n’est pas intrinsèque à Dieu comme une propriété éternelle de Sa Nature même, mais qu’elle a été créée : « Et Dieu dit : Que la lumière soit! Et la lumière fut ». A la fin des comptes, le point de vue orthodoxe triompha et les adversaires du saint furent confondus. Aujourd’hui nous pouvons souvent entendre dire qu’il s’agirait là d’un "thème théologique abstrait". Il en est peut-être ainsi pour nombre de nos contemporains, car pour tout ce qui concerne les vérités de la révélation Divine, les vérités d’ordre spirituel se rapportant à tout ce qui est invisible à nos yeux et qui est éternel, tout cela, malheureusement, n’intéresse plus grand monde.
Lorsque de nos jours nous observons la vie qui nous entoure, nous constatons combien confuses et fausses sont les représentations des vérités chrétiennes chez nos contemporains, et même parmi ceux qui se disent et se croient fermement être des enfants fidèles de l’Église orthodoxe, alors qu’en réalité, ils ont de l’Orthodoxie une compréhension des plus confuses, quand ce n’est pas une absence totale de compréhension.
On a pu lire dans une revue orthodoxe que ces derniers temps, soudain, tout un chacun s’est improvisé connaisseur parfait de toutes les subtilités de la foi orthodoxe et des vérités théologiques, ce qui a amené les gens à croire qu’ils savaient tout et étaient à même d’enseigner et d’éduquer les autres. C'est pourquoi il y a tant de confusion, d’incompréhension et de désaccords maintenant à l’intérieur de l’Église. L’apôtre Paul disait déjà que les gens veulent être des précepteurs, alors qu’ils ne comprennent pas ce dont ils parlent, et parfois même ce qu’ils disent.
Mais lorsque retentit la voix de la Vérité, ils n’y prêtent que peu d’attention.
A l’époque de saint Grégoire Palamas, il en allait autrement. Ce n’est que maintenant que des gens peuvent penser que ce pour quoi il luttait contre les hérétiques était une question "théologique abstraite ". A l’époque, ce n’étaient pas des disputes abstraites, mais ces questions étaient tout autant proches de leur âme que de leur cœur. N’oublions donc jamais que seule l’Église du Christ est la colonne et l’affirmation de la vérité et que notre Seigneur Jésus-Christ est la source de l’enseignement pur et véridique. Il a dit de Lui-même : « Je suis la Voie, la Vérité et la Vie ». Il est la Vérité incarnée même.
Pour cette raison, lorsqu’un chrétien aborde un enseignement quelconque, il doit tout d’abord le confronter à la Vérité chrétienne. Tout ce qui nous amène au Christ est vrai et béni, en revanche, tout ce qui nous éloigne du Christ et de l’Orthodoxie n’est que tromperie mortelle, quels que soient attrayants les atours dont se revêt cette tromperie. Souvenez-vous donc bien que tout ce qui nous éloigne du Christ Sauveur, de Son enseignement et d’une vie religieuse orthodoxe pure, n’est qu’erreur et ruine de l’âme. C’est pourquoi, disons-nous une fois pour toutes : « Je n’accepte aucun enseignement autre que celui du Christ et je n’ai de maître personne d’autre que le Christ-Sauveur – je n’en connais et ne veux en connaître aucun autre ». Amen
Saint Métropolite PHILARÈTE
Метки: рпцз, митрополит филарет