Митрополит Иннокентий: О Церкви
Сия вера апостольская,
Сия вера отеческая,
Сия вера православная,
Сия вера вселенную всю утверди.
Поводом к написанию этой статьи послужили споры русских иерархов о главенстве в Церкви, раздирающие нешвенный хитон Спасителя. Это и побудило нас печатно изложить своё исповедание по этому вопросу. Мы исповедуем Единого Главу Кафолической Церкви — Христа. Епископ считается главой своей епархии, как наместник Христа. И хотя все епископы равны, но епископы одного народа должны признавать своей (а не Церкви) главой первого епископа, называемого Митрополитом, также и Митрополиты должны почитать старейшего, т.е. патриарха, а эти последние признавать первого по чести, чтобы соблюдалось единство и единомыслие во всех Церквах. Права и обязанности епископов строго определены Божественными канонами, изложенными в книге Правил, которая имеет одинаковую силу и значение с Библией и считается вечной и неизменяемой конституцией в Церкви. Хранителем этой конституции являются соборы епископов. Но Церковь называется "соборной" не потому, что она яко бы основана на соборах и управляется ими, а потому, что она собрана из всех народов: выражение "соборный" есть точный перевод греческого слова "кафоликос", которое в переводе значит ВСЕОБЩИЙ.
* * * * *
Святая Церковь на всём протяжении своего существования подвергалась частым и всевозможным гонениям. Но никакие гонения и притеснения нельзя сравнить с теми, которым подверглась Православная Церковь у нас на родине. Богоборцы-коммунисты, путём обмана и насилия захватившие государственную власть в России, с первых же дней захвата власти, воздвигли на Православную Церковь жестокие, неслыханные гонения с целью разрушить и уничтожить её и вытравить из сознания русского народа самую идею Бога. Для достижения своих преступных целей они применили все доступные им средства, подвергая пастырей Церкви гонениям, ссылкам и даже мучительным казням: закрывали храмы, обращая их в клубы, театры и просто вертепы, и всячески глумились над всем, что почитается Церковью и верующими священным. Но все попытки безбожной власти уничтожить Церковь Христову, которую, по слову Самого Спасителя, и врата ада не одолеют (Мф 16.18), и убить веру в людях, ни к чему не привели. Из всех гонений Церковь выходила ещё более крепкой, очищенной и омытой кровью пострадавших за веру Христову. Видя, что сатанинский план уничтожить Церковь путём гонения и насилий служит только к бо́льшему укреплению Церкви, коммунисты решили подчинить её в крайнем случае себе и заставить служить их интересам. Для сего они с помощью разных ухищрений постарались привлечь на свою сторону многих иерархов Православной Церкви и таким путём создали в ней небывалый ещё раскол. В угоду покровительствующей им власти, уступая новым веяниям времени, эти бывшие архипастыри отступили от церковных Божественных канонов, нарушили и изменили их и хотят строить здание Церкви на каких-то новых, ими выдуманных, основаниях. Страха ради иудейска, ради мнимой власти они во всякое время готовы предать Христа и передать Церковь Его на поругание безбожной коммунистической власти. Но опыт прошлого и настоящего показывает, что никто не в состоянии разрушить Церковь и заставить её служить временным, земным интересам. Её назначение — приготовление человека к Царству Небесному, к вечной, загробной жизни. Формы государственного устройства и его законы временны и изменчивы. Формы же устройства Христовой Церкви и её законы не могут подлежать никаким изменениям, так как устроителем Церкви является снисшедший на землю Сам Бог, Который дал миру совершеннейшее учение. Его учение воплощает в себе все человеческие идеалы и даёт исчерпывающий и точный ответ на все запросы человеческого духа. Основанная Им Церковь являет собой совершеннейший образец человеческого общежития. Нужно лишь раскрыть сущность основных принципов учения Христова, освободить Церковь от искусственных надстроек и наслоений, создавшихся в течение веков вследствие общности и смешения интересов государственных и церковных: нужно лишь выявить во всей чистоте сияющий как алмаз идеал Христов, чтобы отвести взоры людей от ложных и фальшивых ценностей.
