АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Филарет: Притча о Сеятеле (+fr)

Одну из самых известных евангельских притч слышали мы сегодня за Божественной Литургией. Притчу, которую не нужно было повторять в доброе старое время, когда все ее знали, со школьной скамьи, из уроков Божьего Закона. Сейчас другое время, братие, и я вкратце передам ее содержание.

Господь сказал : «Вот, вышел сеятель сеять» (Мф.13:3). Имейте ввиду, что Господь проповедовал под открытым небом и очень может быть, что, говоря эти слова, Он указал на какого-нибудь сеятеля, который действительно в это время проходил поблизости и делал свое дело, посевая свое семя. Так вот, Господь говорит : вышел сеятель сеять и когда он сеял, то семя попало на разные места. Одно упало на дорогу и там быстро налетели птицы, его склевали и от него ничего не осталось. Другая часть семян упала туда, где как будто бы была хорошая земля, но очень тонки были ее всходы. Когда солнышко пригрело, то сначала как будто бы замеченные всходы завяли, т.к. не могли пустить глубоко корни. Третья часть семени также упала неудачно. Упала она среди терния, сорной травы и потом, когда трава разрослась, то разрослись и тернии, которые ее заглушили. И только четвертая часть попала на добрую землю и принесла плод.

Когда Господь привел эти четыре случая, куда упало семя, то потом Сам и объяснил апостолам, что значит эта притча. «Сеятель, – сказал Он, – сеющий доброе семя, есть Сын Человеческий» (Мф.13:37). Сам ли Он разсевает или через служителей Своих, но Сеятель – Он. Доброе семя, которое Он сеет это – слово Божие. Семя, которое упало при дороге и было поклевано, указывает на людей, у которых, по русской поговорке : в одно ухо вошло, в другое вышло и ничего не осталось. Люди легкомысленные, все поверхностно принимают, у них это слово Божие коснулось верхушки сознания и следа не осталось. Лукавый свое дело делает и старается у человека отобрать память о слове Божием. И часто слово падает, как будто бы на добрую землю, а оказывается упало на каменистую почву. Есть люди, которые в спокойное время, когда жизнь их идет нормально, как будто бы верующие, считают себя верующими, но только наступит скорбь и гонение, быть может за веру, там они отпадают и не приносят плода. А семя, падшее в терния, указывает на людей, которые настолько погрузились в суету и попечения века сего, что семя, которое как будто бы готово было подняться и разрастись, оказалось заглушённым. Заглушается у этих людей то, что осталось от слушания слова Божия, заглушается шумом мiрской суеты, и они также забывают о том, что слышали, подавленные этой суетой, занятые только ею и не приносят плода. И, наконец, только четвертые, как сказал Господь, добрым, благим сердцем принимают это семя и плод творят в терпении. Для того, чтобы принести плод, для того, чтобы в жизни пройти путем доброй христианской жизни, нужны терпение, труд и подвиг.

Жизнь такова всегда была, что в ней не всегда легко осуществлять Христовы евангельские заповеди. Но если говорить о нашем времени, о нас самих, то ведь кажется, что мы редко бываем вот этим четвертым семенем, которое приносит добрый плод. А так бываем то одним, то другим, то третьим – то безразлично-равнодушными, с пренебрежением воспринимаем то, что Церковь говорит, к чему нас призывает. Как будто бы это падёт на нашу душу, загорится в человеке желание, стремление, даже решимость жить по-хорошему, а как настал период переживаний, – так, где его вера?! Она ушла... А среда мiрская уже, действительно, всех нас поглощает. Настолько мы в нее погрузились, что у человека без помощи Божией и силы нет вырваться из этой суеты, освободить свою душу, и свой ум и свое сердце.

Но в наши скорбные дни мне припоминается и другая притча, о плевелах. В ней говорится, что сеятель посеял доброе семя. В сегодняшней притче мы с вами видим, что получается с добрым семенем – тут еще новая опасность. Пришел враг, посеял плевелы среди пшеницы, т.е. дурную сорную траву. Тут вспоминается слово бессмертное Святейшего Патриарха Тихона. Когда были его последние минуты, он сказал: «Сейчас будет ночь. Я засну, а ночь будет долгая, долгая...» И вот эту страшную ночь мы с вами теперь переживаем, когда еле теплится свет слова Божия в мiре.

