Митрополит Филарет: Притча о винограднике (+fr)
У одного из древних пророков Господь говорит о том, что Он устроил виноградник, оградил оградами, сделал все, что необходимо для того, чтобы виноградник этот принес добрые плоды и говорит также Господь: «Я ожидал, что он принесет грозди, – т.е. ягоды, – а он принес терние – колючки» (Ис.5:2). И потом Господь пояснил: «Виноградник, который Я посадил, это дом Израилев» (Ис.5:7). «Дом Израилев», которому дал Господь великую милость – быть избранным народом. Но он постоянно отпадал от этого высокого своего назначения.
Но вот мы с вами слышали притчу сегодня о том, как один господин, домовитый хозяин, устроил тоже виноградник, обнес его оградой, построил внутри его красивый столб, приобрел все принадлежности, которые необходимы для того, чтобы пользоваться добрыми плодами, и поставил делателей – работников, которые должны были в свое время принести добрые плоды. И когда время плодов пришло, послал своих рабов. Но говорит притча, они с этими рабами поступили, как преступники: одного били, другого убили. Неоднократно он снова посылал туда своих рабов для того, чтобы получить плоды, а с ними так же поступали.
В конце концов послал Cвоего Cына, говоря: «Устыдятся Cына моего» (Мф.21:37). Сын будет свидетельствовать, что Я столько им прощаю, что даже Сына моего отправляю туда. Делатели решили: «Сей есть наследник, придите, убьем его и возьмем достояние его» (Мф.21:38). И схватили Его, вывели вон из виноградника и убили Его. Сказавши это, Господь обратился к тем самым, которые готовились Его убить, и говорит : «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф.21:40). Ответ, конечно, не затруднителен, они ответили : «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим делателям, которые дадут ему плоды во время свое» (Мф.21:41).
Эту притчу трудно не понять, поняли ее и те, к кому она прямо относилась – враги Христовы. Здесь прямое предсказание о том, что сделают они с Сыном Божиим, Единородным, Возлюбленным, Которого выведут из виноградника – Иерусалима и потом Его предадут злой смерти грешников, страшной казни. Эта притча, прежде всего, конечно, относилась к израильскому народу, к его духовным вождям – руководителям, которые не делали того, что должны были делать. Но когда мы эту притчу читаем, то она, конечно, и для нас имеет огромное назидательное и устрашающее значение. Прежде всего, для нас, грешных, служителей престола Божьего, ибо каждый из нас, читая эту притчу, где Господь говорит, что будут злой смерти преданы те делатели, которые не исполнили своего назначения, то каждый служитель престола Божьего тут со страхом оглядывается на себя, зная, что эта притча в этом месте и ему угрожает.
Но не только это. Ведь у каждого человека, его виноградник, порученный Богом, это – его жизнь, в которой он проходит свой путь. Вот это делание жизненное, которое Господь поручил каждому человеку, оно и должно осуществляться так, чтобы Господь видел добрые плоды от этого прохождения человеком его жизненного пути. Каждое дело, большое или малое, хотя бы самое мелочное, незначительное – говорил святитель Феофан Затворник – нужно непременно творить, как перед очами Божьими. Когда христианин так проходит свой жизненный путь и о всех мелочах не забывает, а знает, что все, что с нами случается, от Божьей десницы, направляющей нас, тогда его жизнь будет, действительно, христианской жизнью.
Один богатый человек путешествовал много. Он ехал, можно сказать, бездельно и в конце концов пришел в келью оптинского старца и скорбно говорит: «Батюшка, всю землю я объехал, а покоя не нахожу». На это ему старец мудро ответил: «Друг мой, прежде всего, покой будет только тогда, когда над нами запоют: «Со святыми упокой». Кроме того помни, что только тогда успокоится душа твоя, когда ты будешь твердо веровать и помнить, что все случающееся с нами, до самых малейших мелочей, направляется Десницей Господней». Не напрасно Единородный Сын Божий сказал, что «у вас и власы на голове сочтены» (Мф.10:30). Значит хранит нас Господь, как зеницу ока Своего! Когда человек проходит, повторяю, свой жизненный путь, тогда действительно в своем винограднике он работает, как достойный деятель, и когда явится Хозяин виноградника, то Он воздаст ему добрые плоды во время свое. Аминь.
Святой Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
Parabole des vignerons infidèles
Chez un des anciens prophètes nous lisons que le Seigneur a planté une vigne, l'a clôturée d’une palissade, a fait tout ce qui était nécessaire pour que cette vigne porte de bons fruits, et le Seigneur dit : «Je m'attendais à ce qu'elle apporte de bons raisins, - c'est-à-dire des baies, - et elle a apporté des épines - des ronces» (Is.5 : 2). Et puis le Seigneur a expliqué : «La vigne que j'ai plantée, c'est la maison d'Israël» (Is. 5 : 7). "La Maison d'Israël", à laquelle le Seigneur a accordé une grande grâce, celle d'être le peuple élu mais ce dernier s’est constamment éloigné de cette noble mission.