ПОНЯТИЕ О ЦЕРКВИ.
Церковь — это союз Бога с человеком, по которому она является установлением вечным и неизменным. Законы её — Божественны и потому неизменны и обязательны для всех истинно верующих и на все времена; на них, как на вечном фундаменте, стоит всё церковное здание.
Церковь в идеальном её понимании есть град Божий, в котором царь — Христос, слуги — ангелы, граждане — души праведников, а закон — воля Божия. В этом граде или царстве всё истина, всюду царит правда и над всем господствует любовь. Или, как учит Апостол Павел: "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим 14.17). Этого града искали все ветхозаветные праведники (Евр 11.10,14,16), к нему приступили новозаветные святые (Евр 12.22), этот град сойдёт на новую землю, как "скиния Бога с человеками" (Откр 21.3). Этот союз Бога с человеком осуществляется на земле как Церковь Новозаветная, прообразом которой была Церковь Ветхозаветная, основанная при Моисее у горы Синая. Эта земная Новозаветная Церковь, имеющая назначением приготовление человека к Царству Небесному, Царству Славы, обладает всей полнотой и совершенством, свойственными этому Царству. Церковь, по учению Ап. Павла, есть великое тело, "составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей" и всё нужное для питания, украшения, сохранения своего получающая от Божественного Главы (Еф 4.15-16). Она Свята, потому что освящена Самим Христом и является источником освящения всякого человека, совершая его в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф 4.13). Она — Соборная или Кафолическая (следует отличать от Вселенской — икуменикос, см. Греческо-Русский словарь Вейсмана), т.е. что она всеобщая, всечеловеческая и в ней нет различия по национальностям, полам и возрастам. Она — Апостольская и Епископальная, ибо основана Самим Христом на Ап. Петре, которому Христос сказал: "На сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей. И дам ти (т.е. Ап. Петру) ключи Царства Небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет разрешено на Небесех" (Мф 16.18-19). Те же самые полномочия в лице Ап. Петра получили и прочие Апостолы. Но так как власть, вручённая Апостолам, установлена на все века, то она должна продолжаться и ныне продолжается в преемниках их служения — епископах.
УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ.
Освящаемая и сохраняемая всемогущей силой и управляемая непрестанным содействием Своего Божественного Главы, Церковь имеет от Него всё необходимое для благоустроенного общества, т.е. своё видимое правительство и свои начала и уставы для его управления. Но как по своему назначению и свойствам Церковь отлична от других человеческих обществ, то и управление её имеет другое устройство. Она управляется своей духовной властью, живёт своей особой духовной жизнью и имеет свои особенные законы, которыми сохраняется в ней богоучреждённый порядок и направляется жизнь и деятельность её членов к общему духовному их благу.
ЕПИСКОПИЯ.
На земле Церковь Божия осуществляется в каждой православной епархии. Солнце правды Христос как бы в капле воды отражается в каждой епископии. Каждый православный город с принадлежащими к нему окрестными сёлами представляет собой самостоятельное отдельное царство и возглавляется одним епископом. Епископия — это микромир (мир в малой форме), в противоположность макромиру — Вселенской Церкви. Поэтому мы исповедуем, что каждая Церковь есть единая спасающая, единая истинная и вместе с прочими епархиями или Церквами составляет одно неделимое тело Христа.
ЕПИСКОП. Его права и обязанности.
