Митрополит Филарет: Воскрешение сына Наинской вдовы (+fr)
Святое Евангелие, которое мы слышали с вами за Божественной литургией, нам рассказывает о необыкновенной встрече, которая произошла в евангельские времена, во дни Христа Спасителя. Это Евангелие нам рассказывает о том, как смерть встретилась с жизнью и отступила перед ней. В Палестине до сих пор сохранился небольшой городок Наин. И вот жители его, хорошо, конечно, знавшие друг друга, были взволнованы печальным событием: в цвете лет скончался юноша, единственный сын своей матери, которая, к тому же, была вдова. Он был ее единственным утешением и радостью и единственной опорой ее старости, и вот безжалостная смерть вырвала его из ряда живых, и многолюдное погребальное шествие печально исходит из города для того, чтобы юношу похоронить там, где было положено.
Выходят из города. Мать, изнемогающая от скорби, вероятно, поглощенная своим неизбывным горем, она и не замечала ничего вокруг. И с одром, окруженным всеми, выходит множество народа из ворот города. Смотрят, навстречу также идет множество народа, а в центре этого множества идет Господь Иисусъ Христосъ – Начальник жизни нашей. И вот лицом к лицу смерть, держащая умершего, встречается с Начальником жизни. Не говорит Евангелие о том, чтобы мать о чем-то просила Спасителя. Повторяю, поглощенная своим горем, она, вероятно, ничего не замечала, но Сам Господь Милосердный, отмечает евангелист, Сам сжалился над нею и ей говорит : «Не плачь» (Лк.7:13) ! И приблизившись, притронулся к одру, к носилкам, на которых несли умершего, и остановил всю процессию. Это вызывает удивление: что это значит ! Почему Он их остановил ? А Он обращается к мертвому, как к живому и говорит: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14). Поднялся умерший и стал говорить. И отдал его Господь и Спаситель – Начальник жизни матери его. Нет нужды говорить о том, какою радостью было это для материнского сердца, ибо когда мать полагает во гроб свое дитя, то она часть своего сердца погребает в этой темной могиле, а тут она получила своего сына живым и здоровым. Потрясенный народ везде стал говорит, что «Велий Пророк в нас восстал, и Богъ посетил народ Свой» (Лк.7:16), не подозревая, как они были близки к истине, ибо Господь был безмерно выше всякого пророка, Он был, именно, о Котором говорили и Который посетил народ Свой.
Это рассказало нам сегодня Евангелие, как пример, насколько милосерд наш Господь, Который никогда не может видеть спокойно и равнодушно, как мы часто видим, человеческое горе и немедленно на него откликается. И нам бы надобно подражать нашему Господу, Который никогда не отказал никому, находившемуся в горе и в беде и просившего Его о помощи, а немедленно шел на эту помощь.
Припомните другой случай, когда тоже оборвалась молодая жизнь. У начальника синагоги Иаира умирает дочь, еще не умерла, но он спешит к Спасителю, умоляет прийти и исцелить больную. Сейчас же встает Спаситель с места, где Он был, и идет в дом к Иаиру. По дороге говорят, что дочь умерла. «Не бойся, только веруй» (Лк.8:50)! – говорит Господь отцу, входит в дом и возвращает к жизни и эту молодую отроковицу Начальник жизни! Помните примеры милосердия нашего Господа и как подобает нам учиться у Него милосердию к человеческому горю и откликаться на него. Как часто мы или совсем не откликаемся или поверхностно, только бы отделаться. Но Господь всегда верен Себе и всегда готов помиловать и исполнить просьбу веры от человеческой души.