Et nous venons d’entendre dans la parabole d’aujourd'hui, comment un Maître de maison avait également planté un vignoble, l'avait entouré d'une clôture, avaitbâtit une belle tour à l'intérieur, s’était procuré tous les accessoires nécessaires pour profiter de la récolte, et avait mis des ouvriers qui devaient porter de bons fruits le temps venu. Et quand le temps des fruits fut venu, Il envoya Ses serviteurs. Mais la parabole dit que ces ouvriers agirent avecles serviteurs comme des criminels : ils battirent l’un, en tuèrent un autre. À plusieurs reprises, Il envoya à nouveau Ses serviteurs pour obtenir des fruits, mais tous furent traités de même.
Finalement, Il envoya Son Fils en disant : «Ils auront du respectpour mon Fils» (Mat. 21 :37). Le Fils témoignera que Je leur pardonne à un point tel que J'envoie même Mon Fils. Mais les ouvriers se dirent : «Celui-ci est l'héritier, venez, tuons-le et prenons ses biens» (Mat. 21 :38). Ils Le saisirent, Le firent sortir de la vigne et Le tuèrent. Le Seigneur se tourna vers ceux qui s'apprêtaient à Le tuer et dit : «Quand le Maître de la vigne viendra, que fera-t-il de ces vignerons» ? (Mat. 21 :40). La réponse n'est pas difficile à imaginer, ils répondirent : «Il fera mourir ces misérables, etIl donnera la vigne à d'autres vignerons qui lui en donneront le produit au temps de la récolte».
Il est difficile de ne pas comprendre cette parabole, et ceux à qui elle se référait directement, les ennemis du Christ, la comprenaient également. Il y a là une prédiction directe de ce qu'ils feront du Fils de Dieu, le Fils unique et Bien-aimé, qu’ils feront sortir de la vigne – Jérusalem, avant de Le livrer à une mort affreuse. Bien entendu, cette parabole se rapportait avant tout au peuple d’Israël, à ses dirigeants spirituels – des dirigeants qui n’avaient pas fait ce qu’ils auraient dû faire. Mais lorsque nous lisons cette parabole, elle a évidemment pour nous aussi une énorme signification instructive et effrayante. Tout d'abord, pour nous, pécheurs, ministres de Dieu et de l’Autel, chacun de nous en lisant cette parabole où le Seigneur dit que ceux qui n'auront pas accompli leur mission seront soumis à une mort terrible, alors chaque ministre de Dieu fait avec inquiétude son introspection, sachant que cette parabole le menace directement.
Et ce n’est pas tout. En effet, chacun de nouspossède sa propre vigne, confiée par Dieu, – c’est notre vie, dans laquelle noustraçons notre propre chemin. Cette vie que le Seigneur nous a confiée, doit être réalisée de manière à ce que le Seigneur en voie les bons fruits. Chaque action, grande ou petite, même la plus infime, la plus insignifiante - disait saint Théophane le Reclus - doit absolument être réalisée comme devant les yeux de Dieu. Lorsqu'un chrétien traverse sa vie de cette manière et n'oublie pas toutes les petites choses, mais sait que tout ce qui nous arrive vient de la main droite de Dieu qui nous guide, alors sa vie sera vraiment une vie chrétienne.
Un homme riche avait beaucoup voyagé, sans but précis, et il aboutit finalement à la cellule d’un starets d'Optino et dit tristement : «Père, j'ai parcouru toute la terre, mais je ne trouve pas la paix». A cela, le starets répondit avec sagesse : «Mon ami, tout d'abord sacheque nous ne connaîtrons de paix véritable que lorsque l’on chanteraau-dessus de nos corps : Fais reposer avec les saints ton serviteur ... De plus, sache que ton âme ne sera en repos que lorsque tu croiras fermement, et tu te souviendras, que tout ce qui nous arrive, dans les moindres détails, est dirigé par la Main du Seigneur». En effet, ce n’est pas en vain que le Fils unique de Dieu a dit que «même les cheveux de notre tête sont comptés» (Mt 10, 30). Sachons que le Seigneur nous garde, comme la prunelle de Ses yeux ! Lorsqu'une personne traverse, je le répète, son chemin de vie, alors elle travaille réellement dans sa vigne comme un digne ouvrier, et lorsque le Maître de la vigne viendra, Il le récompensera avec de bons fruits en son temps. Amen.
Saint Métropolite PHILARÈTE
Метки: рпцз, митрополит филарет