Епископ Церкви является источником благодати, беспорочным строителем дома Божия (Тит 7) и высшим смотрителем или пастырем Христова стада (1Пет 5.4); в нём сосредоточена вся духовная власть: он блюститель истины и священного порядка в своём пастырском уделе, и только он имеет всю полноту апостольской власти. Отсюда понятны святоотеческие выражения: "Без епископа нет Церкви", "Кто не с епископом, тот не со Христом". Епископу дано право править слово истины (2Тим 2.15), хранить предания (1Тим 6.20), проповедовать Слово Божие "во время и не во время" (2Тим 4.2), ложные учения обличать со всяким повелением (Тит 2.15). Исключительно епископу принадлежит право рукоположения священнослужителей, освящения мира, публичного примирения с Церковью кающихся: он освящает храмы с положением св. Мощей; только он может совершать любое священное действие, и он же главный блюститель порядка при богослужении. В пределах епархии никто из священников или диаконов, а также из епископов других епархий не может ничего творить без согласия правящего епископа; никто из епископов не может вторгаться в его область и ограничивать его власть (III Вс. соб. пр. 8; Ант. соб. пр. 9; Карф. соб. пр. 64. 67). Епископ в своей епархии есть глава Церкви и единственный её судия, — "ему вверены драгоценные души" епархии (Ап. пр. 41). Как правитель дома Божия (1Тим 3.15), он имеет попечение и право распоряжения всем церковным имуществом епархии (Ап. пр. 41) и должен ведать им "яко Богу назирающу" (Ап. пр. 38); его долг защищать обиженных, снисходить смиренным, низвергать высоконравие гордых и болезни стада, т.е. страдания пасомых почитать своими. Эти высокие права и власть епископа в его епархии над верующими зиждутся не на его личном хотении или произволе, — в своей деятельности епископ строго ограничен Божественными, неизменными законами, изложенными в Книге Правил. Подражая своему Пастыреначальнику — Христу, епископ должен творить не свою волю, но волю Пославшего его Христа, сообразуя с Божественным Его велением каждое слово и действие, и ни в каком случае он не должен выходить из послушания Божественному закону, хотя бы за это ему грозила самая смерть. Он должен быть послушен Божественной воле так же, как был послушен воле Отца Небесного Сам Христос (Флп 2.5-8).
МИТРОПОЛИТ. Его права и обязанности.
Ничего, выходящего из пределов предоставленных ему прав, епископ не может творить без воли первого или старшего епископа. "Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается его епархии и мест к ней принадлежащих" (Ап. пр. 34: Вальсамон). Первый между епископами обычно занимал кафедру старейшего или главного города и назывался митрополитом. Митрополит такой же епископ в своей епархии, как и прочие епископы, и ему предоставлено право быть не епископом епископов и не главой всех церквей, а только первым по чести среди равных ему епископов своего округа (Карф. соб. пр, 48; Ант. соб. пр. 9). На обязанности митрополита лежит: созывать соборы, председательствовать на них (Ант. соб. пр. 19), с согласия всех епископов своего округа избирать и поставлять новых епископов (1 Вс. соб. пр. 4), обозревать епархии своей митрополии и в нужных случаях делать указания и замечания; но совершать в них дела епископские и даже священнодействовать без согласия местного епископа митрополит не может (Кормчая 58, 3). Сам митрополит ничего превышающего его права без согласия епископов своей митрополии творить не должен (Ап. пр. 34). Цель такого единения та, чтобы все епископы едиными устами и единым сердцем исповедовали Святую Троицу и строго хранили апостольские предания. Таково именно было устройство Церкви в первые века христианства и только уже во времена Вселенских Соборов, с распространением Церквей Божиих по всему миру, ради пользы дела было увеличено число митрополитов с объединением их в лице старшего Митрополита или Патриарха.
ПАТРИАРХ. Его права и обязанности.
Наименование Патриарха в первый раз было узаконено на Четвёртом Вселенском Соборе в 451 году. Патриарх поставлен Вселенскими Соборами в такое же отношение к своим епископам: он созывает патриаршие соборы, председательствует на них, утверждает избранных епископами митрополитов (IV Вс. соб. пр. 28), разрешает недоумения и недоразумения епископов и митрополитов и, выполняя принцип централизации власти, является завершением церковного здания Поместной Церкви. Но Патриархи Восточной Православной Церкви никогда не претендовали на особое приматство, главенство над епископами с подчинением ему их в вопросах веры и церковной жизни. Патриархи так же, как и митрополиты, считаются первыми между равными и имеют каждый твою епархию. Честь первенства они получают не в силу особой епископской благодати или епископской власти, а потому, что они — епископы царствующего града. Так, епископ Константинопольский был уравнён по чести с епископом древнего Рима потому, что Константинополь сделался царствующим градом (VI. Вс. соб. пр. 28).