Св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
Résurrection du fils de la veuve de Naïn
Le saint Évangile, que nous avons écouté avec vous lors de la Divine Liturgie, nous raconte une rencontre extraordinaire qui s'est déroulée à l'époque du Christ Sauveur. Cet Évangile nous raconte comment la mort a rencontré la vie et a reculé devant elle. En Palestine, il existe encore une petite ville appelée Naïn. Ses habitants, qui se connaissaient bien, furent troublés par un triste événement : un jeune homme, fils unique de sa mère, qui était veuve, mourut dans la fleur de l'âge. Il avait été son seul réconfort, sa seule joie et le seul soutien de sa vieillesse, et maintenant une mort impitoyable l'avait arraché du rang des vivants, et un cortège funèbre quittait tristement la ville pour enterrer le jeune homme là où il était censé être enterré.
On sort de la ville. La mère, épuisée de chagrin, probablement absorbée par son indicible douleur, ne remarque rien autour d'elle. Et comme le cercueil est entouré de toutes parts, la foule sort des portes de la ville. Elle voit une multitude de gens qui viennent aussi vers elle, et au centre de cette multitude avance le Seigneur Jésus-Christ, le Prince de notre vie. C'est ainsi que la mort, qui retient les morts, se retrouve face à face avec le Prince de la vie. L'Évangile ne dit pas que la mère ait demandé quoi que ce soit au Sauveur. Je le répète, absorbée par son chagrin, elle ne s'est probablement aperçue de rien, mais le Seigneur Miséricordieux Lui-même, note l'évangéliste, a eu pitié d'elle et lui a dit : "Ne pleure pas" (Lc.7:13) ! Il s'approcha et toucha le lit, la civière sur laquelle le défunt était transporté, et arrêta tout le cortège. Cela nous amène à nous demander : qu'est-ce que cela peut bien signifier ! Pourquoi les a-t-Il arrêtés ? Mais Il s'adresse au mort comme à un vivant et dit : "Jeune homme, je te le dis, lève-toi !" (Lc.7:14). Le mort se leva et se mit à parler. Et le Seigneur et Sauveur - le Prince de la vie - le rendit à sa mère.
Inutile de dire quelle joie ce fut pour le cœur de la mère, car lorsqu'une mère met son enfant dans le cercueil, elle enterre une partie de son cœur dans cette sombre tombe, mais ici, elle recevait son fils vivant et en bonne santé. Partout, les gens ébranlés commencèrent à dire : "Un grand prophète s'est levé parmi nous, et Dieu a visité son peuple" (Lc 7,16), sans se rendre compte à quel point ils étaient proches de la vérité, car le Seigneur était incommensurablement plus élevé que n'importe quel prophète, Il était précisément Celui dont on parlait et qui visitait son peuple.
C'est ce que nous dit l'Évangile d'aujourd'hui, comme exemple de la miséricorde de notre Seigneur, qui ne voit jamais la douleur humaine avec calme et indifférence, comme nous pouvons le faire souvent,maisqui y répond immédiatement. Nous devrions imiter notre Seigneur, qui n'a jamais opposé de refusàquelqu'un qui était dans la détresse et dans le besoin et qui Lui demandait de l'aide, mais Il allait immédiatement au-devant de cette demande.
Souvenez-vous d'un autre cas où une jeune vie a également été interrompue. Le chef de la synagogue, Jaïre, avait une fille qui était mourante, et ils'était précipité vers le Sauveur, le suppliant de venir guérir la malade. Aussitôt, le Sauveur se lève de l'endroit où Il se trouvait et se rend à la maison de Jaïre. En chemin, on Lui dit que la fille est morte. "N'ayez pas peur, croyez seulement" - (Lc 8,50), dit le Seigneur au père, et Il entre dans la maison et Lui, le Prince de la vie, ramène à la vie cette jeune fille ! Souvenez-vous des exemples de la miséricorde de notre Seigneur et de la manière dont nous devrions apprendre de Lui la miséricorde pour la douleur humaine et y répondre. Combien de fois ne réagissons-nous pas du tout, ou seulement de manière superficielle, juste pour nous en défaire. Quant au Seigneur,Ilest toujours fidèle à Lui-même et Il est toujours prêt à faire preuve de miséricorde et à répondre à la demande de foi d'une âme humaine.
Saint Métropolite PHILARÈTE
Метки: рпцз, митрополит филарет