И часто вспоминается еще одно слово, слово великого святителя Феофана Затворника, который своим прозорливым взором проницая будущее, говорил, что настанет время, когда будет все поверхностно, все церковное, все чины, все порядки, вся внешность, вся служба – все будет, а внутри (говорил великий иерарх) – полная измена духу Христову... Это духовные плевелы... И вот, сейчас всюду мы видим, что душа человеческая теряется среди них, с трудом отыскивает, иногда не может долго найти доброе семя, а все попадает на плевелы.

Берегись же, христианская душа, благодари Бога за то, что ты являешься сыном или дочерью Православной Церкви, которая хранит апостольское ученье, святоотеческие заветы и преданья, благодари Бога за это и береги свою веру. Помни, что многие и многие сейчас надламываются в плевелах. Эти плевелы имеют часто добрую внешность. Известно, когда были посеяны, действительно, семена настоящей пшеницы и настоящих плевел, которые растут там в Палестине, где Господь говорил Свое слово, там эти плевелы, пока зеленые, почти не отличаются и по виду, от зеленой пшеницы. Когда все созреет, тогда сразу видно, где пшеница и где плевелы, а пока не созрело, плевелы на пшеницу очень похожи и их легко спутать. И многие, повторяю, на них попадают. Поэтому береги свою душу, свою веру и береги свою принадлежность к Церкви Православной, потому что много сейчас группировок людей, из которых каждая кричит, что она истинная церковь, а с Истиной совсем не соприкасалась! Аминь.

св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ

 

Parabole du Semeur

Nous avonentendu aujourd'hui lors de la Divine Liturgie l'une des plus célèbres paraboles de l'Évangile. Une parabole qui n'avait pas besoin d'être répétée dans le bon vieux temps, quand tout le monde la connaissait depuis l'école, depuis les cours d’instruction religieuse. Aujourd'hui, c'est un autre temps, et je vais vous en donner brièvement le contenu.

Le Seigneur a dit : "Voici qu'un semeur sortit pour semer" (Matthieu 13:3). N'oubliez pas que le Seigneur prêchait en plein air, et il se peut très bien qu'en prononçant ces paroles, Il désignait un semeur qui passait à ce moment-là et qui faisait son travail, semant sa semence. Ainsi donc, le Seigneur dit : Le semeur sortit pour semer, et comme il semait, les semences tombèrent en divers endroits. L'une d'elles tomba sur le chemin, et des oiseaux arrivèrent, la picorèrent, et il n'en resta rien. L'autre partie de la semence tomba à un endroit où il semblait y avoir de la bonne terre, mais ses pousses étaient très fines. Lorsque le soleil s'est mis à chauffer, ces pousses se flétrirent n'arrivant pas à s'enraciner profondément. La troisième partie de la semence tomba également de façon malencontreuse. Elle était tombée parmi des ronces, des mauvaises herbes et, lorsque les mauvaises herbes poussèrent, les ronces poussèrent égalementet la semence fut étouffée. Ce n'est que la quatrième partie qui, tombée sur une bonne terre, porta du fruit.

Après avoir donné ces quatre exemples où la semence était tombée, le Seigneur expliqua aux apôtres ce que signifiait la parabole. "Le semeur, dit-il, qui sème une bonne semence, c'est le Fils de l'homme" (Matt.13:37). Qu'il sème Lui-même ou par l'intermédiaire de Ses serviteurs, Il est le Semeur. La bonne semence qu'Il sème, c’est la parole de Dieu. La graine tombée sur le chemin et qui a été picorée par les oiseaux, désigne des gens chez qui une chose entre par une oreille, sort par l’autre, et rien ne reste. Les gens sont étourdis, frivoles, ils accueillent tout superficiellement. Cette parole de Dieu a effleuré leur conscience, mais il n'en reste aucune trace. Le malin fait son travail et s’efforce d'effacer chez l’homme le simple souvenir de la parole de Dieu. Et parfois, la parole semble tomber sur un bon terrain, or il s'avère qu’elle tombe sur un terrain rocailleux. Il y a des gens qui, dans les temps calmes, quand leur vie se déroule normalement, semblent être de bons croyants, se considèrent comme tels, mais que surviennent les tribulations et les persécutions à cause de la foi, ils abjurent leur foi et ne portent aucun fruit. Et la semence qui est tombée dans les ronces désigne des gens qui sont tellement plongés dans la vanité et les soucis de ce monde, que cette semence, qui semblait prête à lever et à croître, a été étouffée. Ce qui reste de l'écoute de la parole de Dieu est étouffé chez ces gens. Ce qu’ils ont pu entendre de cette parole, est noyé dans le bruit de l'agitation mondaine, et ils oublient ce qu'ils ont pu entendreétouffés par cette agitation, occupés seulement par elle, et ils ne portent pas de fruit. Enfin, comme l'a dit le Seigneur, seuls les quatrièmes qui, avec un cœur bon, reçoivent cette semence, portent dans la patience du fruit. Pour porter des fruits, pour traverser la vie de façon réellement chrétienne, il faut de la patience, du travail et de l'effort.