Канонические правила признают пять патриархов, которые называются вселенскими не потому, что они являются патриархами всей Вселенской или Кафолической Церкви, а только в смысле патриархов всегреческих, так как слово икуменикос означает страны, населённые по преимуществу греками (см. словарь Вейсмана), так что точный смысл этого термина можно передать словом имперский или всегреческий, как это и было объяснено в споре с Папой Григорием Великим в 588 году. Это равносильно титулу "всероссийский". Отсюда само собой понятно, что в каждом православном государстве, в котором имеется несколько митрополий, первый из митрополитов должен обладать всеми правами и обязанностями патриарха, хотя бы он и не носил такого титула. Все же патриархи обязаны признавать 1-го из них, на обязанности которого лежит созывать в собственном смысле Вселенские соборы и председательствовать на них (11 Вс. соб. пр. 3; 1 Вс. соб. пр. б и 7).
СОБОРЫ.
Для устройства важнейших церковных дел, рассуждения о догматах благочестия, решения различных вопросов церковной практики и урегулирования судебных спорных дел собирались соборы епископов. Соборы разделялись на совершенные, большие, патриаршие или поместные и на вселенские. Право созывать соборы предоставлено не всякому епископу, а только митрополиту. Без воли митрополита никакой собор епископов не мог собраться в его митрополии (Ант. соб. пр. 20). Когда на соборе присутствовал митрополит, то такой собор назывался совершенным. Если на собор приглашались епископы других митрополий, то такой собор назывался большим. Собор, собираемый патриархом, назывался патриаршим или поместным. Когда же на соборе присутствовали все патриархи, то такой собор назывался Вселенским (II Вс. соб. пр. 6 — толкование Вальсамона).
КОМПЕТЕНЦИЙ СОБОРОВ.
Митрополичьи соборы должны собираться дважды или по крайней мере однажды в год (IV Вс. соб. пр. 19; Лаод. соб. пр. 40; Ант. соб. пр. 20) и являются аппеляционными инстанциями по отношению к суду епископа и первой инстанцией по рассмотрению жалоб клириков или мирян на самого епископа. Решения большого собора в таком случае считались окончательными. Если же подавалась жалоба на митрополита перед экзархом великой области или пред патриархом, то окончательною инстанцией был Вселенский собор.
Соборы также являлись хранителями Божественных преданий и их истолкователями, но никогда не были административными органами церковной власти, поскольку в таком случае умалялась бы власть епископа и епархии оставались бы продолжительное время без своих правителей, так как епископы для выполнения сложных административных функций должны были бы задерживаться на соборах, в предупреждение чего Карфагенский собор своими правилами 141 и 142 постановил "епископам не задерживаться на соборах". Соборам не дано права изменять или дополнять существующие канонические правила (IV Вс. соб. пр. 1; VI Вс. соб. пр. 2; VII Вс. соб. пр. 1). В 6 прав. VII Вс. соб. сказано: "Когда же будет собор о предметах канонических и евангельских, тогда собравшиеся епископы должны тщательно заботиться о сохранении Божественных и животворящих заповедей Божиих. Поскольку за сохранение их, большое воздаяние".
СОСТАВ СОБОРОВ.
На соборах присутствовали с правом решающего голоса только епископы и их представители клирики, почему и самые соборы назывались по числу собравшихся на них епископов, например: "Собор трехсот семьнадесяти Богоносных Отец, собравшихся в Никее," или: "Собор ста пятидесяти собравшихся в Константинополе." На соборах, конечно, могли присутствовать и миряне, но они не имели права голоса и не участвовали в решении вопросов, обсуждавшихся на соборах. И это вполне согласуется с догматическим учением Церкви, по которому Божественная власть вязать и решить в Церкви передана Господом Апостолам и их преемникам-епископам, и Церковь управляется в собственном смысле Духом Святым через епископов.
ПРИЧИНЫ НЕСТРОЕНИЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ.
Мы схематически, очень бегло изложили устройство Церкви, основанное на Божественных канонах. Отступление от св. канонов всегда вносило в Церковь нестроения и причиняло ей много бедствий. Особенно это заметно в переживаемое нами время на положении Православной Церкви в России. Под влиянием революционного шатания умов и вследствие уступок духу времени многие пастыри Русской Церкви, а за ними миряне, стали искать истину не в Божественных заповедях, запечатлённых в св. канонах, а "в поднятии рук" и "в количестве голосов" всякого незаконного сборища. Избрав этот путь для отыскания истины, церковные реформаторы пошли по торному и гибельному пути страстей и порока, в то время как долг каждого истинно верующего христианина идти единым верным путём, начертанным Самим Спасителем.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ.
Её желательное устройство.
Мы все, пастыри и православные христиане в рассеянии сущие, — сыны гонимой Православной Церкви в России. Милостивым Провидением Божиим мы оказались вне тягостного режима СССР., вне досягаемости преступной власти коммунистов. На нас лежит великий долг, в виду воздвигнутого на нашу Церковь гонения, сохранить хотя бы в части Русской Церкви в чистоте и неприкосновенности учение Христово и священные каноны. Задача большая и ответственная. Чтобы успешнее её выполнить, мы должны прежде прийти к единой твёрдой власти, так как, по слову Спасителя, без твёрдого руководителя и пастыря стадо будет расхищено волками (Ин 10.12).
Благодарение Господу, со многими другими епископами заграницей находится старейший из русских епископов, первый избранный кандидат на патриаршество в России и местоблюститель Патриаршего Престола Высокопреосвященный Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий. [В Бозе почившего Митр. Антония ныне замещает Высокопр. Митр. Анастасий. Прим. ред. "Китайский благовестник"] Ему-то и приличествует быть первым между равными и присвоить титул Патриарха всех Русским Православных Церквей, находящихся в рассеянии. Ему не только должна быть присвоена честь патриаршего титула, но и действительные права первого митрополита всех заграничных Русских Церквей. Патриарх должен иметь местопребывание в главном городе какой-либо из великих держав и быть признан таковым всеми патриархами.
Существующие же с давних пор наши церковные учреждения за границей можно оставить в том виде, в каком они — на основании международных трактатов — существуют в Китае, Америке, Японии и других странах, одинаково с прочими инославными миссиями. Для пользы дела обширные области наших миссий следует разделить на округа и в каждом окружном отделении миссии иметь викарного епископа. Дальнейшая организация миссий сама собой понятна. При таком положении число православных увеличивалось бы с каждым днём, и наша Церковь опиралась бы не только на русских православных христиан, но и на местных жителей, обращённых в православие. Тогда защита прав бесправных теперь русских достигалась бы в совершенстве.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕРКВИ.
Самый трудный вопрос это денежный. Вопрос этот не сейчас только возник, и он не случайный, —он имеет глубокие исторические корни в Церквах Ветхозаветной и Новозаветной и поставлен в определенные нормы, обязательные для членов Церкви на все времена.
Устрояя Ветхозаветную Церковь, Бог не дал удела Левитскому колену, избранному на служение при храме, но сказал: "Весь Израиль мой удел" и заповедал, чтобы десятая часть всех доходов Израильтян вносилась как пошлина на храм (Левит 27.30; Числ 18.21; Втор. 14.22-29); всё первородное, от человека до животного, а также от плодов земных посвящались Богу: бесчисленные жертвы — ежедневные, праздничные и по особым случаям приносимые —поступали на содержание священников и левитов. Всё это давало возможность благолепно содержать храм, поддерживать непрерывно торжественные богослужения, иметь хор певчих и музыкантов при храме и широко развивать церковную благотворительность. Такое высокое служение Богу не могло не воспитывать народ Израильский, и Церковь Божия действительно являлась материю всех своих чад, кормилицей вдов и сирот, защитницей слабых и угнетённых и всех несчастных бедных людей, не приспособленных к жизненной борьбе.