La vie a toujours été telle qu'il n'est pas toujours facile d'accomplir les commandements évangéliques du Christ. Mais si nous parlons de notre époque, de nous-mêmes, il semble que nous ne soyons que très rarement cette quatrième graine qui porte du bon fruit. En réalité, nous sommes tantôt l'unetantôt l'autre, ou la troisième graine – nous sommes indifférents, nous accueillons avec dédain ce que dit l'Église, ce à quoi elle nous appelle, et nous le négligeonsOn pourrait parfois croire que cela touche réellement notre âme, qu’un désir, une aspiration, une détermination même à vivre d'une bonne manière s'allume en nous, mais dès que l'épreuvsurvient, – où est cette foi ? Elle disparaît, elle s’évanouit ... En effet, l'environnement de ce monde nous absorbe tous. Nous y sommes tellement immergés que, sans l'aide de Dieu, une personne n'a pas le pouvoir d'échapper à cette vaine agitation, de libérer son âme, son esprit et son cœur.

Mais en ces jours d'afflictionme revient à l’esprit une autre parabole, celle sur l'ivraie. Il y est dit que le semeur a semé du bon grain. Dans la parabole d'aujourd'hui, nous voyons ce qu'il advient à la bonne semence,  mais là, nous avons un autre danger encoreUn ennemi vient et sème de l'ivraie, de la mauvaise herbe, parmi le blé. Et là, nous devons nous souvenir de la parole immortelle de notre Très-Saint patriarche Tikhon. Alors qu'il vivait ses derniers instants, il avait dit : "Maintenant va survenir la nuit. Je vais m'endormir, et la nuit sera longue, longue...". Et maintenant, vous et moi, nous vivons cette nuit terrible, alors qu'une faible lueur de la parole de Dieu brûle encore dans le monde.

Et nous nous souvenons également d'une autre parole, celle du grand saint Théophane le Reclus, qui, de son œil perspicace discernant l'avenir, avait dit que le temps viendra où tout sera superficiel, tout ce qui a trait à l’Eglise, la hiérarchie, l’apparence, les célébrations – tout cela existera, mais à l'intérieur ce sera une trahison complète de l'esprit du Christ ... Cest de l’ivraie spirituelle dont parlait le grand hiérarque ... Et maintenant, partout nous voyons que l'âme humaine se perd parmi cette ivraiecherche avec difficulté sans pouvoir trouver la bonne semence, ne faisant que tomber sur l'ivraie.

Prends donc garde, âme chrétienne, remercie Dieu d'être un fils ou une fille de l'Église orthodoxe, qui préserve l'enseignement apostolique, les préceptes et les traditions des Saints-Pères. Rends grâce à Dieu pour cela et garde ta foi. Souviens-toi que nombreux sont aujourd’hui ceux qui se brisent sur l'ivraie. Cette ivraie a souvent une belle apparence. On sait que lorsque le vrai blé et l'ivraie poussent en Palestine, là où le Seigneur a prononcé Sparabole, cette ivraie, quand elle est verte, ne diffère guère en apparence du blé vert. Quand tout est mûr, on voit tout de suite où est le blé et où est l'ivraie, mais tant qu'elle n'est pas mûre, l'ivraie ressemble beaucoup au blé et il est très facile de les confondre. Et beaucoup, je le répète, tombent dessus. Prends donc soin de ton âme, de ta foi et de ton appartenance à l'Église orthodoxe, car il existe aujourd'hui de nombreux groupes de personnes prétendant chacun d’être lÉglise véritable, alors quils ne sont même pas entrés en contact avec la Vérité ! Amen.

Saint Métropolite PHILARÈTE

Метки: рпцз, митрополит филарет

Печать E-mail