Созидая Церковь Новозаветную, Господь наш Иисус Христос не отменил Божественных законов Ветхозаветной Церкви, поскольку Он пришёл не разорить закон, но исполнить (Мф 5.17), и потому, когда спросили Господа, нужно ли платить подать Кесарю, подразумевая, что таковая уже вносится Израилем на Церковь, Он ответил: "Воздадите Кесарево Кесарю, и Божие Богу" (Мф 22.21), т.е. вносите подать церковную и подать государственную. Сам же чтобы подать пример верующим, велел Петру уплатить статир за Себя и за него. Из истории Новозаветной Церкви мы знаем, что Христос похвалил вдовицу, вложившую в корвану церковную две лепты, что составляло всё её состояние, за что эта вдовица и ублажается Церковью, как образец истинного служения Богу.
В первые дни христианства, при Апостолах, христиане продавали своё недвижимое имущество и вырученные деньги полагали к стопам Апостолов. В то время никто ничего не считал своей собственностью, но всё было общим, и поэтому между христианами не было нуждающихся. Такая жизнь была нормой человеческих отношений и всякое отступление от этой нормы особенно остро выделялось из общей настроенности христиан. Анания, который с согласия своей жены утаил часть из вырученной от продажи имущества денежной суммы и не передал всего Церкви, как обещал сделать, по приговору Первоверховного Апостола Петра вместе с своей женой был наказан внезапной смертью. Позднее, в дни юной Иерусалимской общины принцип доброхотных даяний по отношению к Церкви соблюдался самым строгим образом (2Кор 17.7). Был в полной силе также старый обычай отделять начатки плодов, гумна и виноградников как вообще на содержание священнослужителей, так и на бедных мирян по распределению священников и диаконов с благословения епископа, так как все поступавшие на Церковь приношения, состоявшие в деньгах, пищевых продуктах и необходимых для жизни вещах и припасах, были в ведении и полном распоряжения епископа (Ап. пр. 4). Это обеспечение клириков всегда стояло в тесной связи с общей помощью нуждающимся. По свидетельству историков, епископы главной своей заботой считали служение бедным и предоставление работы безработным (Фаррар).
В Греческой Церкви, когда она была признана господствующей, содержание её лежало на обязанности государства. Греческие цари считались ктиторами Церкви, строили дивные храмы и изыскивали средства на содержание бесчисленного духовенства. Греческий Император Константин Великий назначил духовенству определённое жалование.
В первые века христианства на Руси на Церковь вносилась обязательная десятина. Св. Владимир говорит: "Даю этой церкви Святой Богородицы от моего имения и от городов моих десятую часть". Умирая Св. Владимир завещал своим детям: "С любовью принимать благословение от епископов, священников и игуменов [игумены, как и игуменьи, могли не иметь священного сана прим. — +М.А.], не устраняясь от них, любить и не обижать их, да молятся о вас Богу". И князья не забывали этого завещания, жертвуя большие вклады, земли и угодья. Позднее, Новгородский князь Святослав Олегович (1137 г.) в своей грамоте подтверждает: "Устав, бывший у нас от прадедов (Св. Владимир) и от дедов наших отдавать епископам десятину от даяний и от налогов и продаж, всего что входит в княжий двор". По свидетельству историка Ключевского, Русская Церковь при князьях и в первое время царского периода была самым богатым учреждением в государстве, владея одной третью всех имуществ. Такое материальное благосостояние Церкви много способствовало тому, что она достигла высокого положения в государстве. Пастыри Церкви насадили на Руси народную грамотность. Монастыри и церковные школы были единственным рассадником просвещения. Исполняя свою прямую цель — воспитание русского народа в духе христианского учения, — Церковь выдвинула из среды духовенства целый ряд высокоучёных пастырей, которые были советниками и наставниками народных правителей. Святители Русской Церкви никогда не забывали, что "церковное богатство есть богатство нищих ", и потому всегда поддерживали нищую, неимущую братию и около монастырей образовывали обширные селения.
К глубокому несчастью Церкви и народа, цари, начиная с Петра Первого, стали тяготиться церковной опекой. Позабыв заветы своего прадеда Св. Владимира, они вступили в борьбу с Церковью. У Церкви постепенно отнимались все права и преимущества. Пётр I, чтобы парализовать влияние Церкви на народные массы, лишил её многих имущественных прав и привилегий. В 1701 г. все церковные доходы были поручены контролю светских лиц, и жизнь духовенства в материальном отношении была поставлена в зависимость от произвола контрольных органов светской власти. В 1764 г. всё церковное имущества было передано в казну и тем самым Церковь была лишена возможности благотворения. Своими систематическими ограничениями светская власть довела Церковь до того, что круг деятельности её священнослужителей значительно сократился, будучи замкнут в узкие определённые рамки выполнения чисто внешнего обрядового делания. Церковь сделалась требоисправительницей, а сами священнослужители сошли на степень государственных чиновников. Со времени кошмарной революции Православная Церковь в России лишена всех последних прав даже юридических, как общество.
Проследив источники материальных средств Ветхозаветной Церкви, мы находим, что, когда Церковь имела в своём распоряжении огромные богатства, она высоко держала своё знамя, успешно выполняла свою божественную миссию и была матерью для всех неимущих и обездоленных. Когда же государственная власть лишила Церковь её владений и имущества и от неё были отняты все права и привилегии, то и великое её дело — просвещение народа и благотворительность — сошло на нет, а в результате этого народ ослабел в вере в Бога, забыл свои христианские обязанности и утратил национальный облик. Тяжёлые последствия этого явления с большой очевидностью сказались в период последней русской революции.
Каждый должен уяснить себе, что тот, кто не несёт никаких обязанностей по отношению к Церкви, отказывается помогать делу церковному, не может считаться верным сыном Церкви. "Вера без дел мертва", а потому каждый христианин должен показать свою веру от дел своих. Какая польза человеку голодному, если ему вместо хлеба преподают словесное утешение. Только тот, кто оденет и накормит несчастного, сделает настоящее доброе дело. Если христиане действительно верят в Церковь Божию, они обязаны исполнять заповеди Божии и вносить посильную лепту на нужды Церкви. Св. Апостол Павел внушает верующим: "Разве вы не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовестия" (1Кор 9.13-14). В другом месте он говорит: "Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим" (Гал 6.6). Ап. Павел внушал коринфским христианам еженедельно сберегать часть от своих доходов и по воскресным дням вносить их на церковь (1Кор 16.1-2). Никто не должен являться пред лицем Господа с пустыми руками (Исх 34.20; Втор 16.16): а не явившийся в церковное собрание в три воскресные дня в продолжении трёх недель должен быть отлучён от церковного общения (VI Вс. соб. пр. 80).
Христианство не есть теория личного спасения. Идеи Христовы должны проникать во все поры церковно-общественной жизни. А так как денежные средства являются могущественным орудием в общественной жизни, то Церковь, как общество верующих, как учреждение, должна иметь солидные денежные суммы на содержание церквей и духовенства, на содержание духовных школ, на дела благотворительности, на печатные органы и на всякие другие церковно-общественные и культурные цели. Настоящий момент является наиболее важным и своевременным, чтобы каждому из нас выполнить свой долг перед Богом и свои обязанности пред Его Св. Церковью. Мы прежде всего должны подумать, какими материальными средствами мы можем поддержать Церковь. Этот вопрос должен быть разрешён собором всех епископов в согласии со всеми истинно верующими на основании Слова Божия и истории Церкви.
МОЖЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ КОГДА-ЛИБО ПРИЗНАТЬ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
Ответ на этот вопрос мы находим в 13 главе Апокалипсиса: "И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонилась дракону, который дал власть зверю, говоря, кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на Небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, чьи имена не написаны в книге жизни у Агнца закланного от создания мира" (Откр 13.3-8). В этих немногих стихах ясно и точно определена ВЛАСТЬ ОТ ДИАВОЛА, с которой призваны вести постоянную войну все святые (Церковь), и горе тем, кто уклоняется от этой войны, кто признает эту лживую власть законной и подчиняется ей: их участь в озере, горящем огнём и серой (Откр 21.8). Такова, бесспорно, и есть власть советская, — лживая, сатанинская и БОГОБОРНАЯ.
+ Архиепископ Иннокентий [Фигуровский]
(Печатается по: Китайский благовестник 1941, №6, с., 1-13).